Кыргызстан готов стать главным торгово-транспортным хабом Центральной Азии
В минувшую пятницу в столице Кыргызстана состоялась VI Кыргызско-российская межрегиональная конференция. Открыл ее заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, зачитавший участникам форума приветствие Владимира Путина. Автор этих строк принял участие в работе конференции в качестве модератора одного из четырех круглых столов, который был посвящен проблемам и перспективам развития транспортно-логической отрасли в КР, а также дал интервью Sputnik Кыргызстан. С моей точки зрения, к настоящему времени двусторонние отношения России и Кыргызстана вышли на принципиально новый уровень, в связи с чем очередная конференция стала беспрецедентной по целому ряду показателей. Во-первых, она превзошла все предыдущие аналогичные конференции и деловые форумы по уровню представительства: наряду с вице-премьером России в ней приняли участие заместители министров финансов, энергетики и связи РФ, представители Минэкономразвития, а также руководители и министры ряда российских регионов. Кыргызстан на форуме представляли вице-премьер Толкунбек Абдыгулов, министр экономики Артем Новиков, руководители других ведомств и главы всех семи областей страны. Во-вторых, заявки на участие в мероприятии подали более 500 представителей бизнеса из России, Кыргызстана, Беларуси и других стран ЕАЭС, в том числе от ПАО "Мечел", "Росэксимбанка", "Внешэкономбанка", компании X5 RetailGroup, АО "Российский экспортный центр", страховой компании "Арсенал" и некоторых других. В-третьих, по итогам конференции были подписаны около десятка самых разных соглашений, в том числе меморандум о сотрудничестве между "УК Мечел сталь" и ГП "Кыргыз темир жолу", аналогичный меморандум между Российским экспортным центром и Российско-кыргызским фондом развития, соглашение между Министерством экономики КР и X5 RetailGroup об открытии совместной сети поставок кыргызской продукции на российский рынок под одной торговой маркой (названная компания — это 37 распределительных торговых центров, которые снабжают продуктами 12 тысяч российских магазинов). Открываются новые перспективы сотрудничества и в области энергетики. По утверждению Аркадия Дворковича, Россия в ближайшем будущем рассчитывает не только на продолжение поставок энергоносителей в Кыргызстан, но и на реализацию инвестпроектов в нефтегазовой сфере и энергетике. Наконец, в ходе мероприятия были подняты такие ранее не затрагиваемые на российско-кыргызских форумах принципиальные вопросы, как инвестиционная, экспортно-импортная, транспортная и иные стратегии КР в контексте целей евразийской интеграции и задач китайского глобального проекта "Один пояс — один путь". Не секрет, что в последние два года китайские компании настолько мощно вошли со своими проектами в Кыргызстан, что КНР вытеснила Россию с лидирующих позиций в качестве страны-импортера. Так, в 2015 году доля импорта российских товаров в КР составляла 31,2 процента, а по итогам 2017-го она снизилась до 25,6 процента. В то же время доля импорта китайской продукции в Кыргызстан два года назад составляла 5,3 процента, а по итогам текущего года составит ориентировочно уже 33,4. Поднебесная запустила проект строительства железнодорожной магистрали Китай — Кыргызстан — Узбекистан, а также проект формирования на границе КР и КНР свободной экономической зоны "Нарын", в рамках которого планируется построить торгово-логистический хаб трансрегионального значения, способный стать высокотехнологичной альтернативой "Дордою" и "Хоргосу". Сколько именно денег будет вложено китайской стороной в этот проект и каковы плановые сроки реализации, точно пока не знает никто, но магия больших чисел уже работает. В ходе круглого стола по проблемам транспортной отрасли и логистике звучали цифры в десятки (!) миллиардов долларов. Более того, сегодня в Кыргызстане всерьез обсуждается перспектива создания в рамках будущих торгово-логистических хабов так называемых "зеленых коридоров" между Китаем и КР, из-за чего у чиновников Евразийской экономической комиссии возник целый ряд вопросов. Например, как будут устроены внешние экономические границы ЕАЭС в случае создания на госрубежах КНР и Кыргызстана контролируемых китайскими компаниями торговых хабов с "зеленым" режимом транзита? Куда меньше вопросов к совместным кыргызско-китайским транспортным проектам. Так, по утверждению статс-секретаря Министерства транспорта и дорог КР Эрмека Мамыркалиева, Китай готов вкладывать серьезные средства в развитие транспортной сети соседней страны, и это хороший шанс для нее сделать рывок в экономическом развитии. Он прав: сегодня транспортная отрасль Кыргызстана становится не просто важнейшим направлением экономического развития, а тем локомотивом, который наверняка потянет за собой практически весь основной бизнес: торговлю, сельское хозяйство, горнорудную промышленность, туризм. Это десятки или даже сотни тысяч новых рабочих мест по всей республике. Наконец, это единая страна, которую уже не будут разделять горы и отсутствие эффективных коммуникаций. По разговорам со многими чиновниками и простыми кыргызстанцами в эти дни у меня сложилось твердое убеждение, что за последние годы президентства Алмазбека Алтымбаева в стране существенно улучшилось качество автодорог. Это касается не только Бишкека, но и многих республиканских автотрасс. Выгодное географическое местонахождение КР, ее расположение не только на пути транспортных маршрутов из Китая на Запад, но также на перекрестке коммуникаций между севером и югом Евразии создают серьезную основу для прихода в страну солидных инвестиций, способных существенно преобразовать Кыргызстан, вывести его в экономические лидеры Центральной Азии. Перспективы эти настолько очевидны, что фактически заслоняют многие реальные проблемы республики, о которых прямо и откровенно говорили многие участники форума в "Ала-Арче". Уезжая из Кыргызстана, по пути в аэропорт я увидел плакат с лозунгом "Кепке жетиш!" ("Добивайся большего!"). Пожалуй, именно под таким лозунгом и прошла VI Кыргызско-российская межрегиональная конференция в Бишкеке.