Войти в почту

Южная Сибирь: Закон компенсации

Хакасия Республика Хакасия расположена в Южной Сибири, в левобережной части бассейна Енисея. На севере и востоке граничит с Красноярским краем, на западе – с Кемеровской областью, на юго-западе – с Республикой Алтай, на юге и юго-востоке – с Республикой Тыва. Площадь – 61 569 км2. Климат – в основном резко континентальный. Рельеф Хакасии определяют Саяно-Алтайское нагорье и Хакасско-Минусинская котловина. В республике 324 реки, относящиеся к бассейнам Енисея и Оби, и приблизительно 1000 озер. Хакасия – единственная в Азии территория, целиком состоящая из археологических ландшафтов с более чем 40 000 видимых памятников. Население ≈ 538 000. Доля городского населения ≈ 69,1%. Столица – Абакан. Население ≈179 200. Республика Хакасия находилась на 69-м месте (2015) в России по размеру валового регионального продукта. Часовой пояс МСК+4. Автомобильный код «19» Общая протяженность маршрута около 1950 км Горно-Алтайск – пос. Кош-Агач – перевал Бугузун – Саяно-Шушенская ГЭС – Абакан «По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места...» Все же эти строки из замечательного стихотворения Геннадия Шпаликова не приговор. По крайней мере по отношению к Алтаю. Пусть, как и в сентябре 2014-го, нас встречают тучи из бабочек-боярышниц, а во дворах домов в поселках вдоль Чуйского тракта по-прежнему цепляют глаз шестиугольные летние кухни, стилизованные под традиционные жилища алтайцев, агаш-аилы из бревен и коры лиственницы, но ощущения дежавю нет. Вот хотя бы Катунь. Река под занавес июня не изумрудная, как осенью, а молочно-белая из-за примесей минералов в растаявших горных снегах. Да и экспедиционных «лошадей» мы поменяли. Пока путь на юг до памятника отчаянному шоферу Кольке Снегиреву известен, самое время присмотреться к новенькому Discovery 5. И прислушаться. Я оглох?! Поменявший пару турбин на одну с изменяемой геометрией 3-литровый 249-сильный турбо-V6 на тяжелом топливе словно воды в рот набрал даже на высоких оборотах – настолько непробиваемой стала шумоизоляция моторного отсека. Безусловный плюс на длинных перегонах. Правда, когда АКП переведена в ручной режим, на слух уже не определишь оптимальный момент переключения передач и приходится бросать взгляд на тахометр. На тяжелом бездорожье лучше бы обойтись без этого. Но мы пока на трассе, уходящей в горы, и на петлях серпантинов Disco 5 с его несущим кузовом демонстрирует превосходство над рамным предшественником в цепкости и плавности хода. А в управляемости в целом? Здесь не все так гладко. Рулевое, сменившее гидравлический бустер на электрический, особенно поначалу кажется легковатым, а когда в повороте передние колеса попадают в выбоину, следует ощутимый провал по усилию на «баранке». В качестве искупления этих грешков предлагается экономичность. И она впечатляет! Даже после марш-бросков в очень бодром темпе борткомпьютер нашего «Диско» выдал средний расход дизтоплива в 9,9 л/100 км. И это с закрепленной в багажнике на крыше запаской, создающей дополнительное сопротивление! Конечно, подобная умеренность аппетита – результат сглаживания обводов кузова, перевода Discovery на алюминиевую архитектуру и сброса приблизительно 300 кг против модели предыдущего поколения. Хотя инженеры, отвечавшие за настройку тормозов, рассчитывали, видимо, на более значимую весовую экономию, и потому Disco 5 куда лучше разгоняется, чем замедляется. Призвав на помощь торможение двигателем, обнаруживаю лишь символическое проявление этого эффекта в режиме Drive, которое становится чуть отчетливее в «Спорте». На скользких поверхностях потребуется сверхаккуратность! Сдается, британцы, оставив неизменной АКП8, что-то намудрили с демпфером дроссельной заслонки, добиваясь плавности реакций автомобиля на сброс газа. А забота об удобстве загрузки/выгрузки поклажи привела не только к отказу от разрезной пятой двери, но и открыла возможности для обогащения перед производителями автомобильных примочек. Кто предложит мягкие накладки на нижние углы кормового «лацпорта» – озолотится! Ну, или по крайней мере спасет немалое количество голов тех владельцев Disco 5, кому повезло вымахать за 180 см. «Каланчам» придется быть осмотрительнее и при посадке в передние кресла: стойки ветрового стекла почти по-легковому завалены назад. Зато стерты эргономические шероховатости. Выключатели противотуманок перекочевали на подрулевой рычажок, и их не надо теперь искать на ощупь в слепой зоне на торпедо, а кнопку системы стабилизации – среди россыпи ее