Владимир Путин провел тринадцатую ежегодную пресс-конференцию

О предстоящих выборах Я бы не хотел сейчас говорить о предвыборной программе, которая у меня, так же как и у других кандидатов, наверняка будет, должна быть. Она у меня практически уже есть. Повторяю, сейчас, наверное, не тот формат, когда можно ее презентовать, но могу вам сказать главное, на чем, считаю, необходимо сосредоточить внимание и власти, и всего общества. Это такие вопросы, если говорить конкретно, как развитие инфраструктуры, здравоохранение, образование, это, как я уже сказал, высокие технологии, повышение производительности труда. И это все, без всяких сомнений, должно быть нацелено на то, чтобы повысить доходы граждан, повысить доходы наших людей. Это в самых общих чертах. Но по ходу сегодняшнего разговора, думаю, мы к этому еще неоднократно вернемся. Это будет самовыдвижение. Но я, конечно, очень рассчитываю на поддержку тех политических сил, как бы они ни были организованы в стране - в партии, в общественные организации, которые разделяют мой взгляд на развитие страны и доверяют мне. Я очень на это, разумеется, рассчитываю. И вообще рассчитываю на широкую поддержку граждан. Что касается штаба, то, не скрою, мы вчера только об этом говорили. Пока окончательного решения нет. А по поводу разногласий - они всегда есть, у нас живая атмосфера: и споры есть, и несогласие, но до того момента, пока мы не приходим к какому-то единому решению. По этому вопросу - он технический, но все- таки важный - я бы хотел, конечно, чтобы это были люди авторитетные, известные в стране и которые искренне, еще раз повторяю, поддерживают ту политику, которая проводится на протяжении последних лет. Почему нет достойных кандидатов от оппозиции Самое простое для меня было бы сказать, что не мне же самому для себя конкурентов воспитывать. Хотя должен неожиданно вам сказать: думаю на тему о том, что у нас политическая среда тоже, так же как и экономическая, должна быть конкурентной. И конечно, очень бы хотел, хочу и буду к этому стремиться, чтобы у нас была сбалансированная политическая система. А ее невозможно себе представить без конкуренции на политическом поле. Почему у нас вроде шумные и деятельные оппозиционеры есть, но они действительно не составляют реальной действующей конкуренции власти? Вы знаете, у нас всетаки, мягко говоря, большая специфика в России сложилась за последние десятилетия. С чем она связана? Смотрите, конечно, совсем молодые люди не помнят, даже не знают, что происходило в 90е и в начале 2000х годов, и не могут сравнить с тем, что стало теперь. У нас сегодня много проблем. Мы собрались прежде всего для того здесь сегодня, чтобы поговорить об этих проблемах, и будем говорить без всякой лакировки обо всех проблемах. Но все-таки у нас ВВП вырос на 75 процентов с 2000 года; промышленное производство - на 70; перерабатывающая промышленность росла ускоренными темпами - 60, 70 процентов. Реальная заработная плата сейчас припала, и мы тоже об этом поговорим, в результате кризисных явлений последних трех лет, но все-таки с начала 2000х реальная заработная плата выросла в 3,5 раза, пенсия реальная - в 3,6 раза, младенческая смертность сократилась в 2,6 раза, материнская - в четыре раза. Уходили из жизни - и мы сокращались, Россия сокращалась - почти миллион граждан в год. Мы переломили демографическую ситуацию - здесь тоже есть проблема, сейчас об этом будем говорить наверняка, - тем не менее мы переломили. Сейчас столкнулись с проблемами двух спадов, демографической ямы. Дополнительные меры будут приняты... Уверен, что мы с этим тоже справимся. Продолжительность жизни у нас была 65 лет, 65,3, а сейчас - почти 73. Мы жили в условиях гражданской войны в течение долгого периода времени, несколько лет, шесть лет практически это все продолжалось, если не больше. Больше - десять почти что. Когда неготовых, необученных пацанов 18-19 лет под пули страна вынуждена была направлять, потому что ничего другого не было. Сейчас у нас посмотрите какая армия. У нас долги сократились в три раза, а резервы страны выросли в 30 раз. Ведь это о чем-то говорит! Когда мы говорим об оппозиции, важно ведь не только шуметь на площадях или в более кулуарной обстановке и говорить об антинародном режиме. Важно что-то предложить, для того чтобы сделать еще лучше. А люди-то, конечно, очень многим недовольны на сегодняшний день, и правы, что они недовольны, потому что можно было бы лучших результатов добиваться. Но когда начинают сравнивать и смотреть, а что же предлагают лидеры оппозиции так называемой, особенно несистемной, возникают большие сомнения. В этом, мне кажется, самая