«Коррупционное, антигосударственное дело». Россиянин усомнился в честности лотерей
Житель Санкт-Петербурга предложил Антикоррупционному комитету России проверить деятельность компании «Столото» – организатора популярных телевизионных и не только лотерей. Свою петицию Дмитрий Шарапов разместил на сайте Chage.org. Ажиотаж вокруг «Золотого ключа», «Жилищной лотереи» и других лотерей увеличивается перед каждыми праздниками. Организаторы получают от мечтателей о легкой прибыли миллиарды рублей. Игроки же, отдающие по 100 рублей за билетик, надеются компенсировать хотя бы эти затраты, но… С прибылью по окончании розыгрышей остаются далеко не все. О сути петиции и обоснованности возникших подозрений – в материале «ФедералПресс».
В обращении к Антикоррупционному комитету России петербуржец Дмитрий Шарапов просит проверить «прозрачность розыгрышей» государственных лотерей. Молодому человеку хотелось бы, чтобы трансляции таких лотерей, как «Русское лото», «Золотая подкова» и т.п. «шли в прямом эфире, а не просто висел бы значок “прямой эфир”, под которым скрывается запись». «Сделать розыгрыши лотерей, таких как, “5 из 36”, “5 из 45”, “6 из 36” и т.д. более прозрачными и проводить розыгрыши сразу же после закрытия продаж лотерейных билетов», – пишет автор петиции.
Дмитрий Шарапов приводит свою интерпретацию «мошеннической схемы», используемой компанией «Столото», которая и занимается организацией названных выше телевизионных и онлайн лотерей. «Теоретически схема мошенничества выглядит примерно так: за 20 минут до розыгрыша конкретной лотереи, прием ставок на эту лотерею прекращается. Данного времени предостаточно, чтобы специальная компьютерная программа проанализировала все комбинации, заполненные на этот розыгрыш игроками. Затем программа выбирает самую невыигрышную комбинацию. Сами шары разной массы, из этого следует, что выпадает комбинация, выгодная для организатора. В результате чего организаторы выплачивают по результатам розыгрыша минимально возможную сумму», – полагает Шарапов.
Мужчина просит Антикоррупционный комитет России провести «тщательную проверку деятельности ТД “Столото”, заставить их (“Столото”, - ред.) проводить лотерейные розыгрыши на физических лототронах в присутствии независимых экспертов и показывать прямые трансляции для прозрачности розыгрышей, а также проверить прозрачность проведения этих лотерей».
Мнение представителя компании «Столото» удалось узнать только после минуты прослушивания автоответчика, который предлагал стать участником и даже победителем лотерей и тем самым войти в историю, рассказал о выигрышах, количество которых исчисляется миллионами, и миллионерах, ставших таковыми благодаря лотереям, а также предложил сыграть в лотерею, стать партнером либо распространителем «счастливых» билетов.
Представитель компании, голос которой, спустя еще какое-то время, после разговора с секретарем, все же раздался в трубке, не считает выводы автора петиции обоснованными. «На билете указаны две даты: первая дата – это дата фактического проведения и съемок тиража, вторая – это дата трансляции по телевидению. В каждом часовом поясе программа выходит в 14-00 по местному времени», – сообщила девушка.
Специалист компании заявила об абсолютной прозрачности съемок, например, лотереи «Русское лото». Она заметила, что убедиться в этом может любой желающий: нужно всего лишь подать заявку через официальный сайт «Столото», после чего заявителю позвонит менеджер и пригласит в студию в определенный день. То же самое можно сделать и любителям таких лотерей, как, например, «5 из 36», которые транслируются в сети интернет, – специалист утверждает, что можно приехать в офис «Столото» на Волгоградском проспекте в Москве и самому увидеть, как лототрон выбрасывает шары без какого-либо стороннего вмешательства.
Впрочем, в просьбе организовать экскурсию для журналиста «ФедералПресс» с тем, чтобы увидеть всю «производственную цепочку», в том числе сравнить массу шаров, выброшенных из лототрона во время розыгрыша, и тех, что остались внутри, представитель компании отказала, заметив, что по таким вопросам она с журналистами не работает, и нужно обращаться напрямую к менеджерам.
Одним словом, в компании убеждают, что оснований для сомнений в честности и прозрачности розыгрышей быть не может. Тем более что эти лотереи – государственные, их организаторами являются Министерство финансов России и Министерство спорта России. Но как раз здесь и кроются подводные камни, уверен эксперт игорного рынка Дмитрий Слободкин.
По его мнению, «государственная лотерея в том виде, в каком ее утвердил господин Шувалов, – это коррупционное, антигосударственное дело». «Закрыли негосударственные лотереи, которые были более успешными, чем государственные, – отметил Слободкин. – Как может оператор получать 45% от лотереи? Ситуация такова: 50% составляет выигрышный фонд, 45% идет оператору и только 5% – государству. Государство у нас оказалось самым несчастным в этой ситуации. Зачем такая государственная лотерея? Кому она нужна?! Когда есть монополизация в рамках государства, такое и происходит».
Как отмечает Дмитрий Слободкин, сегодня российские государственные лотереи таковым являются только на словах. Эксперту очевидно, что процент от оборота, который получает федеральный бюджет, крайне низкий – всего 11 млрд рублей. Например, в Великобритании компания «Камелот» отдает государству 37%, оставляя себе только 1-2% от оборота. «В этой всей схеме возникает вопрос: почему государство отдало весь лотерейный бизнес в одни руки, создало монополию, закрыв негосударственные лотереи? Чтобы получать 11 млрд рублей (!) от оборотов? И с чего это такие непонятные мелкие обороты в нашей лотерее, в стране с населением в 140 миллионов? В сравнении с другими странами, даже с маленькими, это ничтожно маленькие цифры», – сообщил Слободкин.
Более того, полная финансовая отчетность оператора государственной лотереи засекречена. В открытом доступе можно найти только информацию о том, сколько продано билетов, сколько выигрышей выплачено и сколько отчислено государству.
Проблема, считает Дмитрий Слободкин, кроется в отсутствии в России четкого контроля за азартными играми со стороны государства. «Вся конструкция настолько непрозрачна для налогоплательщиков, да и для самого государства, которое это организовало, что можно предположить, что там может быть все, что угодно. Мы же не знаем ничего, мы не контролируем, мы не видим, что там происходит», – говорит эксперт.
Что касается вмешательства в процесс розыгрыша извне, то, как полагает главный аналитик АНО «Модернизация» Эдуард Пройдаков, «технически решить задачу поиска наиболее оптимальных для организаторов лотереи выигрышных номеров возможно». «Подготовительную работу можно провести до её розыгрыша. Однако такие вещи должны поддаваться статистическому анализу. Так как лотерея проводится давно, то нужно было бы привлечь математиков для анализа случайности результатов», – отметил эксперт в разговоре с «ФедералПресс».
Эдуард Пройдаков привел пример из собственного опыта, причем еще советских времен. «В молодости я провел эксперимент с лотереей. Купил на 10 рублей билетов (они стоили тогда по 30 коп.), выиграл 6 рублей, снова купил на них билеты, выиграл 3 рубля. Наконец купил билеты на 3 рубля, и ничего не выиграл. То есть проигрыш в 40% в неё изначально заложен», – поделился эксперт.
В честности и открытости советских лотерей не сомневается и эксперт Дмитрий Слободкин. Тогда, вспоминает он, самая популярная лотерея в СССР «5 из 36» реально транслировалась в прямом эфире. И разница во времени в разных регионах и даже республиках огромной страны ни организаторов, ни игроков не смущала. И подозрений в коррупции и непрозрачности не возникало.