Самарский ЕИРЦ пытается выжить старыми методами втайне от нового губернатора
Каждому – свое Госдума России в первом чтении утвердила поправки в Жилищный кодекс, которые совсем скоро дадут собственникам квартир возможность заключить договор на поставку электричества, газа, воды и тепла непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, минуя жилищные управляющие компании. Изменение законодательства довольно сильно затронет стратегии развития жилищных управляющих компаний страны и информационных расчетных центров. Совсем скоро платежи граждан будут зачисляться напрямую на счета поставщиков коммунальных ресурсов, минуя банковские счета посредников. «Прямыми платежами» Госдума пытается исправить положение, при котором только в первом полугодии 2017 года долги за услуги жилищно-коммунального хозяйства выросли по стране на 20 % и составили 1,2 трлн рублей. Для сдерживания этой негативной тенденции в Министерстве строительства и ЖКХ РФ и разработали новый законопроект. Он запретит управляющим компаниям собирать с населения «чужие» средства за коммунальные услуги (газ, воду, тепло, электричество) и оставит только «свои» – за жилищные услуги (текущий ремонт и управление). Как поясняет исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, «действующее законодательство буквально толкает УК на нарушения закона: при общей собираемости платежей с граждан около 95 % им приходится отдавать все эти деньги поставщикам ресурсов, чтобы закрыть долги. УК вынуждены брать часть денег с других статей расхода, например, из средств на текущий ремонт, или копить долги перед «ресурсниками», предполагая в скором времени объявить себя банкротом». Глава ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин добавляет, что если гражданин задолжал, например, за воду, то долг висит на УК, в случае же прямых договоров задолженность будет непосредственно перед водоканалом. «Тогда в случае ухода с рынка или банкротства УК долг гражданина перед поставщиком останется», – поясняет он. Для УК прямые договоры также будут удобны: финансовое положение таких организаций сейчас тяжелое, поэтому они хотят избавиться от бремени долгов. «Прямые договоры позволят переломить эту тенденцию, но решить проблему уже накопленных долгов они не смогут». Монополия как стратегия выживания Несмотря на заблаговременное и широкое обсуждение, новые поправки в Жилищный кодекс застали врасплох многие организации, которые так или иначе выживали за счет финансовых потоков «коммуналки». Среди таковых эксперты выделяют не столько управляющие компании (многие из них давно сами внедрили у себя «прямые платежи» населения), сколько подрядчиков – информационные расчетные центры. Именно на их счетах сегодня оседает львиная доля процентов «за обслуживание» лицевых счетов физлиц. На общем фоне деятельности расчетных центров особняком выглядит муниципальное предприятие городского округа Самара «Единый информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ). Некоторое время назад он находился под контролем областного правительства, но более года назад контроль передали на городской уровень. После этого Самарский ЕИРЦ устами высокопоставленных чиновников озвучил стратегию предприятия, которая заключается в «замыкании» всех платежей населения Самары за жилищно-коммунальные услуги на счета ЕИРЦ. В конце июля 2017 года глава Самары Олег Фурсов, выступая перед представителями общественных советов микрорайонов (ОСМ), рассказал о новой форме договора между собственниками жилья и жилищными управляющими компаниями и лично озвучил идею «замыкания». Новый документ глава города велел общественникам распространить на своих территориях. Осуществить амбициозный план монополизации рынка в полной мере пока не удалось. Возможно, помешала неожиданная смена губернатора. Однако попытки монополизации рынка не прекращаются: муниципальное предприятие через сохранивших свои посты чиновников настойчиво предлагает управляющим компаниям Самары условия, далекие от рыночных. В частности, договором предусмотрен большой срок (до 2 недель) прохождения платежей через расчетный центр. Этот аспект довольно ощутимо снижает привлекательность ЕИРЦ в глазах потенциальных клиентов. К тому же, сегодня в Самаре помимо муниципального работают еще четыре информационно-расчетных центра. Никто из них не может позволить себе работать с таким, мягко говоря, нерыночным набором услуг. Не удивительно, что, будучи непривлекательным с этой точки зрения, муниципальный ЕИРЦ в поиске клиентов вынужден прибегать к помощи административного ресурса в виде давления на управляющие компании: «Если не ЕИРЦ, значит, есть что скрывать, проверим!», – предупредили самарский бизнес чиновники летом 2017 года. Ограничение конкуренции С появлением в прессе информации о новых поправках в Жилищный кодекс Самарский ЕИРЦ перешел к ускоренному продавливанию своей инициативы. С июля 2017 года по сей день управляющим организациям и ТСЖ Самары навязывается новый договор управления многоквартирным домом. Нерыночные методы борьбы за рынок