главная проблема тех, кто хотел бы быть конкурентоспособной оппозицией, - нужно предложить реальную, не эфемерную, не крикливую повестку дня, а реальную - такую, в которую люди бы поверили. Надеюсь, что это все-таки у нас возникнет, и чем раньше, тем лучше на самом деле. О ручном управлении страной Вы знаете, миф о ручном управлении сильно преувеличен. И в регионах, и на федеральном уровне в текущем режиме, - и это я вам говорю как человек, который возглавлял правительство четыре с половиной года: в 99-м году и в недавнем прошлом четыре года, полный срок отработал, - вы не представляете, какой колоссальный массив работы проходит через правительство. Это самая тяжелая и сложная работа в системе управления. Там приходится вмешиваться в каждый вопрос... И в регионах то же самое. А в регионах вообще мы часто не дотягиваемся, даже не знаем иногда, что там происходит. Это плохо, конечно, надо знать все. Но для этого мы проводим и сегодняшнее мероприятие, ежегодные конференции, и "Прямые линии", как бы их ни ругали и как бы ни говорили о том, что они носят формальный характер, - это не так. Вот это есть обратная связь, когда люди напрямую могут добраться до первых лиц государства. Ну и, да, когда это возникает, тогда включается так называемое ручное управление, которое призвано затем систематизировать эту работу. Вы обратили внимание, что после последней "Прямой линии" я, регулярно встречаясь с губернаторами, постоянно им "выкатывал" на стол те проблемы, с которыми граждане выходят на главу государства. То есть это имеет продолжение, и в этом смысле я не вижу ничего плохого. Но это только дополнение к общей системной работе. О выполнении майских указов Когда майские указы, если вы вспомните, только вышли, сразу начался "плач Ярославны" по поводу того, что они неисполнимы и что это слишком большая нагрузка на бюджеты всех уровней, что это потащит развитие экономики вниз, что нельзя так планировать повышение заработных плат, что это неприемлемо, заработных плат в бюджетной сфере прежде всего. Потому что за повышением заработной платы в бюджетной сфере неизбежно должны будут расти заработные платы в экономике, а производительность труда в экономике не растет так быстро, как темпы роста заработной платы. На самом деле отчасти это правда. Тем не менее я посчитал это правильным и необходимым. Кстати говоря, отвечая на предыдущие вопросы, я сказал, что экономика сегодня все больше и больше опирается на внутренний спрос. У нас даже при падении реальных доходов населения все-таки за последнее время, за этот год, постепенно оживает внутренний спрос, внутренняя торговля. Внутренняя торговля выросла на 3 процента уже. Я думаю, что и показатели по реальным доходам населения будут меняться к лучшему. Если бы не было этих ориентиров, которые были заданы в 2012 году в указах, по поводу роста необходимости обеспечить рост заработных плат в бюджетной сфере: учителя, врачи, преподаватели вузов, дошкольного образования и так далее, - то этого бы не было. Было бы хуже намного. Поэтому считаю, что и я, и мои коллеги сделали правильно в свое время, когда обозначили эти целевые показатели. Что с ними происходит в целом, с этими указами? Примерно 93-94 процента заявленных целей исполнены. Это касается в том числе и уровня заработных плат в бюджетной сфере. Уверен, что в 2018 году, как и планировалось, все будет доведено до логического завершения. Эти целевые показатели будут достигнуты. Вы сказали про ветхое жилье. Там ставилась задача по ликвидации аварийного жилья. Это немного разные категории. Что касается аварийного жилья, то в целом задача практически решена, по аварийному именно. Но другое дело, что у нас ветхое мало чем отличается иногда от аварийного. Но мы сейчас говорим просто о целевых показателях. По аварийному практически во всех регионах достигнуто. Теперь другая была поставлена задача - обеспечить детей местами в детских садах. Она практически тоже решена на 98,96 процента. В начале этой программы у нас более полумиллиона детей нуждались в местах в детских садах. Сейчас в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации эта задача решена полностью. Есть несколько регионов, где еще работа не закончена. Количество детей, которые ожидают мест в очередях, - 63 тысячи. То есть было около полумиллиона, сейчас - 63 тысячи. Уверен, мы в ближайшее время этот вопрос закроем. Так что в целом майские указы выполняются удовлетворительно. О возможном новом витке гонки вооружений и выполнении международных договоров Мы не выходили из основополагающих договоров, которые являлись краеугольным камнем международной безопасности. Мы не выходили