разнопрофильных двойников на центральной консоли, благо регуляторы настроек шасси собраны в кластер у селектора АКП. Последствия обстрела природной системой град Между тем трехзонный «климат» наших «Диско» полностью компенсирует царящее за бортом почти 40-градусное пекло, и, отмахав за день 500 км, мы свежими добираемся до Кош-Агача на крайнем юге Республики Алтай. Как явствует из названия села, означающего «пара деревьев», с растительностью здесь туго. Зато все замечательно с солнцем: количество безоблачных дней в году более 300. Логично, что недавно тут открыли солнечную электростанцию. Правда, тарифы на энергию ниже не стали. Похоже, чиновники нашли вполне себе научное обоснование таких действий. Последние лет 15 в Кош-Агаче увеличилось число дождей. Даже традиционные плоские крыши на домах в селе меняют на двускатные. Раз так, «перекуры» солнца необходимо компенсировать... Какой переменчивой бывает природа, мы убедились на следующий день, когда поднялись на перевал Бугузун, где проходит граница республик Алтай и Тыва. Вроде бы только что была жара, но на высоте 2350 м нам попадаются ледяные поля, а температура падает до +10°С. Неизменно завораживающими остаются лишь пейзажи за окном. Но место для палаточного лагеря, обустроенного при участии наших помощников из Тувы, оказалось настоящим произведением естественного ландшафтного дизайна! Гряда скал отделила от дороги необычно зеленый для этих мест луг, выходящий подковой к реке Моген-Бурен. Сказка! Вернисажи древности В долине реки Елангаш на Алтае и в Хакасии на склонах Пояр-тах («священная гора», хакас.), которую русские переселенцы перекрестили в Боярскую, сохранились огромные каменные «полотна», петроглифы, созданные за много веков до н.э. На самых древних изображены животные, мифические существа, люди, предметы быта, а на более поздних – еще и жилища наших предков. Ученые давно спорят, чем – святилищем или своеобразным учебным пособием – являлись петроглифы. Не рассмотреть ли альтернативную версию? И в те далекие времена появлялись желающие отобразить красоту и хрупкость окружающего мира. Но, не рассчитывая на понимание соплеменников, эти художники древности творили тайком. Не потому ли петроглифы часто находят в глухих местах? Действительно, кому приятно слышать: «Лучше бы горного барана завалил! А еще набедренную повязку надел, интеллигент проклятый!»? От нашего, все более виртуального мира в случае его «перезагрузки» не останется и такой памяти. Чтобы компенсировать уязвимость цифровой цивилизации, мы сотворили петроглиф на вершине горы Куня («солнце», хакас.), откуда открывается захватывающая дух панорама на место слияния широченного Енисея с рекой Туба. Когда-нибудь сценки из нашей экспедиционной жизни и эмблема Land Rover станут фундаментом для теорий о жизни на Земле в XXI веке... Сергей Геннадиевич Нарылков, кандидат физико-математических наук из Абакана, сделал изучение памятников археологии родной Хакасии своей равнозначной второй профессией Сергей Михайлович Киреев, археолог из Горно-Алтайска и сталкер лэндроверовских экспедиций со стажем, открыл нам тайну каменного «загара»: лишь через 2000-3000 лет изображение почти сливается с основным фоном скалы Ученые спорят: появлялись ли мегалиты на месте геомагнитных аномалий или они эти аномалии сами и создают. Но вот факт: у Тархатинского комплекса одометр нашего «диско» показал... 3333 км Быль поджидала на следующее утро неподалеку от ночного бивака. Метрах в 30 от начала узкого серпантина, перегородив его и свесив заднюю ось с грунтовки на валуны, застыл УАЗ-«головастик». Водитель, несколько ребятишек и женщин, среди которых беременная, понуро стояли рядом. Единственным, кто сохранял присутствие духа в экипаже потерпевшего бедствие транспортного средства, казался оставшийся в кузове баран. Смотреть на ситуацию, как его сородичи на новые ворота? Не вариант. Алексей Симакин, руководитель экспедиции, выставив пневмоподвеску на стандартный офф-роудный максимум в 283 мм и примерив несколько режимов настройки основных агрегатов через систему Terrain Response 2, вывел «диско» по крутому откосу перед «головастиком». Трос закреплен в буксировочных проушинах, а дальше – 600 Нм британской тяги, доступные с 1750 об/мин, сделали свое дело. Путь свободен! Саяно-Шушенская ГЭС – рекордсмен по всем параметрам. Эта самая мощная электростанция в России с самой высокой (242 м) в стране плотиной арочно-гравитационного типа строилась официально 37 лет (1963-2000) и еще пять лет восстанавливалась после крупнейшей в