осуществляются под флагом защиты населения от вороватых на руку управляющих компаний. Однако экономический анализ текста договора показывает, что в реальности он направлен на защиту интересов муниципального ЕИРЦ. В одном из пунктов договора говорится, что платежный документ (квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг) будет выпускать некий платежный агент при органе местного самоуправления, и он же будет собирать денежные средства. Такая формулировка однозначно указывает на обязанность управляющих компаний Самары, которые прогнутся и подпишут договор, перейти на обслуживание в МП ЕИРЦ с его несовременными методами работы. Публично заявленное стремление главы Самары «замкнуть» все управляющие компании на муниципальный ЕИРЦ противоречит требованиям российского законодательства. В ФАС России, например, уверены, что подобные действия ограничивают конкуренцию среди расчетных центров и управляющих компаний. Подрывается и свобода договора, защищаемая ст. 421 Гражданского кодекса РФ: право выбора информационно-расчетного центра оказалось только у чиновников, а не у собственников многоквартирного дома или управляющих организаций. И слова главы города больше похожи на угрозу, чем на благое пожелание: «Управляющим компаниям обязательно регистрироваться в едином расчетном центре. Это гарантия сохранности ваших денег». Быть платежным агентом – дорогое удовольствие Самара – не единственный город, в котором муниципальные власти, вопреки реформе ЖКХ, пытаются подмять под себя финансовые потоки «коммуналки». В связи с этим, еще в августе 2016 года ФАС России выпустила разъяснения, в котором прямо сказано: «В ряде субъектов Российской Федерации создание и деятельность отдельных расчетно-кассовых центров сопровождается активной поддержкой органов власти, в том числе выражающейся в участии в уставном капитале ИРЦ непосредственно и через третьих лиц, а также в рекомендациях управляющим и иным организациям получать услуги по сбору, учету и начислению жилищно-коммунальных платежей в определенном РКЦ . ФАС России считает, что в отличие от исключительно информативных сообщений, указания или рекомендации приобретать товары (работы, услуги) у конкретного участника рынка могут привести к ограничению конкуренции». Еще одно письмо ФАС России от 2017 года гласит, что коммунальные услуги оплачиваются потребителями тремя способами: либо через платежного агента, либо через банковского платежного агента, либо напрямую исполнителю жилищной или коммунальной услуги. «Иные способы осуществления расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги жилищным законодательством не предусмотрены», – утверждают в ФАС России. Таким образом, чтобы «замкнуть» все управляющие компании на муниципальный ЕИРЦ, последнему необходимо будет стать платежным агентом и открыть в Самаре несколько сотен касс по приему наличных и безналичных платежей населения. Однако о масштабных инвестициях частного или бюджетного капитала в аренду помещений, в приобретение кассового оборудования, программного обеспечения, инкассацию «налички» и наем многочисленного штата сотрудников руководители и учредители ЕИРЦ ни разу еще не озвучили. Возможно, из-за дефицита городского бюджета. Практические выводы Даже если представить, что муниципальный ЕИРЦ все-таки станет платежным агентом (например, за счет областной казны или частно-государственного партнерства), то полноценного контроля над платежами горожан ЕИРЦ все равно не получит. Новые поправки в Жилищный кодекс, принятые Госдумой, обяжут зачислять платежи собственников квартир на банковский счет ресурсоснабжающей организации сразу в день платежа. В итоге теряется главная стратегическая цель Самарского ЕИРЦ – распоряжение транзитными деньгами, ведь статус «платежного агента» не позволяет «крутить» чужими деньгами или удерживать их две недели на своих счетах. Пока же действующий в Самаре муниципальный ЕИРЦ не является в полной мере платежным агентом, а потому не может даже дать гарантии своевременности перечисления денежных средств. Новые поправки в Жилищный кодекс о «прямых платежах» могут настичь двух зайцев. Они сведут к нулю усилия любых ЕИРЦ, замахнувшихся на монополизацию рынка, и перекроют доступ к «чужим» деньгам тем УК, которые выживали за счет платежей населения за тепло, воду и электричество. Кроме того, новыми поправками предусмотрено, что договоры между ресурсоснабжающими организациями и потребителями имеет право заключить управляющая компания или правление ТСЖ, т.е. те юрлица, которых тот же Самарский ЕИРЦ планировал сделать номинальными фигурами в схеме своей монопольной экспансии. Однако, в результате очередной перенастройки ЖКХ уже в новом году потребители могут получить единый платежный документ, утвержденный правительством РФ, «расщеплять» платежи жителей по видам услуг (электричество, водо- и теплоснабжение) будут коммерческие банки, а всевозможные ЕИРЦ превратятся в «расчетно-информационные калькуляторы», потеряв функции кассовых центров и контакт с деньгами населения. Фото: torange.biz