Роковые оговорки, скромные костюмы и кино без монтажа: Все секреты Гостелерадио СССР
Их голоса звучали в каждом доме Советского Союза – дикторы Центрального телевидения Гостелерадио Игорь Кириллов и Валентина Печорина были известны на всю страну. В далеком 1957 году они стояли у истоков создания организации, которая единолично решала, что смотреть и слушать советским согражданам – Гостелерадио. Телеканал «МИР» рассказывает о том, как создавалось телевидение СССР, как одевали и готовили к работе ведущих и за какую оговорку дикторам была закрыта дорога на голубые экраны страны. Телевидение до эпохи монтажа { }Фестиваль молодежи и студентов 1957 года: глоток свободы, зажигательная мелодия из-за «железного занавеса». За две недели в Советском Союзе произошли сотни событий, которым по масштабности не было равных. Обо всем этом нужно было снимать как можно быстрее и интереснее. Именно тогда вместо прежней небольшой студии возникло Центральное телевидение СССР, которое за считанные месяцы захватило умы по всей страны. Появились свои штатные дикторы вместо приглашенных с радио, а контролировал и направлял новое искусство Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Позже в этом названии слова «радио» и «телевидение» поменяются местами, ведь именно телевещание станет первым и главенствующим. По словам Владимира Акопова, режиссера Центрального телевидения СССР, структура вещания не была замкнута на одну республику – все они входили в состав системы Гостелерадио. Слова Акопова подтвержает и знаменитый диктор Центрального телевидения СССР, телеведущий, народный артист России Владимир Березин. «Республики имели свое телевидение, но оно подчинялось центру. Все они финансировались только от Гостелерадио», – рассказал диктор в интервью телеканалу «МИР». Комитет владел студиями и автопарками, спутниками и передатчиками, декораторскими и гримерными цехами. Свой оркестр, детский хор, звуковой журнал Кругозор с популярными гибкими пластинками, а также научные лаборатории и техническая база – в распоряжении организации были последние технические новинки. «Когда я начал работать на телевидении, был 1960-й год. Тогда был прямой эфир, камеры, вся техника, кинокамеры – все было наше. Хорошо помню первый видеомагнитофон, который назывался «Электрон». Это большой шкаф на двухдюймовую широкую пленку. Тогда можно было только записать и воспроизвести звук, но монтажа не было», – вспоминает Владимир Акопов. Начало эры технологий { }Новым техническим центром и вещательной башней Гостелерадио обзавелось в 1967-м году – к юбилею Октябрьской революции. Останкинская телебашня – железобетонная перевернутая лилия доносила теле- и радиоволны до самых отдаленных уголков страны. Влияние Гостелерадио стало почти беспредельным. «14 телестудий, съемочные павильоны, редакции, службы, оснащенные современным оборудованием. Отсюда по орбитам уходит в тысячекилометровое путешествие зримый рассказ о времени, который ведет Москва», – звучало в эфире одной из передач 1967 года. В определенное время, непременно обведенное в программе передач красным карандашом, громоздкие «Рекорды», «Темпы» и «Рубины» собирали вокруг себя целые семьи, друзей, соседей. «До сих пор в памяти осталось яркое впечатление от увиденного: черно-белые, едва различимые фигурки на экране. Потом много было и черно-белого и цветного телевидения, но я помню этот момент познания и открытия, помню, как телевидение перебросило мост мне, маленькому зрителю. И по этому мостику я бегаю последние 50 лет», – вспоминает Владимир Березин. Прогуляться по студийным коридорам, попасть на запись передачи в то время могли лишь избранные – герои социалистического труда, космонавты, академики или артисты, которые прошли тщательный отбор. «Всем заправляли редакторы, люди, которых все боялись, которых все знали. Это были люди, перед которыми многие артисты «пресмыкались», потому что