Рядом с диорамой "Прорыв блокады Ленинграда", открытой в 1985 году и созданной художниками, прошедшими Великую Отечественную войну, построен новый корпус музея. Это идея молодых — историков, архитекторов, художников. Экспонаты корпуса созданы на основе документов из военных архивов и материалов, полученных во время поисковых работ на Невском пятачке — плацдарме, на котором проходили самые ожесточенные бои за Ленинград. Прорыв начался на Невском пятачке "То, что мы видим здесь, — композиционно разложенные предметы — фактически то, что мы видели в разные годы на Невском пятачке. Мы начинаем что-то раскапывать, очищаем это под щеточку, и мы видим, как зафиксировался этот бой, как остановился момент войны, как погиб солдат, что было на нем, из чего состояли траншеи. И все эти маленькие детали мы подмечаем и просто переводим их при помощи художественных техник в панораму. И это здорово, потому что это наше отношение к тому времени, это наша любовь к истории", — рассказывает автор трехмерной историко-художественной панорамы "Прорыв" Дмитрий Поштаренко. Панорама создавалась так, чтобы зритель, проходя по окопам, над которыми возвышается военная техника, почувствовал себя в центре сражения: вокруг взрываются снаряды, идут рукопашные схватки, девушки-военнослужащие спешат подвезти на собачьих упряжках боеприпасы и забрать с поля боя раненых. Объемная картина, созданная участниками петербургской команды "Невский баталист", будет дополнена световыми и звуковыми эффектами. Боевая задача Сюжет трехмерной панорамы воссоздает события 13 января 1943 года у деревни Арбузово Ленинградской области на участке наступления 131-го гвардейского стрелкового полка 45-й гвардейской стрелковой дивизии в районе плацдарма "Невский пятачок" на левом берегу Невы. В частности, тот момент, когда бойцы Красной Армии атакуют противника, чтобы подавить одну из немецких огневых точек и продолжить наступление в районе Арбузово. В объемных фигурах и на портретах можно узнать реальных людей — участников битвы. Это был второй день операции "Искра", которая проходила с 12 по 18 января 1943 года. "Советские разведчики и отдельные группы бойцов продвигаются к огневой точке, чтобы поддержать атаку. Слева по склону взбираются герои прорыва: по самой вершине бежит капитан Иван Шапочкин, чуть ниже поднимается Роман Белов, спрыгивает в траншею гвардии старший лейтенант Константин Непоклонов, рядом с ним — связист, гвардии сержант Михаил Бабиев. Путь проходит по береговой кромке мимо подбитого советского танка БТ-5, собачьих упряжек с волокушами и их вожатой — сержантом Маргаритой Меньшагиной: ими на передовую доставлены боеприпасы, и теперь на этих упряжках забирают раненых", — описывают сюжет участники команды "Невский баталист". В эпизоде боя запечатлено, как младший лейтенант Михраб Ибрагимов крадется к немецкой пулеметной точке, гвардии старшина Владимир Девяткин возле башни танка Т-26 отстреливается из пулемета, а санинструктор Валентина Фадина возле танка БТ-5 склонилась над потерявшим сознание командиром танковой роты Василием Спиваком. Над фигурами бойцов — пикирующий немецкий самолет Junkers Ju-87. "Эта история взята из архивов Министерства обороны, судьба каждого солдата тоже взята оттуда и из научных источников, все постарались сделать научно выверенно, не допустить грубых ошибок. Фигуры, которые установлены, — это реальные лица, им даже придано портретное сходство ", — рассказал ТАСС руководитель музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда" Денис Пылев. Тулуп с чужого плеча и довоенная винтовка Для панорамы было создано более 30 гипсовых скульптур. Они одеты в подлинные вещи, найденные поисковиками, и в одежду, которую восстанавливали по сохранившимся свидетельствам. "Мы нашли, например, очень фактурный тулуп — шитый-перешитый многослойно. С нуля сложно сделать вещь такой живой и интересной. Мы радуемся, когда удается такую вещь найти", — рассказал Поштаренко. Автор экспозиции рекомендует обратить внимание на винтовку 1925 года с клеймом Ижевского оружейного завода, которая вживлена в слой "льда". "Это подлинная винтовка. Она будет интересна как людям, которые собирают оружие, так и просто детям, которые могут посмотреть, потрогать, но при этом не смогут ее взять и куда-то направить", — пояснил