Запуск «Ямал СПГ», рекорды плавания и ход ледовитости. Администрация Севморпути подвела итоги года
Администрация Северного морского пути подвела итоги деятельности в 2017 году. Так, за год разрешения на плавание в акватории Севморпути выдали 662 судам, в том числе 107 судам, плавающим под иностранным флагом. Уведомлений об отказе было всего два, хотя и они впоследствии получили разрешения. Всего в минувшем году в акватории Севморпути морские суда (без учета транзитных) перевезли 9 млн. 737 тыс. 559 тонн различных грузов, перевозки речными судами достигли 797 тыс. 191 тонны. Транзитные суда перевезли 194 тыс. 364 тонны грузов, - сообщает пресс-служба Федерального агентства морского и речного транспорта. В прошлом году зафиксировали рекорд по скорости прохождения акватории Севморпути транзитными судами. Судно «Baltic Winter», вышедшее из китайского порта Тайцанг в германский порт Бремерхафен, потратило на транзит по акватории Северного морского пути всего 5,6 суток. Необходимо отметить и увеличение продолжительности периода зимней навигации за счет позднего плавания судов в восточной части акватории Севморпути. Свидетельством этому стали плавания судов «Борис Вилькицкий» и «Федор Литке», которые вошли в акваторию через Берингов пролив 13 ноября и 8 декабря соответственно. Рекордным по срокам также можно считать проход по Севморпути судна «Эдуард Толль», которое вошло в акваторию через Берингов пролив самым последним - 25 декабря 2017 года. Значимым событием прошлого года стал запуск в эксплуатацию завода «Ямал СПГ», построенного на ямальском берегу Обской губы. Из порта Сабетта в декабре начали отгрузки сжиженного газа на танкеры-газовозы Совкомфлота. До этого, в течение нескольких лет грузы для строительства завода и порта Сабетта завозили через акваторию Севморпути. Для навигационно-гидрографического и гидрометеорологического информирования судоводителей, осуществлявших плавание в акватории, администрация Севморпути в прошлом году опубликовала 78 прип-восток и 163 прип-запад, 247 синоптических прогнозов и 260 аналитических и прогностических ледовых карт по четырем морям Севморпути. По проблемным районам и пунктам публиковали долгосрочные ледовые прогнозы. Среди редких гидрологических и ледовых процессов и явлений в акватории Севморпути в прошедшем году зафиксировали, что за всю зиму в проливе Вилькицкого не образовался припай. В летний период навигации отмечали большое скопление айсбергов в самом проливе и на подходах к нему, что создавало судоводителям дополнительные риски. Общий ход ледовитости в морях Севморпути в 2017 году отличался от предыдущего года более ранним, в среднем на полмесяца, началом процессов таяния и очищением акватории ото льдов, но также и более ранним началом процессов ледообразования. Ход ледовитости завершившегося года в акватории Севморпути практически повторил показатели 2015 года, хотя минимальное его значение, приходящееся обычно на сентябрь, было тогда на 200 тыс. квадратных километров меньше, чем в 2017 году. Очередной летний минимум ледовитости 4,62 млн. квадратных километров в Арктике (Северная полярная область) наблюдали 12 сентября. Это седьмой по величине минимум за период наблюдений с 1978 по 2017 годы. Администрация Севморпути констатировала, что общие ледовые условия в акватории в период летней арктической навигации прошедшего года для плавания судов складывались благоприятно.