это был единственный человек, который мог открыть калитку в телевизионный мир», – рассказывает заслуженный артист России, певец, шоумен Андрей Билль. Разумеется, двери студий были открыты для тех артистов, которые работали в структурах Гостелерадио. Например, для Большого детского хора Всесоюзного радио и телевидения. «Когда я туда пришел, я увидел огромные студии. В этот момент я жутко испугался, потому что рядом взорвался один из световых приборов. Как оказалось, это довольно частое явление. Телевидение вообще – это такая большая линза, сквозь которую на тебя смотрела вся страна. Поэтому ты понимал, что тебе нельзя расслабиться, что ты должен подавать пример», – делится оперный певец, президент Фонда национальной культуры имени Чайковского Дмитрий Галихин. Первые звезды Гостелерадио { }Звезда, шоумен – в советские годы таких слов не знали. Но лица с экрана – самые любимые, самые обсуждаемые после киноактеров. Что за шарфик сегодня на Светлане Моргуновой? Какой ширины галстук у Игоря Кириллова? И когда наконец поженятся Александр Масляков и Светлана Жильцова! Ведь они практически наши соседи, мы все хотим про них знать. И это действительно были люди неординарные – лица эпохи. «В этой профессии, как правило, были представлены те, кого отбирали по конкурсу, чтобы они производили позитивное впечатление на зрителя, то есть чтобы их любили», – отмечает Владимир Березин, диктор Центрального телевидения СССР. Большинство дикторов, по его словам, пришло на телевидение из Всесоюзного радио. Радийщики даже возмущались: мол, воспитываем кадры, а их сманивают на «вольготное житье». Впрочем, не так все было просто. «На радио ты должен наиболее выразительно максимально выразительно подать текст. А на ТВ добавляется еще и изображение твое – тут надо не забывать, что тебя видят - держать спину, лицо, не хлопотать лицом, не добавлять эмоций за счет гримасничаний, телодвижений. Некоторые не могли от телодвижений избавиться. Вот это подергивание плечами рефлекторное, головой, руки не спокойны», – отмечает диктор Центрального телевидения СССР, заслуженный артист России Евгений Кочергин. На заре телевидения профессии нигде не учили – разве что на месте, в студии, перед камерой. Будущие дикторы приходили с радио, из театра, из самодеятельности. «Конкурс был большой, конечно, 600 с лишним человек на место, нас всего четверых выбрали. Как вы считаете, был отбор и каким он был? Конечно же, отбор был строгий», – вспоминает диктор Центрального телевидения, телеведущая Татьяна Судец в интервью телеканалу «МИР». Дикторы – фасад Центрального телевидения. Но за кадром оставалось множество сотрудников, которые и создавали знаменитые передачи: писали тексты, снимали на пленку, обеспечивали эфир. «Я вообще по профессии не журналист, я металлург. В то время, в 60-х годах, искали таких более или менее способных ребят, которые могли бы что-то такое придумать и с нуля написать сценарий передачи», – поясняет тележурналист, редактор Казахской студии телевидения в 1964 – 1974 годах Гадильбек Шалахметов. Что показывало «Время»? { }Четыре телеканала и пять радиостанций вещали в стране к восьмидесятым годам. Эфир был разнообразным: молодежные и музыкальные передачи, театральные постановки, народное творчество, спорт. Республиканские студии тоже делали свои программы. «В то время все, что включалось в Алма-Ате в эфир, появлялось в Москве. И то, что из Москвы мы брали, давали в наш эфир. Именно в этом был смысл центрального телевидения, которое объединяло всех. И в этом отношении у нас была дружная страна. Поэтому мы с нашими коллегами из Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана все время старались работать вместе», – вспоминает Шалахметов. Главная программа на Центральном телевидении – «Время». Это настоящий официоз: разрешенные новости, правильные лица.