Единственный магазин «Продукты Башкортостана» в Уфе закрылся, ни шатко ни валко проработав чуть больше трёх лет. Планы открыть в республике не менее 30 фирменных точек остались на бумаге. Ожиданий не оправдали По замыслу разработчиков проекта, магазины под брендом «Продукт Башкортостана» должны были стать основным каналом сбыта свежей, экологически чистой продукции местных производителей: охлаждённого мяса и мясных продуктов, фермерского молока и молочки, мёда с частных пасек, хлебобулочных изделий и др. Но отсутствие у оператора проекта чёткой маркетинговой и закупочной политики помешало успешной торговле и развитию. Не проработав и года, магазин закрылся на реконцепцию – этим занялись крупные региональные торговые сети. Но и перезапуск проекта ситуацию не спас. Члены рабочей группы при Госсобрании республики, посетившие в рамках спецрейда уже «обновлённый» магазин, признали, что разработчики не сумели подать продукт красиво, а формат торговли не соответствовал заявленным амбициям. Покупателей отталкивал скудный ассортимент и более высокие цены. Патриотический посыл «Выбирай своё – покупай родное» не сработал: победила экономия. «Продукция фермерских хозяйств по определению дороже промышленных аналогов, сделать её дешевле, чем в крупных торговых сетях, нет возможности: сети формируют закупки большими партиями и получают от поставщика скидку», – прокомментировали ситуацию в Госкомитете по торговле РБ. Формат неэффективен «Нам было интересно провести анализ в тестовом режиме, насколько проект будет рентабелен в высококонкурентной среде, – отметил генеральный директор группы торговых компаний Ильдар Гарифуллин. – Ценовая и маркетинговая политика соответствовала рыночной. Но три с половиной года работы, к сожалению, показали неэффективность торговли в данном формате. Население просит дополнительный ассортимент, как в традиционных магазинах: фрукты, консервацию, кофе и другие товары, которые не производятся в республике. Люди экономят время – идут туда, где можно купить всё в одном месте. Поэтому трафик посетителей был небольшой, шли только жители соседних домов. И мы приняли решение о закрытии фирменного проекта». «Всё дело – в переформатировании проекта «Продукт Башкортостана». В современных экономических условиях наиболее эффективно продвигать продукцию по уже существующим каналам во всех форматах розничной торговли в республике и за её пределами, – прокомментировала начальник отдела мониторинга испытательного центра при Госкомитете РБ по торговле и защите прав потребителей Светлана Дивнич. – Сегодня в проекте более 300 участников – это предприятия, индивидуальные предприниматели, КФХ, производящие около 4000 наименований продовольственных товаров. Большинство из них хотят попасть на полки раскрученных торговых объектов, будь то гипермаркет федеральной сети, розничный рынок или небольшой магазин «у дома». Это и предполагает концепция проекта». Проект скорее жив После переформатирования проекта и отказа от создания собственной торговой сети приоритетной задачей, по словам Светланы Дивнич, остаётся продвижение самого бренда. «Цель проекта – увеличить потребление продовольственной продукции, изготовленной в республике, создать эффективную систему продвижения товаров местных производителей, – отметила Светлана Павловна. – Небольшие предприятия часто не имеют ресурсов на продвижение, поэтому их продукция практически не известна покупателю и не привлекательна для розницы, особенно сетевой. Одно из ключевых направлений работы – организация диалога местных производителей с представителями торговых сетей. На торгово-закупочных конференциях представители розницы изучают продукцию производителей, а те, в свою очередь, знакомятся с условиями вхождения в торговые сети, заключают договоры поставки». Более половины товаров, представленных в магазинах собственной сети – а их в Уфе более 100, – произведены в Башкирии. Комментарий Гендиректор компании в Туймазинском районе Ильдар Еникеев: «Участие в проекте «Продукт Башкортостана» облегчает выход на потребительский рынок, заключение договоров, вхождение в сети и т.п. Но вот логистика до конца не продумана. Поэтому пришлось свернуть сотрудничество с магазинами «Байрам» в Уфе: нам поставили условие – самим развозить продукцию по торговым точкам от Черниковки до Зубово и Булгаково, а это экономически невыгодно. Наше предприятие производит весь спектр натуральной молочной продукции, в том числе творог, сыры, масло. Около половины объёма поставляем в социальные учреждения, остальное – в розничную торговлю. Работаем в своей зоне – Туймазинский, Шаранский, Белебеевский районы, город Октябрьский. Но по ценам трудно конкурировать с привозными продуктами, которые, хотя имеют мало общего с натуральными, порой дешевле и более привлекательно упакованы».