Окрыляющая победа. История юного робототехника из Коврова
Пока одни мечтают о светлом будущем, другие успешно его строят: создают роботов, пишут программы и уверенно движутся вперёд – к своей цели. Чтобы найти пример тех самых целеустремлённых и талантливых, далеко ездить не нужно. Наш сегодняшний герой живёт в Коврове. Быть как папа Владу Рыбакову 15 лет. Меньше года назад он начал заниматься в кружке робототехники при Ковровский технологической академии, но уже может похвастаться большими победами. - Тяга к точным наукам у меня была всегда, - рассказывает Владислав РЫБАКОВ. - Физика, математика, информатика больше получаются. Наверное, в этом плане на меня повлияли родители: их профессии тоже связаны с точными науками. Мне нравится работа папы, хочу быть программистом, как он. Родители мальчика – Евгений и Анна – трудятся на Ковровском электромеханическом заводе. Папа работает здесь уже почти 20 лет: устроился сразу после армии и сейчас исполняет обязанности начальника отдела информационных технологий. Мама - начальник бюро организационного развития - работает на КЭМЗе в отделе корпоративного управления тоже почти 2 десятка лет. Оба уверены: ребёнок должен видеть, что родители стараются и усердно трудятся. - Сын давно определился с тем, что ему нравятся точные науки, - рассказала мама Влада Анна РЫБАКОВА. - В школе он учится на пятёрки, на последних олимпиадах по информатике и экономике занял 1 места. В прошлом году Владу предложили поучаствовать в тематической смене в «Орлёнке». Благодаря этому мы узнали, что в Ковровской академии есть кружок робототехники. Направление его так увлекло, что Влад сам договорился с преподавателем и начал заниматься. В кружке ребята занимаются с 5 класса. Влад пришёл сюда в 8-м, но прочные знания точных наук быстро помогли освоиться. - Он сам во всё это вник. Мы ему, конечно, чем-то помогали, но он давно уверенно чувствует себя в информатике, - объяснил папа Влада Евгений РЫБАКОВ. – Сейчас в школах информатика со 2 класса, у детей с раннего возраста развивают логическое мышление. У Влада это направление хорошо пошло и нашло отражение в робототехнике. Сам мальчик признаётся: больше всего его привлекает возможность создавать что-то своими руками, «учить» робота выполнять то, что тебе нужно. - Робототехника позволяет мне дать волю фантазии, создать что-то, чем я могу самостоятельно управлять, - поделился Влад. – Конечно, бывают неудачные эксперименты, но они не отбивают желания заниматься. Добиться результата – одна из мотиваций. Секрет успеха в робототехнике – это знания, помноженные на практику. Нужно постоянно экспериментировать, чтобы учиться на своих ошибках. Как «научить» робота? Спустя всего полгода после начала занятий в кружке, Владу предложили поучаствовать в II открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Владимирской области, который проводится на базе «КЭМЗа». В рамках больших соревнований создали специальную компетенцию для школьников 5-8 классов – JuniorSkills, предполагающую 2 направления – «Мобильная робототехника» и «Лазерные технологии». И хоть участвовали в конкурсе ребята с 10 лет, задачи перед ними стояли недетские. - Нам нужно было создать прообраз робота-сортировщика, который мог бы работать на складе предприятия, - объяснил Владислав Рыбаков. - Готовились мы основательно – набрасывали идеи, думали, как построить робота, а всю последнюю неделю экспериментировали над программами. Именно на соревнованиях я впервые написал для него программу целиком. - За неделю до старта их освободили от учёбы, они увлечённо готовились дни и ночи напролёт, - рассказывает мама Влада. - Соображали, как «подружить» робота с программой. Уставали, но им было так интересно, что они не замечали усталости. В направлении «Мобильная робототехника» участвовало 6 команд. И хотя многие ребята занимались намного дольше Влада, это не помешало ему стать лучшим джуниором и создать робота, которые справился со своей задачей на «отлично». - Сложность заключалась в том, что нужно было не просто создать передвигающегося робота, он должен