он. О боях начала войны рассказывают техника и орудия, которые использовались в 1941–1942 годах и оставались брошенными на Невском пятачке после того, как выходили из строя, — это ампуломет (стрелковая система для ближнего боя пехотных подразделений Красной Армии, производившаяся в блокадном Ленинграде — прим. ТАСС) и бутылкомет для метания "коктейля Молотова". Денис Пылев говорит, что в макете очень много подлинных предметов. Их выкупали в антикварных салонах, передавали частные коллекционеры или находили поисковики. "Присутствует небольшая доля предметов бутафории", — добавил Пылев. Как объяснил Дмитрий Поштаренко, при создании панорамы не было цели использовать только подлинные вещи, на которых явно видны следы времени: многие элементы экспозиции — это копии, созданные с исторической достоверностью, или современные аналоги. "Среди предметов, которые мы используем здесь, есть и настоящие, и сделанные с нуля. Потому что все-таки мы не могли показать войну древней, ржавой: мы должны в предметы верить", — отметил автор панорамы. Для панорамы сконструировали фрагменты военной техники — танков БТ-5 (легкий колесно-гусеничный быстроходный танк, принятый на вооружение в 1933 году — прим. ТАСС) и Т-26 (легкий танк, созданный в 1930 году на основе английского танка Vickers — прим. ТАСС). Гильзы от патронов набирали на полигонах — по словам Поштаренко, "гильзы от РПК (ручного пулемета Калашникова — прим. ТАСС) калибра 7,62 мм идеально подошли" — их рассыпали в экспозиции мешками. Земля из бетона, лед из смолы Экспозиция строилась на металлическом каркасе, на который укладывали слои гипса и бетона. "Куски льда делались достаточно долго — в них даже, если присмотреться, где-то мы видим гильзы — мы слоями набирали его при помощи смол, — рассказал Поштаренко. — Это все покрывается большим количеством фактуры — камней, собранных на Невском пятачке, специального песка, который мы привозили с пятачка для воронок, было отлито большое количество гранат, набросаны доски от ящиков, щепки, консервные банки — их солдаты кидали под ноги по краям траншеи, чтобы было удобнее ходить по грязи". В экспозиции эти детали неподвижны — они вживлены в "почву" как будто вмерзли в нее, что тоже исторически достоверно: операция "Искра" была отложена на несколько дней из-за оттепели в начале января 1943 года. Командование приняло решение дождаться морозов, чтобы тяжелая техника не увязала в грязи и не проваливалась под лед. Война глазами разных поколений На создание нового здания музея для размещения трехмерной панорамы ушло около четырех лет. "В январе 2014 года президент Владимир Путин побывал в Кировском районе, он возложил цветы на Рубежном камне и посетил тогда первую в России трехмерную диораму "Прорыв", которую готовила группа ребят во главе с Дмитрием Поштаренко, — говорит губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. — Диорама была небольшая, но она произвела большое впечатление на президента, и он сказал мне и еще ряду коллег, что хотелось бы, чтобы такая выставка была постоянной. Он дал устное поручение рассмотреть возможность построить отдельное здание под диораму "Прорыв", и это здание сделать как филиал музея "Прорыв блокады Ленинграда", который был построен еще в далекие 1980-е годы". Молодые архитекторы разработали проект здания для трехмерной экспозиции. "Оно даже внешне достаточно интересное — похоже то ли на крепость, то ли на дот. И самое главное, что это здание полностью подошло ребятам из группы Поштаренко под их замыслы", — отметил Дрозденко. Сам проект ориентирован прежде всего на молодых, подчеркивает губернатор: "Чтобы современное поколение понимало, через что пришлось пройти людям". А вот Дмитрий Поштаренко считает, что панорама будет интересна не только молодежи. "Мне кажется, рассчитано на всех. Просто главное — подойти к этому", — отметил он. "Диорама 1985 года отражает настроение той эпохи, отношение к войне, видение художников тех лет. А сейчас мы занимаемся поисковыми работами и отражаем то, что мы видим. Невозможно будет сделать подобную экспозицию спустя много лет, потому что и мы с каждым годом меняемся, и наше настроение, воспоминания. Это такой своеобразный монумент и той эпохе, и нашим взглядам", — сказал автор новой панорамы. Екатерина Андреева