Нехватка денег и водителей. Что мешает решению транспортного вопроса в Орле
Транспортный вопрос поднимается как горожанами, так и перевозчиками с изрядной периодичностью. Жители Орла недовольны качеством обслуживания, но при этом с нового года «такса» за проезд вновь повысится. В чём проблема? Несмотря на все попытки чиновников навести порядок в дорожной сети, недовольство у орловцев только нарастает, а между тем 23 ноября администрация Орла предложила депутатскому корпусу проголосовать «за» повышение тарифа на проезд. Уже традиционно власти аргументировали своё желание инфляцией и требованиями перевозчиков. К слову, последние считают, что увеличивать цену нужно минимум до 20 рублей. Перевозчики заявляют, что это необходимая мера из-за подорожания дизельного топлива и обновления автопарка. Также отмечается, что себестоимость одной поездки на автобусе равна 19,2 рубля, а на трамвае и троллейбусе — 20,3. «Когда в 2016 году повышали тариф, литр солярки стоил 32 рубля, сегодня — 38. Значительно подорожали автобусы», — говорит представитель перевозчиков Игорь Бортников. На минувшем профильном комитете депутаты и представители власти пытались найти причины, по которым качество транспортного обслуживания оставляет желать лучшего. «Первоочередная проблема — это нехватка водителей. Вторая, не менее важная проблема — недостаток конкуренции. Ну и, наконец, низкая исполнительская дисциплина самих перевозчиков», — такие причины обозначил начальник транспортного отдела горадминистрации Игорь Шквыря. По его словам беда ещё и в долгосрочных контрактах, которые юридически довольно сложно расторгнуть, а перевозчики, зная это, чувствуют себя расслабленно. Депутаты же, напротив, увидели проблему в недостаточной работе администрации в этом направлении. Они считают, что администрацию не должна волновать нехватка водителей. Контракты с перевозчиками должны детально прописываться с самого начала. Кроме того, штрафы для последних за различные нарушения смехотворные — на сегодняшний день они составляют от 30 до 100 рублей. Однако, как выяснилось, на развитие транспортной сети власти средств не выделяют. «Ноль», — ответил Шквыря на вопрос депутатов о том, сколько денег администрация в этом году запланировала на развитие транспортной системы. Депутаты признали работу администрации в этом направлении неудовлетворительной и решили вернуться к этому вопросу в апреле перед проведением торгов. По итогам обсуждения этого вопроса народные избранники рекомендовали администрации города разработать порядок обследования пассажиропотока на муниципальных маршрутах и расчёта минимально необходимого уровня транспортного обслуживания населения. За что платим Пока не вступил в силу приказ о повышении, жители областной столицы платят за возможность прокатиться на всех видах общественного транспорта по 16 рублей за поездку. Последний раз «таксу» повышали в феврале прошлого года, причём сразу на четыре рубля. Тогда такой резкий скачок вызвал большое недовольство у горожан. Но чиновники и депутаты заявляли, что подорожание — мера вынужденная. Мол, только это может помочь спасти муниципальных перевозчиков от неминуемого банкротства, обновить автопарк и улучшить саму транспортную сеть. В итоге в Орле, действительно, произошло много модернизаций. Цену увеличили, а транспортную сеть кардинально пересмотрели: одни маршруты стали курсировать по новому пути, другие — и вовсе упразднили. Как заявлял тогда ещё руководитель транспортного отдела Вадим Ничипоров, новая сеть была разработана так, чтобы горожанам не пришлось делать больше двух пересадок. По вполне понятным причинам пассажиры были недовольны таким положением дел. Вариантом значительной экономии для многих стала покупка электронной транспортной карты. Но тут начались совсем другие проблемы. Перевозчики стали жаловаться на то, что они остались без налички. По факту повышение тарифа в прошлом году никак не помогло решить транспортные проблемы. К примеру, МУП ПАТП-1 (муниципальное автобусное предприятие) не смогло выбраться из долговой ямы. Не были успешными и частые смены руководителей. Как итог — предприятия нет, а все городские маршруты перешли к частникам. А тут опять же всплывает вопрос с дисциплиной тех самых частных перевозчиков. Известно, что люди, которые в вечернее время пытаются выбраться из отдалённых уголков города, регулярно жалуются на отсутствие транспорта. По факту, все графики должны контролировать сотрудники транспортного отдела городской администрации, но на деле это получается далеко не всегда. Комментарий Жительница Орла Татьяна Мурадханян: — Жителям посёлка Знаменка приходится очень туго по утрам, потому что предприимчивые водители маршруток приводят в действие свой хитроумный план. Заключается он в том, чтобы выждать в «укрытии» (на конечной остановке) какое-то количество времени, пока народ, рискуя опоздать по делам, стоит и ждёт автобуса, а потом собрать «урожай». Получается, что выйдя из дома пораньше, житель Знаменки простоит 20 минут на холоде, а потом буквально с разбегу впихнётся в салон не резиновой, на секундочку, маршрутки. А в это время другие товарищи-водители мирно отдыхают в «засаде». Разве так можно? Мнение Депутат горсовета Орла Тимур Нерушев: — В Москве выстроена логическая транспортная система. Там никто не смотрит на рентабельность и нерентабельность тех или иных маршрутов. Транспортные предприятия везде самоокупаемы. А мы говорим о какой-то финансовой поддержке МУПов. Хотя должны говорить о финансировании модернизации транспортной сети города. Сейчас, к сожалению, нет никакой методики: три жителя попросили убрать маршрут — его убрали, появилось четыре подписи за возврат маршрута — вернули. Три года мы уже ставим вопрос о создании концепции работы транспортной системы. Но теми шагами, которыми мы идём, проблему никогда не решим. Наша задача — создать достойную транспортную систему для жителей.