был доехать до определённой точки на площадке, взять оттуда нужный элемент определённого цвета и поставить его на стеллаж, - рассказал заведующий кафедрой «Робототехника и комплексная автоматизация» Ковровской государственной технологической академии Андрей КАРПЕНКОВ. – Причём зона старта была в одном месте, зона склада – во втором, зона выгрузки – в третьем. Площадки между собой не связывались никакими линиями, по которым мог бы ориентироваться робот. В решении навигационной задачи и была основная сложность. Кроме того, габариты робота не должны были превышать 25х25х25 см, при том, что подъёмный механизм должен быть очень прочным, так как стояла задача поднять объект – кубик или цилиндр - на высоту. Сложности у участников были: то робот «терялся» в пространстве, то ломался, поднимая груз. Было непросто и договориться с напарником, ведь в каждой команде было по 2 участника. Сумели сработаться и решать задачи сообща – полдела сделали. - Была значима именно работа в команде, - уверен Андрей Карпенков. – Время на выполнение заданий было ограничено, поэтому была важна скорость командной работы. И если в других группах нередко возникал раздрай, в команде Влада всё было очень чётко. Это во многом помогло победить. Он собрал всю волю в кулак и добился нужного результата. «Помню счастье на лице ребёнка» То, что соревнования проходили на базе «КЭМЗа», позволило родителям увидеть первую победу сына своими глазами. - Многие участники чемпионата впервые побывали на КЭМЗе, увидели действующее предприятие, познакомились с такими же увлечёнными ребятами, - рассказала Анна Рыбакова. - Мы – везунчики, потому что смогли увидеть конкурс изнутри и быть рядом в финале, когда озвучивали результаты. Я до сих помню счастье на лице ребёнка в тот миг, когда понял, что одержал победу. Конечно, она его окрылила! Любая победа даёт стимул. Ребёнок понимает, что ничего бояться не надо, что высоты достижимы, главное – стараться и трудиться. Это достижение для Влада первое в робототехнике. Но вкус победы он знает давно: 9 лет мальчик занимается большим теннисом. И снова – родители рядом. На тренировки семья зачастую ездит вместе. - Я занимал призовые места на региональном уровне и даже всероссийском – 2 место в Ивановской области, - рассказал Влад. - Самая запомнившаяся победа – первая на областном турнире: в 10 лет я занял 1 место. Кстати, мой папа – лучший теннисист Коврова в своей возрастной категории. Иногда я его обыгрываю. Но только иногда. - Мы стараемся проводить как можно больше времени вместе, - рассказал Евгений Рыбаков. - Ещё ни одного отпуска раздельно не провели. Устраиваем вылазки на природу, выбираемся в театр, почти все музеи Москвы объехали. Для ребёнка очень важно, чтобы родители были рядом, особенно в детстве. Светлое будущее На вопрос «Каким видите будущее сына?», родители отвечают в один голос: «Светлым!». После 11 класса мальчик планирует поступать в Москву, уже наметил 3 вуза. Но к учёбе в столице нужно подготовиться основательно. Один из вариантов – поступить в инженерный класс. - Год назад мы начали реализацию проекта «Инженерный класс» на базе ковровской школы №23, - рассказала директор по персоналу ОАО «КЭМЗ», руководитель центра подготовки кадров Злата КОКОШКИНА. – Ребят 10-11 классов готовят в академии по инженерному направлению. Они более глубоко изучают общеобразовательные дисциплины, а ещё дополнительно вникают в предметы, которых нет в школьной программе, например, металловедение и теория резания. На реализацию этого проекта «КЭМЗ» «подтолкнул» кадровый голод, поэтому и решили готовить будущих специалистов со школьной скамьи. - Обучение ребят привязано к специфике нашего предприятия, - пояснила Злата Кокошкина. - Например, если мы учим ребят читать чертежи, то это чертежи наших изделий. После года обучения, мы приглашаем школьников на летнюю ознакомительную практику. Им проводят экскурсию по заводу, учат работе на станках, знакомят с профессиями. Проект «Инженерный класс» стартовал очень успешно, поэтому в дальнейшем планируем распространять его и на другие школы.