Кем был Зелимхан Яндарбиев в советское время
Зелимхан Яндарбиев – один из наиболее заметных сторонников чеченского сепаратизма, исполнявший обязанности президента самопровозглашенной Республики Ичкерия. Но мало кто знает, что в советское время этот одиозный лидер был подающим надежды писателем. От литератора до сепаратиста Родители Зелимхана Яндарбиева были из числа депортированных чеченцев тейпа Хал-Келой, оказавшихся в Казахстане. Там и суждено было родиться будущему борцу за независимость Чечни. После восстановления в 1957 году Чечено-Ингушской АССР в прежних границах Зелимхан Яндарбиев вместе с семьей вернулся на историческую родину и поселился в родовом селении Старые Атаги. В 17 лет он начал свою трудовую деятельность разнорабочим и каменщиком, в 20 лет был призван в армию. После демобилизации два года трудился на буровых вышках помощником бурильщика. Однако у Зелимхана были таланты свершенного иного рода. Он поступает на заочное отделение филологического факультета Чечено-Ингушского государственного университета по специальности чеченский язык и литература, который окончил в 1981 году. В период учебы в университете Зелимхан Яндарбиев любил проводить свободное время в сквере, раскинувшемуся невдалеке от его альма-матер. Так, расположившись на скамейке он предавался размышлениям и сочинял стихи. Именно здесь он решил, что готов посвятить свою жизнь писательскому ремеслу. И очень скоро из-под пера начинающего литератора родились первые поэтические сборники. По окончании вуза Яндарбиев работал корректором, а затем начальником производственного отдела Чечено-Ингушского книжного издательства. В это же время он пополнил ряды ВЛКСМ. В дальнейшем писателю с комсомольским билетом легко досталось место председателя Комитета пропаганды художественной литературы Союза писателей СССР.[С-BLOCK] В перестроечное время Яндарбиев совмещает литературу с общественно-политической деятельностью. С 1989 года он является литературным консультантом в Союзе писателей ЧИАССР, одновременно занимая пост председателя политической организации чеченского общества «Барт» («Согласие»). Но после распада СССР все резко меняется. Яндарбиев практически целиком отдает себя борьбе за независимость Чечни, принимая активное участие в боевых действиях против федеральных сил на стороне сепаратистов. В частности, в январе 1995 года он руководил обороной центральной части Грозного. На протяжении 1996-97 годов Яндарбиев фактически являлся главой самопровозглашенной Чеченской республики. 3 октября 1996 года как и. о. президента Чечни он возглавлял чеченскую делегацию на очередных переговорах в Москве. После первой чеченской войны Яндарбиев часто посещает страны Ближнего Востока, какое-то время живет в Объединенных Арабских Эмиратах. По некоторым данным, там он получает щедрую спонсорскую помощь на поддержание сепаратизма в Чечне. «Я занимаюсь политикой как бывший президент и представитель моджахедов», – так говорил про себя Яндарбиев. 9 октября 2001 года по линии Интерпола Яндарбиев был объявлен в международный розыск наряду с такими деятелями чеченского сепаратизма как Масхадов и Закаев. 13 февраля 2004 года, возвращаясь с пятничной молитвы в одной из мечетей столицы Катара Дохи, Яндарбиев был взорван в салоне своего автомобиля и от полученных ранений скончался на месте. Утраченный талант Кто знает, пойди Яндарбиев по литературной стезе и дальше, возможно и жизнь его сложилась бы совершенно по-другому. В 80-е годы он оставил после себя приличное творческое наследие, работая в жанрах поэзии, прозы и драматургии. После провозглашения независимости Ичкерии он продолжил писать, однако руководящие посты и идеологическая работа отнимали у него всю творческую энергию. Первые литературные опусы Зелимхана Яндарбиева увидели свет в начале 80-х – «Сажайте, люди, деревца» (1981), «Знаки зодиака» (1983) и повесть «Время расплаты» (1983). Руководство литературным кружком «Пхьармат» («Прометей») никак не мешало ему полностью отдаваться творчеству. Однако, как отмечал Яндарбиев, то, что он писал стихи на чеченском языке, само по себе уже было явлением антисоветским. В середине 80-х произошел новый виток литературной карьеры Яндарбиева. В 1984 году он вступает в Союз писателей ЧИАССР, в 1985 году — в Союз писателей СССР, а в 1986 году он становится главным редактором детского журнала «Радуга». В этом же году выходит его новый поэтический сборник «Сыграйте мелодию», а в местном драмтеатре ставится пьеса «Не приведи Господь». В 1989 году Яндарбиев заканчивает писательские курсы в Литературном институте имени Горького В Москве.