из Договора по ПРО, Соединенные Штаты вышли в одностороннем порядке. Теперь мы слышим действительно разговоры о проблемах по Договору о ракетах малой и средней дальности. Судя по всему, создаются условия и проводится информационно-пропагандистская работа для возможного выхода Соединенных Штатов и из этого Договора, тем более что по факту они уже вышли. Они пытаются нас в чем-то упрекнуть и обвинять, а сами-то они что сделали? Они поставили противоракетные системы якобы в Румынии. А как они поставили? Они поставили пусковые системы "Иджис", сняли их просто с моря и поставили. Но эти противоракетные системы можно легко заменить просто на ракеты средней дальности. То есть, по сути, уже процесс пошел по факту. Если и дальше так дело пойдет, ничего хорошего в этом нет. Мы сами выходить никуда ниоткуда не собираемся. Что касается СНВIII - то же самое. Мы слышим в Соединенных Штатах, что это уже вроде как им невыгодно, им не нужно. Такие разговоры есть. Если это произойдет, если Соединенные Штаты опять в очередной раз в одностороннем порядке выйдут из него, это будет очень плохо с точки зрения сохранения международной стабильности и безопасности. Теперь по поводу наших военных расходов. Мы знаем, мы видим эти процессы, мы понимаем, к чему конкретные действия могут привести. Мы обеспечим свою безопасность, не втягиваясь в гонку вооружений. Вы знаете, военные расходы у нас сбалансированы несколькими содержательными моментами. Первое, нам нужно обеспечить свою безопасность. И, второе, сделать так, чтобы это не привело к разрушению экономики. Мы именно из этого исходим. Была поставлена задача - обеспечить детей местами в детских садах. Она практически тоже решена на 98,96 процента Вот смотрите, у нас на следующий год, например, предусмотрены военные расходы - это 1,4 триллиона на закупки и 1,4 триллиона на содержание, то есть 2,8 триллиона рублей. Это примерно 2,8 с небольшим процента ВВП. Я назвал абсолютные цифры - 2,8 триллиона. Если посчитать по действующему курсу, это примерно 46 с небольшим миллиардов долларов. В Соединенных Штатах сейчас уже подписан закон о военных расходах в 700 миллиардов долларов. У нас - 46 с небольшим, а там - 700. Почувствуйте разницу. Может ли наша страна позволить себе такие расходы? Нет, но нам того, что мы тратим эти 46 с небольшим, достаточно. Можно, конечно, сказать, что и этого много. Но вы знаете, у нас есть известная шутка: те, кто не хочет кормить свою армию, будут кормить чужую. Это совсем старая. Есть и более современная шутка. Я иногда рассказываю вам всякие шутки на этот счет. Могу рассказать очередную, она тоже с бородой, но все-таки более современная. У бывшего офицера сын приходит к нему, он сына спрашивает: "Сынок, у меня здесь кортик был. Ты не видел кортик?" Он говорит: "Пап, не ругайся. Я его поменял у мальчика из соседнего двора на часы". Он говорит: "Покажи". Посмотрел. "Часы хорошие, молодец. Знаешь, завтра придут к нам бандиты и грабители, меня убьют, маму убьют, сестру твою старшую изнасилуют, а ты выйдешь и скажешь: добрый вечер, московское время 12 часов 30 минут". Мы же с вами не хотим такого развития событий. Так что мы будем уделять нужное внимание развитию армии и флота, не втягиваясь в гонку вооружения и не разрушая бюджет. О повышении пенсионного возраста Вы затронули очень чувствительный и очень важный вопрос. Я вам сейчас не скажу об окончательных решениях, потому что действительно они пока не готовы. Вы так сформулировали вопрос, будто решение уже принято. Действительно, те, кто выступает за повышение пенсионного возраста, говорят о том, что планка выхода на пенсию была обозначена в 30-е годы прошлого века. Когда только устанавливали 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин, тогда и продолжительность жизни была примерно такой же, как это ни странно. Примерно. Сейчас все европейские страны, все страны, которые нас окружают, включая Белоруссию, Казахстан, все, на Украине то же самое, - все уже приняли решение о повышении пенсионного возраста. Не сделали этого только мы. О чем говорят сторонники повышения пенсионного возраста? Они говорят о том, что если этого не сделать, то с учетом увеличения продолжительности жизни количество работающих будет сокращаться, а количество людей, вышедших на пенсию, будет увеличиваться, и это не даст возможности нам сбалансировать пенсионную систему. Это совсем не значит, что государство не будет в состоянии выплачивать пенсию. Оно будет в состоянии выплачивать пенсию, там не возникнет катастрофической ситуации, при которой выплаты прекратятся, но доходы пенсионеров будут заморожены и с учетом инфляции будут