истории российской гидроэнергетики аварии в августе 2009 года Эта дорожная история заставила взглянуть на Discovery 5 новыми глазами. До того нет-нет да и посещала мыслишка: не превратился ли легендарный «Диско» в шикарный большой кроссовер, в котором от настоящего гряземесителя разве что ухватистые ручки на центральных стойках крыши? Пожалуй, повременим посыпать офф-роудные извилины пеплом несбывшихся надежд. У «британца» все ОК с внедорожной геометрией и работой пары умных блокировок в трансмиссии 4х4 с понижающей передачей в раздатке. И не только с ними. День спасательных операций продолжился! У вечности в плену Компенсировать смерть вечностью – на такую задачу могла замахнуться лишь мощная цивилизация. И она существовала в VI-III вв. до н.э. на обширной территории Южной Сибири. В древних китайских летописях это государство именуется Динлин-го (Страна Духов), а его жители – динлинами. У нас же их принято называть тагарцами. Эти степные кочевники, принадлежащие к скифской группе народов, создали огромный некрополь в Салбыкской степи, что примерно в 60 км к северо-западу от Абакана, столицы современной Республики Хакасия. В группе некогда пирамидальных курганов выделяется Большой Салбыкский, ставший местом упокоения особо почитаемого тагарского вождя. Сооружение высотой 20-25 м, имеющее в основании 70х70 м 23 вертикально установленных простеночных камня весом до 100 т, судя по всему, получило статус «федерального объекта особой важности». Для его возведения создали огромную организацию, своеобразный «Тагарстрой». В этом «тресте» существовало четкое разделение труда: заготовка стройматериалов, их доставка (часто за десятки и даже сотни километров) на площадку, общепит для строителей. Каждое племя отвечало за свой участок работы, а по ее завершении вместо подписания акта сдачи ставило на тех же мегалитах тамгу, родоплеменной знак. При создании усыпальницы и грунтовой пирамиды использовались самые передовые для той эпохи методы обработки камня, древесины, грунта. Как и на любой большой стройке, не обошлось без штурмовщины, и приемочная комиссия, возможно, отметила ряд недоработок. Так или иначе, Большой Салбыкский пережил не только государство Динлин-го, но и много чего еще, прежде чем был окончательно срыт и раскопан археологами в середине ХХ в. Кстати, и советская цивилизация со- орудила в Хакасии «мегалит» – огромную Саяно-Шушенскую ГЭС. Она тоже на века. Правда, есть существенное отличие от Салбыкских курганов: тагарцы знали как демонтировать созданное ими, а мы – нет. И это проблема, ведь вечность эфемерна... При штурме вброд горной реки с бурным течением один из экспедиционных экипажей мажет с траекторией, и машину сносит на глубину. Даже экстренный режим пневмоподвески, поднимающий «Диско» еще на 70 мм от обычного максимума, не позволяет колесам надежно зацепиться за дно. Приходится вытаскивать утопающего на «галстуке». Почему не лебедкой? На Discovery 5 ее не к чему крепить. Да, это тот единственный случай, когда приходится пожалеть об отсутствии у автомобиля рамы. Инженеры Land Rover как-то обмолвились, что ищут решение проблемы. Но сколько там ждут обещанного? Таким временем мы точно не располагали и всерьез опасались, как бы сорвавшийся на глубину «диско» не захлебнулся. Обошлось. Мотор не схватил гидроудар, а поднятый к боковому стеклу грузового отсека аккумулятор остался сухим. Да, случились недомогания электросистемы, но через пару дней прошли и они. Если нужно доказательство того, что Discovery 5 с пневмоподвеской способен преодолевать броды до 900 мм без всякого шноркеля и выжить даже в более сложной ситуации, то вот оно! Единственной пострадавшей при переправе нашей колонны оказалась задавленная, а скорее, поднятая на поверхность уже дохлой рыбина. Жители прибрежного поселка потребовали материальной компенсации. Обоснование? Железное. «Экология, понимаешь!» Да, горячий – во всех смыслах – выдался денек. И, видимо, для сведения баланса на закате при подъезде к границе западной Тувы и Хакасии мы получили на перевале... мощнейший заряд крупнокалиберного града. По счастью, стихия унялась буквально перед подходом колонны «Диско». Но Закон компенсации в самых ярких своих проявлениях не отпускал нас до финиша экспедиции. Уже в поразившей своей лиричной красотой Хакасии мы пересекли реку Большой Он. Где-то рядом, видимо, Малый, а то еще и Средний Он. Можно лишь гадать. Зато нам повстречалась река Она. Безальтернативная. Единственная. Как и должно быть...

Южная Сибирь: Закон компенсации
© Автомобили