Евразия: традиционные семейные ценности и уважение к своей истории

БАКУ, 14 дек — Sputnik. Форум "Ценностные основы пространства Евразии: семья и духовность" организованный политологическим центром "Север-Юг" и Высшей школой экономики, состоялся в Москве на этой неделе, сообщает Sputnik Таджикистан. Его участники попытались ответить на вопросы о том, где лежит общность народов и государств евразийского пространства, как преодолеть конфликты исторической памяти в той или иной стране, не размывается ли институт традиционной крепкой семьи, и если да, то как его сохранить? Помимо российских спикеров, в форуме приняли участие журналисты, ученые, преподаватели и общественные деятели почти из всех государств постсоветского пространства: Таджикистана и Грузии, Казахстана и Беларуси, Азербайджана и Кыргызстана. Не хватает русского Поскольку сам форум был объявлен молодежным, свои доклады представили студенты и выпускники вузов СНГ. Так, таджикистанская делегация выступила с небольшим рассказом о культуре и традициях собственной страны. Корреспондент Sputnik пообщался с ребятами и узнал, что, по их мнению, не хватает во взаимоотношениях России и Таджикистана. "Основная проблема — это снижение роли русского языка. Да, есть экономика, бизнес, студенческий обмен и прочее. Но большинство населения нашей страны уже не знает русского. И это большое огорчение", — справедливо считает Умеда Ошурбекова из Хорогского госуниверситета имени Назаршоева. По ее словам, в плане расширения культурных связей Россия зачастую уступает США, особенно в дальних уголках страны. Штаты выделяют немалые суммы, чтобы в большинстве городов Таджикистана появился так называемый уголок американской культуры. Вот именно такой госпрограммы — появления "уголков русской культуры" и языка — не хватает в РТ. Помимо этого, в ожидании начала работы Форума специально для Sputnik Азербайджан своим мнением о роли семьи, культурных и национальных традиций в жизни современного азербайджанского общества поделилась корреспондент газеты "Эхо" Джамиля Алекперова. По ее словам, семья для азербайджанцев — святое, здесь традиционно в семье отдается дань уважения старшему поколению. Есть даже азербайджанская пословица: "На стариках семья держится", замечает журналист, указав, что столетиями детей растили в уважении к родителям, и это наблюдается из поколения в поколение. "Отец в семье – глава семьи, а жена – хранительница очага. Вообще Азербайджан – страна, свято соблюдающая национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники и многое другое", — отмечает Алекперова. Она указала, что стремилась на Форуме поделиться с его участниками азербайджанскими проектами в сфере сохранения культурных традиций, семейных ценностей, что так важно в эпоху наступающей глобализации: "Но особенно важной и ценной традицией для всех азербайджанцев я полагаю обычай гостеприимства. Те, кто хоть раз приезжал в нашу страну, прекрасно знаком с азербайджанским гостеприимством. Источники рассказывают, как гостеприимно встречали азербайджанцы Петра I в Дербенте, князя Долгорукого в Баку и Сальянах, Бестужева в Губе, Лермонтова в Гусарах". О традициях азербайджанского народа можно говорить очень много, заключила Алекперова, — но лучше просто один раз приехать и прочувствовать это на себе. Разлука — угроза семье Несмотря на разнообразие тем форума, наиболее интересными оказались две. Первая касалась примирения с собственным прошлым и общего взгляда на историю Евразии. А вторая — сохранению семейных ценностей в современном мире. Причем, несмотря на привычное культурное противопоставление Европы и Азии, общего у них больше, чем различий. "Евразийские ценности преимущественно не отличаются от традиционных европейских. Однако последние за прошедшие десятка два лет сильно нивелировались", — полагает Александр Гущин, эксперт Российского совета по международным делам. С семейностью оказалось весьма непросто — все понимают, что реалии современного мира и быта бросают вызов традициям, и не всегда ясно, как реагировать на это должным образом. Крепче всех за традиционный институт семьи держатся выходцы из стран Центральной Азии. "Что касается жизни детей и брака, то у нас есть три принципа. Первый — это сохранение привычных традиций. Второй — совет, консультация старших. Третий — это реальная политика государства по укреплению института семьи", — отмечает Алишер Сабиров, зампред Общества историков Узбекистана. Правда, по мнению экспертов, эти три принципа хорошо работают только внутри страны. В целом для региона Центральной Азии, отличительными чертами которого были крепкие фамильные связи и высокая рождаемость, большой проблемой стала миграция. Когда один из родителей, а иногда и оба подолгу уезжают на заработки за границу, а ребенок либо остается на попечение бабушек и дедушек, либо фактически предоставлен сам себе. Правда, есть и интернет, и средства связи для родных за рубежом, но в любом случае такое общение с перерывом в несколько месяцев рождает множество проблем внутри семьи. Процент разводов за последние десятилетия стал выше, на родине остаются брошенные жены, дети все чаще растут в неполных семьях. К сожалению, эксперты признают, что если сами супруги не хотят договориться и бороться за собственное счастье, то и государство тут бессильно. Компромисс вместо споров Другой, не менее любопытной темой, оказался вопрос исторической памяти. Так, наиболее жаркую дискуссию на форуме вызвало предположение, что монгольское нашествие на Русь и страны средневековой Европы было не столько завоеванием, сколько культурным обменом, этаким интенсивным взаимопроникновением европейской и тюркской культур. А для Руси нашествие Батыя, по мнению одного из спикеров, и вовсе стало благом , средством централизации власти и формирования современной российской государственности. Довольно спорный тезис мигом нашел своих оппонентов, но пересказывать содержание последовавшей краткой дискуссии смысла нет. Достаточно отметить, что стороны остались каждая при своем мнении. С куда более конструктивной позицией выступил белорусский историк и обозреватель Василь Герасимчик. По его мнению, собственной истории не надо бояться и уж тем более не надо от нее отворачиваться. Игнорировать противоречивые стороны собственного прошлого все равно бесполезно: они никуда не исчезнут. Пример тому — Центральная Азия после революции 1917 года. С одной стороны — СССР многое дал региону. Это развитие сельского хозяйства, промышленности, образования и медицины. С другой — большевистские власти безжалостно ломали традиционный уклад и религиозные традиции в регионе. Или недавний скандал вокруг памятной доски в честь маршала Маннергейма в Санкт-Петербурге. Этот финский политик, ставший гордостью русского офицерского корпуса, до конца был предан присяге, данной Российской империи. И в то же время он был непримиримым врагом уже Советской России и воевал на стороне нацисткой Германии. Надо принимать собственную историю такой, какая она есть. Без споров до драки, огульного переписывания учебников и разбивания памятников. "Поколение обиженных отойдет от власти, а молодым как-то придется жить в согласии с собственной историей", — подчеркнул Герасимчик, комментируя ревизионистскую политику ряда государств на постсоветском пространстве. Собственно, на необходимость работать с молодежью указывало большинство выступавших с трибуны форума. Но с маленьким дополнением: традиционные ценности и уважение к собственной истории — это всегда личный пример и общественная инициатива, а не принуждение или циркуляр "сверху".

Евразия: традиционные семейные ценности и уважение к своей истории
© Sputnik Азербайджан