сокращаться. Так говорят сторонники повышения пенсионного возраста. Они же говорят, что если повышать пенсионный возраст, то нужно повышать одинаково и для мужчин, и для женщин. У нас женщины в 55 лет рожают даже. Слава богу, дай им бог здоровья. Но есть и те, которые предупреждают о том, что есть проблемы в случае повышения пенсионного возраста. На что они ссылаются? Они говорят: "Мы хотим придать нашей экономике инновационный характер. Мы хотим, чтобы главную роль играли цифровые технологии". Что это значит? Это значит, что тот результат в экономике и на предприятиях, в сфере реального производства, который достигается, условно говоря, применяя тысячу работающих, завтра на этих предприятиях, может быть, потребуется не больше ста, да плюс еще возраст выхода на пенсию мы снесем вправо до 63 или 65 лет, некоторые предлагают. А куда девать этих людей, которые высвободятся от работы? Что будет с рынком труда? Есть и другие соображения. Для того чтобы принять окончательно, нужно все это просчитать реально. Я говорю не для того, чтобы уклониться от ответа, а посчитать по каждой позиции, к чему что приведет. Но, разумеется, при любом варианте принятия решения это не коснется тех, кто уже вышел на пенсию, это первое. И второе, уже совершенно точно, это не должно быть никаким шоковым решением, не должно быть разовым, это должно быть, как во многих странах делается, постепенно и мягко - или через полгода, или через год. Но повторяю еще раз и хочу это подчеркнуть: никакого окончательного решения не принято. И еще одно, чрезвычайно важное обстоятельство. Такие решения не могут приниматься кулуарно, даже на уровне правительства. Это должно происходить открыто, с привлечением общественности и, конечно, в ходе открытой дискуссии в представительных органах власти, в том числе в парламенте. О решении МОК И я, и некоторые мои коллеги уже говорили: для нас очевидным является то обстоятельство, что скандал раздувается в преддверии внутриполитического российского календаря. И кто бы чего ни говорил, убежден, просто знаю, что это так и есть. Вот кто бы чего ни говорил, я знаю, что это так. Но в то же время, и тоже уже об этом неоднократно было сказано, мы сами в этом виноваты, мы дали повод для этого. Потому что действительно выявлены реальные случаи применения, использования допинга. Правда, и в других странах тоже выявляется, просто вокруг этих стран нет такого политизированного ажиотажа. А то, что здесь политическая подоплека, - сомнений нет. Есть другие системные вещи в мировом спорте. Скажем, разрешение принимать запрещенные для других препараты по медицинским соображениям, якобы после операций или в силу каких-то заболеваний с детства. Но это очень странно, потому что кто-то получает конкурентные преимущества. Но, может быть, тогда этим людям, которым разрешено принимать эти препараты, а другим запрещено, вне конкурса выступать или что-то в этом роде, не знаю. Не хочется никого обижать и задевать, потому что люди все работают, стараются и заслуживают уважения. Но конкуренция должна быть соблюдена. Как мы будем выстраивать отношения и с ВАДА, и с МОК? Надеюсь, конструктивно. Мы спокойно будем с ними работать, устраняя те проблемы, которые у нас действительно есть, но добиваясь, конечно, защиты интересов наших спортсменов, в том числе и в гражданских судах. Знаю, что этого многие международные чиновники не хотят, но что нам делать? Мы вынуждены будем там, в гражданских судах, помогать нашим спортсменам отстаивать свои честь и достоинство. О подготовке чемпионата мира по футболу в 2018 году Нет сомнений, вы правильно сказали, у нас хороший, очень большой опыт успешного проведения очень больших, очень крупных международных соревнований. Сейчас не буду все перечислять, чтобы время не терять. Кубок конфедераций был проведен, и проведен на самом высоком уровне. Для нас очень важно, что инспекторы FIFA сопровождают всю подготовку к проведению чемпионата мира, все идет по графику. Объективности ради должен сказать, что из 12 стадионов - они должны быть построены в 11 городах, в Москве два стадиона будут использованы - в одном месте есть двухмесячное отставание. Но это все поправимо, и, уверен, все будет сделано в срок и качественно. Что хотелось бы особенно подчеркнуть? Меньше половины - это бюджетные расходы, больше половины - частные вложения. При этом государственные средства, прежде всего так, как было во время подготовки к Олимпиаде в Сочи, будут расходоваться и расходуются на подготовку инфраструктуры: дорог, подъездных путей, аэропортов, вокзалов и так далее. Уверен, что все будет сделано качественно и в срок. О расследовании конгрессом США