Сказка и быль: не сотворить идола
В четверг, 18 января, в широкий прокат выходит полнометражный фильм «Скиф» продюсера Сергея Сельянова, снятый по сценарию Вадима Голованова и Рустама Мосафира. Рустам Мосафир, являясь еще и режиссером «Скифа», уже угодил в скандальную базу сайта «Миротворец». Видимо, у «Миротворца» туго с чувством юмора, потому что серьезно отнестись к этой сказочной страшилке для взрослых совершенно невозможно. Хотя авторы и позиционируют свое творение не иначе как Road movie (фильм-путешествие, герои которого находятся в дороге. — «ВМ») и одновременно как боевик. С Road movie, пожалуй, можно и согласиться: главные герои — ратник Лютобор (Алексей Фаддеев) и его «Санчо Панса», потомок скифов Куница (Александр Кузнецов), все время куда-то двигаются — то на лошадях, то бегом, то ползком. А действие картины относит нас в далекие, отчасти придуманные авторами времена, когда потомки скифов с раскосыми и жадными очами выродились в безжалостных наемных убийц, «волков бога Ареса». Князья Древней Руси разобщены. Великий князь дарит своему собрату Чернигов, поскольку сам с этим градом справиться не может. «Но мы принимаем», — иронизирует одариваемый. Ратнику Лютобору удается прикрыть князя от вражеской стрелы. Но в итоге он оказывается втянутым в чужие междоусобные интриги и вынужден пуститься в опасный путь ради спасения уже собственной семьи. А его проводником становится пленный Куница. Молящиеся разным богам, они идут вместе через дикий степной мир, поклоняющийся Аресу, Велесу, Перуну и всевозможным идолам, наполненный… ну, пусть будет сказочными персонажами. Вы, кстати, любите сказки Артура Роу? Спрашиваю, потому что отдельные герои «Скифа» до боли напоминают знаменитого милляровского Кощея Бессмертного. Но если вы решили действительно познакомиться со славным прошлым земли Русской, то вам явно не сюда — никаким подлинным историческим духом тут и не пахнет. Зато здесь ведрами кровь льется. А дух отлетает со скоростью мчащегося сапсана. Герои мало говорят, но много дерутся, пуская в ход все доступные боевые атрибуты: мечи, кинжалы, цепи, дротики, луки… Кто отрывается по полной в этом муви-«мочилове», так это каскадеры! А вот хорошим драматическим артистам (их тут немало: Юрий Цурило, Алексей Фаддеев, Виталий Кравченко, Александр Кузнецов) — делать практически нечего. Диалоги их слушать порой неловко: это тот случай, когда у артистов, как и у небезызвестного Володи Шарапова, «десять классов на лбу написано», а в глазах читается еще и высшее образование. Невыносимо интеллигентны! И к тому же испорчены цивилизацией: зрители более сопереживают их необходимости скакать босиком по острым прибрежным камням, чем «висеть окровавленными» на дыбе. Но вот за что действительно не стыдно в этом фильме, так это за великолепные красочные костюмы Надежды Васильевой и за монтаж Андрея Назарова. Что хорошо, то действительно — хорошо!