Большинство зрителей и даже сами дикторы не задумывались, что с экрана ведется какая-то пропаганда. Коммунистическая идеология – не чуждая, а вполне привычная и даже обыденная. По словам диктора Владимира Березина, система контроля работала бесперебойна. Передачи отсматривали специалисты, художественные советы, руководство местного и областного телевидения. Гостелерадио строго контролировало содержание эфиров. А также поведение и внешний вид ведущих. Что изменилось в России за 100 лет «МИР 24» сравнил 2017 и 1917 годы Как выглядели ведущие? { }«Дикторов одевали по французской моде! У них был доступ в заветную двухсотую секцию ГУМа!» – так судачили телезрители. На самом деле работников телевидения нарядами не баловали. Раз в два года Гостелерадио выделяло каждому диктору 200 рублей на обновки. Дикторы привозили одежду из-за границы, менялись с подругами. Главное – не дразнить советского зрителя вычурными нарядами. Я пришла на работу однажды в трикотажной кофточке, что-то объявляла. Вдруг меня в кабинет вызывает Виктор Николаевич Гусев: «Зайди ко мне срочно в кабинет!» А он был нашим начальником. Я захожу, думаю, я вроде не опоздала, вроде все правильно сказала. Прихожу, говорю: «Что случилось?» Он говорит: «что ты себе позволяешь? Ты как в эфир вышла? Нам звонит ветеран Великой октябрьской революции и плачет, говорит: «У вас диктор полуголый!» – вспоминает Татьяна Судец. Наша телебашня – самая высокая в Европе, а наши дикторы – самые обаятельные в мире. Брежневская эпоха – время революционное для советского телевидения. Вещание – уже цветное, а дикторы – настоящие знаменитости с неплохими по тем временам зарплатами. «Нам выдавали деньги на покупку проездного в транспорте, талоны на питание в столовой Останкино, дополнительную сумму на покупку одежды», – вспоминает Березин. Гостелерадио давало все больше возможностей: достать дефицит, накопить на личный автомобиль и даже получить квартиру. Как у большинства крупных советских организаций, у Гостелерадио были ведомственные школы, детские сады, санатории. Работа в структурах Гостелерадио – это еще и полезные связи. Дикторы могли ездить на подработки, вести концерты и даже юбилеи самых высокопоставленных лиц. К примеру, однажды Татьяну Веденееву, ведущую Центрального телевидения СССР пригласили поработать на концерте в честь дня рождения Брежнева. Одна оговорка в эфире – увольнение { }Не то сказал, не так посмотрел и даже не то надел – все это основания для самых суровых санкций для работников Гостелерадио. Случались у ведущих и оговорки. Бывали такие, которые начальство не прощало. «Один диктор – он потом на радио ушел и прекрасно там работал – сказал в новостях не «верные ленинцы», а «верные ленивцы». И причем это в контексте когда прозвучало, это очень глупо звучало. И его конечно отстранили от эфира, ну, мол думай, что читаешь», – рассказывает Евгений Кочергин, диктор Центрального телевидения СССР. Сергей Лапин – самый жесткий председатель Гостелерадио за всю его историю. Личный друг Брежнева, он во всем требовал соответствия идеалу – позитивной и стабильной картине мира. Советское вещание было несколько консервативным по сравнению с западным, но несомненно – профессиональным и качественным. «Взгляд», «600 секунд», «Музыкальный ринг» – новые передачи привлекали зрителей. И их создатели пошли дальше – стали выходить из-под контроля Гостелерадио и создавать частные телекомпании. После распада СССР Ленин, компартия, пионеры и даже любимые дикторы были сброшены с корабля современности. Дикторский отдел упразднен, знакомые передачи закрыты, десятки мастеров – уволены. Гостелерадио не смогло контролировать сотни частных телекомпаний и радиостанций по всей стране. Но это уже совсем другие времена… Смотрите программу «Достояние республик. Поверженные колоссы» каждую субботу в 10:10 на телеканале «МИР». Все самые свежие новости России и мира вы найдете в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе событий!