и оценки работы Трампа Давайте со второй части вашего вопроса начнем. Не мне оценивать работу президента Трампа. Это должен сделать его избиратель, американский народ. Мы объективно видим некоторые достаточно серьезные достижения, даже за тот небольшой период времени, который он работает. Посмотрите на рынки, как они выросли. Это говорит о доверии инвесторов к американской экономике. Это говорит о том, что они доверяют тому, что делает президент Трамп в этой сфере. Знаете, при всем уважении к оппозиции президента Трампа внутри Соединенных Штатов, - это объективные факторы. Есть вещи, которые, я думаю, что он и хотел бы сделать, но не смог пока, имеются в виду реформа здравоохранения, некоторые другие направления. Он говорил, кстати говоря, во внешней политике об улучшении отношений с Россией. Но это же очевидно, что даже если бы он хотел, пока он не в состоянии этого сделать из-за известных ограничений. Но на самом деле я не знаю, это у него надо спросить, есть у него еще такое желание, нет или полностью оно исчерпано. Я надеюсь, что оно есть, и исхожу из того, что в конце концов в интересах американского и российского народов мы все-таки нормализуем наши отношения и будем развиваться, будем преодолевать общие угрозы, они хорошо известны: это терроризм, решение экологических вопросов, борьба против распространения оружия массового уничтожения, преодоление кризисов в различных регионах мира, включая Ближний Восток, северокорейскую проблему и так далее, так далее. У нас много вещей, которые мы можем, объединяя усилия, делать гораздо более эффективно в интересах наших народов, чем это происходит до сих пор. Собственно говоря, пожалуй, все. Вы знаете, это все придумано, все это придумано людьми, которые находятся в оппозиции к Трампу, для того чтобы придать его работе нелегитимный характер. Для меня это даже странно, говорю вам совершенно откровенно, это делается как будто без понимания того, что люди, которые это делают, наносят ущерб внутриполитическому состоянию страны, обескровливают возможности избранного главы государства. Это значит, что они просто без уважения относятся к избирателям, которые за него проголосовали... Что, нужно вообще запретить любые контакты? Нашего посла обвиняли в том, что он с кем-то встречался. Но это же общемировая практика, когда дипломатический представитель, когда даже члены правительства встречаются со всеми кандидатами, с их командами, обсуждают какие-то вопросы, перспективы развития, хотят понять, что будут делать те или иные люди, если они придут к власти, как на это реагировать. Что здесь такого кто-то увидел запредельного? И почему это должно все приобрести характер какой-то шпиономании? Вы смотрели, как шли расследования по социальным сетям. Там реклама наших кампаний измеряется какими-то сотыми долями процента, в то время как американские кампании по рекламе были представлены в сто, двести, триста процентов. Просто абсолютно несопоставимые вещи. Но даже это кажется почему-то избыточным. Бред какой-то. Так же как ситуация, связанная с нашими средствами массовой информации, там RT, "Спутник". Но их доля в общем объеме информации ничтожна по сравнению с тем, что делают американские глобальные СМИ во всем мире и у нас в России. И это кажется угрозой. А где же тогда свобода распространения информации? Собственно, один из краеугольных камней, на котором зиждется сама американская демократия. Надо всем нам научиться, что у кого-то что-то получается, у кого-то что-то не получается. Надо делать выводы из этого и идти вперед, а не набрасываться как зверьки друг на друга. Надо об этом подумать и сделать выводы. Об инфляции и ситуации в банковской сфере Таргетирование инфляции - это правильный процесс. Если мы хотим, чтобы экономика у нас была здоровая, вызывала бы доверие со стороны инвесторов, это обязательная составляющая нашей политики. Это взвешенная бюджетная и кредитно-денежная политика, которой занимается Центральный банк. Можно ли понять критику со стороны бизнеса? Тоже можно понять. Конечно, хочется получить больше кредитов и по более низкой ставке. Вопрос в том, чтобы этот процесс шел аккуратно и чтобы он не был избыточным, чтобы в экономике не возникло так называемых мыльных пузырей, когда получают много-много дешевых денег, вкладывают их в малоперспективные предприятия по производству товаров и услуг, которые не обеспечены спросом. Вот самое главное, в чем дело. Что происходило за последние годы? Если в прошлом году Центральный банк дважды снизил ставку - с одиннадцати до десяти процентов, то в этом году Центральный банк пять раз снижал ключевую ставку. И сейчас она составляет 