[С-BLOCK] Как-то возвращаясь в середине 80-х из Москвы Яндарбиев заехал в Ростов-на-Дону, чтобы предложить редакции журнала «Дон» свои стихи. «Стихи были неплохие, – вспоминал бывший заведующий отделом поэзии журнала Даниил Долинский, – однако чувствовалась рука мастера». Яндарбиев произвел на него благоприятное впечатление и показался фигурой весьма неординарной. Долинский отметил запоминающийся момент этой встречи. Когда Зелимхан ушел, остался полиэтиленовый пакет, в котором лежала плоская как «дипломат» канистра. «Если уж даете "взятку", так лучше коньяком», – сказал догнавший Яндарбиева сотрудник журнала. «В другой раз привезу коньяк», – улыбаясь ответил поэт. «И действительно, месяца через два Зелимхан привез точно такую же канистру с прекрасным чеченским коньяком», – сказал Долинский. А вот стихи, по словам Долинского, главный редактор тогда забраковал, так как в них было больше подражательности, чем оригинальности. В 90-е произведения Яндарбиева выходили только за рубежом, так как их тематика не позволяла публиковаться в России. Названия говорят сами за себя: «В преддверии независимости», «Джихад и проблемы современного мира», «Истинный лик терроризма». К примеру, книга его мемуаров «Чечения — битва за свободу» увидела свет в 1996 году во Львове. Стихи и книги Яндарбиева были переведены больше чем на 40 языков. В омут с головой В 1989 году Яндарбиев закончил свою повесть «Время расплаты», но в это время его уже больше поглощает не литература, а политика. В июле 1989 года он основал партию «Барта» («Единство») – светскую демократическую организацию, которая призывала к объединению кавказских этнических групп против «русского империализма». Так он постепенно становится лидером чеченского националистического движения. «Бросок Яндарбиева в большую чеченскую политику был внезапным и стремительным – как прыжок волка», – отмечают его соратники. В мае 1990 года Яндарбиев организует Вайнахскую демократическую партию (ВДП), цель которой была очевидна – «создание независимого демократического государства». Позднее многие чеченцы прозовут ее «партией вайнахского несчастья». Почему так? Часто людей хватали прямо на улице, вспоминают очевидцы, и за пять рублей вручали зеленое удостоверение члена партии, обещая золотые горы после своего прихода к власти. Дальше – больше. В ноябре 1990 года Яндарбиев становится заместителем председателя только что избранного Всероссийского съезда чеченского народа, который под руководством Джохара Дудаева вытеснил представителей советской партийной номенклатуры. Яндарбиев сходится с Дудаевым и вместе они подписывают соглашение, по которому Чечено-Ингушская республика делится на две части.[С-BLOCK] По словам участников событий, происходивших в Чечне накануне распада СССР, Зелимхан Яндарбиев был «главным зачинщиком всей этой смуты». Чеченский политический деятель Шах мурза Бехоев отмечал: «Когда на съезде Общенационального конгресса чеченского народа образовались три фракции – завгаевская, хаджиевская и яндарбиевская, Яндарбиев, человек меркантильный, был не у дел, но, когда вседозволенность началась, он на этой волне и решил прийти к власти». Яндарбиев в эти годы зарекомендовал себя как одиозный борец против остатков советской партийной системы в Чечне. Так 19 августа 1991 года он организовал в центре Грозного митинг против ГКЧП. Свидетели рассказывают, как на его призыв откликнулись тысячи чеченцев: в город со всех сторон, на машинах и пешком, непрерывно шли и шли вереницы людей. А после распада СССР смыслом жизни для Яндарбиева становится уже борьба за отсоединения Чечни от России.