8,25. Центральный банк показал и цели своей дальнейшей деятельности. Где-то к 2020 году, если мне память не изменяет, ключевая ставка будет шесть-семь процентов. У нас ВВП вырос на 75 процентов с 2000 года; промышленное производство - на 70 процентов Снижаются вслед за ключевой ставкой (это один из важных факторов, но не единственный) ставки по кредитам коммерческих банков. Сейчас она средневзвешенная. Для нефинансовых организаций - где-то 10,08 процента, по-моему. Для малого и среднего бизнеса, конечно, больше - тринадцать-четырнадцать процентов в среднем. Есть наверняка и больше, есть меньше. Что делает Центральный банк еще? Принято решение по реструктуризации банковских учреждений. Те, которые имеют, условно говоря, генеральную лицензию для работы с крупными партнерами, с крупным бизнесом, должны иметь уставный капитал не меньше одного миллиарда. И с базовой лицензией - те банки, которые имеют уставный капитал не меньше трехсот миллионов. Предполагается, что именно они будут работать с малым и средним бизнесом, в том числе в регионах. Поэтому у нас сегодня, по-моему, еще достаточно большое количество банков для нашей экономики, для уровня развития нашей экономики. По-моему, еще 521 банк у нас существует. Это не значит, что всех их нужно "душить", и это очень вредно. Но нужно все равно оздоровлять финансовую систему в интересах прежде всего клиентов. Это чрезвычайно важная вещь, особенно в условиях каких-то колебаний на мировых рынках, сложностей внутри страны: чтобы клиенты не сталкивались с неразрешимыми проблемами. У нас по двум каналам происходит санирование или оздоровление банковских систем: это АСВ (Агентство по страхованию вкладов) и недавно созданный соответствующий фонд. Я думаю, что это очень важно - создание этого фонда. Почему? Потому что, когда идет оздоровление банков через этот фонд, в нем уже принято решение, что деньги, кредитные ресурсы, полученные из банка собственниками банков либо крупным менеджментом банков, выводятся за скобки. То есть эти люди, которые довели финансовые учреждения до такого состояния, не получают оттуда никаких денег. Это, на мой взгляд, чрезвычайно важные вещи. И еще на что хотел бы обратить внимание, потому что я слышу эту критику в отношении ЦБ: что своими действиями ЦБ огосударствляет банковскую систему. Это не так. Во-первых, повторяю, банков 521 или больше, 521, по-моему, а кредитных учреждений еще больше, потому что банки - это не все кредитные учреждения. Это во-первых. Во-вторых, Центральный банк нам всем говорит и, в общем, правильно настроен на это. Если он что-то и забирает даже под себя, с целью последующей приватизации. Мы будем исходить из того, что этот процесс будет развиваться именно в таком ключе. О налогах Что растет нагрузка, в том числе неналогового характера, это да, это правда, к сожалению. Я уже давал по этому поводу поручение, как вы знаете, провести подробный анализ того, что происходит в регионах. Это первое. Мы это сделаем. Нужно будет, безусловно, в будущем создать определенные условия, которые будут препятствовать этому подчас неограниченному и неконтролируемому росту неналоговой фискальной нагрузки. А для бизнеса, конечно, все равно, какая разница, по какой статье платить, главное, что это из кармана вынимают или из бизнеса вытаскивают. Это первое. Второе. Всетаки собственно налоги: мы договаривались о том, что налоги до конца 2018 года расти не будут, и в целом это всетаки выдерживается. Начиная с 2019 года что будет? Я уже говорил, что мы наметили основные направления развития: инфраструктура, здравоохранение, образование, высокие технологии, укрепление армии и флота и так далее. Но источники надо найти. И конечно, мы сейчас напряженно думаем на тему того, какие это источники, как и что можно было бы настроить в налоговой системе таким образом, чтобы это работало на генеральные, основные цели развития экономики страны; какие нужно сделать маневры в налоговой системе, с тем чтобы облегчить нагрузку на те отрасли, которые мы предполагаем развивать усиленными, быстрыми темпами. Люди, где бы они ни проживали на территории России, должны жить примерно в одинаковых условиях Сейчас, мне кажется, об этом рано говорить, потому что эта дискуссия относится к такой категории, которая сначала должна быть проведена на экспертном уровне и после принятия решения вынесена на обсуждение вместе с бизнес-сообществом. А мы это сделаем обязательно. Мы не будем это делать кулуарно, так же как по некоторым другим вопросам: как, скажем, по пенсионному возрасту и так далее. Но на что совершенно точно нужно обратить внимание уже сегодня и сейчас - это на некоторые налоги, которые ложатся достаточно тяжелым бременем на граждан и на бизнес и не отвечают никаким интересам ни самих граждан или бизнеса, ни интересам государства в целом. Или, скажем, налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые даже с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы. Эти задолженности касаются где-то 42 миллионов человек. И общий объем этой задолженности - 41 миллиард. Думаю, что нужно освободить людей от этих выплат - может, кто-то будет ругаться на меня из моих либеральных оппонентов. И сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции. Это первое. Второе, нужно то же самое сделать для индивидуальных предпринимателей. Это тоже 15 миллиардов рублей примерно. И касается это около трех миллионов человек - 2,9 миллиона человек. Человек начал работу, начал бизнес. Что-то не получилось. А налоги на него все начисляли и начисляли. Надо освободить этих людей от выплат подобного рода. Третье, нужно выстроить систему таким образом, чтобы стимулировать налогоплательщиков, чтобы они не боялись обратиться в налоговую инспекцию, даже если они пропустили срок платежа. Конечно, должна быть обеспечена налоговая дисциплина, это правда. Но она не должна быть чрезвычайно и чрезмерно закручена. И, наконец, есть еще одна ситуация, которая требует особого внимания. Имею в виду так называемые условные доходы. Для тех, кто не просвещен и не погружен, скажу. Скажем, банки кого-то освобождают от выплаты кредитов, фирмы - операторы связи освобождают. По действующему законодательству это считается как бы условный доход, условный, и на него сразу накручиваются налоги. Это тоже примерно около трех миллионов человек, и тоже там счет идет на миллиарды, их задолженность. Надо это списать. Это абсолютно бессмысленная вещь, которая мешает развиваться и экономике, и на людей накладывает несправедливую налоговую нагрузку. Думаю, что мы сделаем это в самое ближайшее время. О регионах-донорах и регионах-реципиентах Мы исходим из того, что люди, где бы они ни проживали на территории России, они должны жить примерно в одинаковых условиях. Понятно, что это очень сложно сделать. Понятно, что просто регионы развивались по-разному в силу различных причин. Но люди, которые живут в регионах, где бюджеты несамодостаточные, они в этом, конечно, не виноваты. Поэтому на протяжении многих предыдущих лет чем мы занимаемся? Выравниванием этих бюджетных доходов и действительно регионов, в которые страна вкладывала на протяжении десятилетий, а может, ста лет огромные ресурсы. Страна вкладывала в том числе из тех, которые мы называем сегодня несамодостаточными (оттуда ведь тоже брались ресурсы). Поэтому справедливым является перераспределение от регионов-доноров (сегодня у нас 12 таких регионов-доноров) в другие регионы Российской Федерации. И мы аккуратно будем это делать, не подрывая, разумеется, желание регионов-доноров развивать свою экономику дальше. Теперь по поводу реструктуризации. Уже говорил сейчас, и, по-моему, уже публично правительство об этом говорило: какие приняты решения? Приняты решения реструктурировать на семь лет кредитные задолженности практически всех регионов РФ: на семь лет под пять процентов. Регионы, которые обеспечат рост налоговой базы не ниже инфляции, получат эту рассрочку не на 7, а на 12 лет. Это даст возможность регионам получить дополнительно совокупно выигрыш в размере 430 миллиардов рублей, которые должны пойти на оздоровление финансов и развитие: и на социальное развитие, и на экономическое развитие. И, на мой взгляд, это чрезвычайно важно. Все регионы восприняли это с большим энтузиазмом, в том числе и Новгородская область. Таким регионам, как Новгородская область, будет оказана дополнительная помощь... А регионов, которые требуют такой дополнительной помощи, у нас немного. Их буквально три-четыре. Но Новгород входит в это число. Эта помощь будет измеряться тоже миллиардами рублей. Что еще очень важно, на мой взгляд. Это решение не принято. И об этом я даже с правительством пока еще не говорил. Нужно прекратить безудержный рост часто необоснованного кредитования регионов РФ в коммерческих банках под экономически необоснованные высокие проценты. Ведь что происходит. Часто есть возможность перекредитоваться на госкредиты, уйти на меньшую ставку. Нет, не делают этого. Сразу возникает вопрос: почему? Нет ли сговора между местными властями и коммерческими банками? И есть определенные параметры, по которым коммерческие банки не выдают денег бизнес-структурам. А регионам - пожалуйста. Несмотря ни на какую задолженность из-за кредитования. Почему? А потому что знают, что это обеспечено государством. Легко идут и берут эти деньги в качестве кредитов в коммерческих банках, совершенно не думая о последствиях. Но нужно будет ввести ограничения. Повторяю, еще об этом я не говорил ни с кем. Вам сообщаю это в первый раз. Но мы, думаю, должны будем это сделать. О том, возможно ли сотрудничество с США по урегулированию ситуации в КНДР Но что касается Северной Кореи, наша позиция хорошо известна, мы не признаем ядерный статус Северной Кореи. Мы считаем, что все, что там происходит, это контрпродуктивно. Я уже говорил и хочу вам еще раз повторить, в 2005 году с Северной Кореей в принципе договорились о том, что она прекращает свою ядерную военную программу. Северная Корея взяла на себя определенные обязательства. Все согласились и подписали эти соглашения. Буквально через несколько месяцев Соединенным Штатам показалось мало этих договоренностей. Сразу были произведены аресты счетов северокорейских банков, и сказали, что Северная Корея еще должна что-то сделать за пределами договоренностей. Но Северная Корея плюнула на все это и вышла из всех договоренностей. И начала снова развивать свою ядерную программу. Зачем вы это сделали? Мало показалось? Зачем тогда подписывали, если считали, что этого мало? Спровоцировали Корею, на самом деле, на выход. А потом еще хуже - потом и Ливия, и Ирак. Я уже много раз говорил об этом. Северная Корея не видит другого способа самосохранения, кроме как развития систем оружия массового поражения и ракетной техники. Сейчас, видите, доработались до того, что у них ракеты уже достают до территории Соединенных Штатов, судя по всему. Что здесь хорошего? Мы считаем, что с обеих сторон нужно прекратить нагнетание ситуации. Уже вроде мы услышали от американских партнеров: все, мы прекратим учения. Нет, взяли опять провели, северокорейцы опять запустили ракеты. Надо спираль эту закончить, ведь это чрезвычайно опасная вещь. Мы договаривались о том, что налоги до конца 2018 года расти не будут, и в целом это все‑таки выдерживается Мы говорили с американскими партнерами, даже если предположить, что Соединенные Штаты будут наносить какие-то удары, даже неядерными средствами, а высокоточным оружием в неядерном исполнении, а куда будете бить? Что, ЦРУ точно знает или РУМО точно знает, где, какие цели нужно поразить одним ударом? Нет, конечно, это закрытая страна - Северная Корея; что-то знаете, а что-то наверняка нет. А там достаточно одного пуска, чтобы последствия были катастрофическими, пуска со стороны Северной Кореи. Катастрофическими. Да, Соединенные Штаты уже однажды в истории применяли ядерное оружие, и, на мой взгляд, необоснованно, против Японии. Но сейчас-то вообще нет никакой необходимости. Надо быть крайне осторожными. Сейчас господин Тиллерсон заявил о том, что Соединенные Штаты вроде готовы к прямым контактам. Это очень хороший сигнал, это очень хороший сигнал, который говорит о том, что в американском руководстве в целом и в госдепе происходят явно какие-то подвижки, осознание реалий, надеюсь, вместе с разведсообществом Соединенных Штатов, вместе с Пентагоном. И если мы будем двигаться исходя из здравого смысла, то мы, конечно, будем сотрудничать с Соединенными Штатами по всем вопросам подобного рода, в том числе и по Северной Корее. О выполнении Минских соглашений По поводу "минского формата", его эффективности. Эффективность, конечно, низкая, и, на мой взгляд, прежде всего из-за неконструктивной позиции представителей сегодняшней киевской власти. У них нет никакого желания реализовывать Минские соглашения. Нет никакого желания начать настоящий политический процесс, завершением которого может быть реализация договора об особом статусе Донбасса, который закреплен в соответствующем законе Украины, принятом Радой, но не введенного до сих пор под разными предлогами в силу. Такая договоренность есть, и параметры этого закона хорошо известны. По поводу Соединенных Штатов. Соединенные Штаты, по сути, являются полноценными и полноправными участниками процессов урегулирования вне зависимости от того, находятся они в рамках "нормандского формата" или нет. Они все равно очень глубоко вовлечены и в курсе всех происходящих там событий. Нужно ли их формально включать в "нормандский формат", я не знаю. Во всяком случае, это не от нас зависит. Поверьте мне, я никогда не был против этого... О ситуации в сфере ЖКХ Да, решения были приняты в последние годы, да, кое-что поменялось. Недостаточно абсолютно. Думаю, что и региональные власти, и федеральные органы власти, которые за это отвечают, - прежде всего соответствующее министерство строительства, и там есть целое подразделение, которое должно заниматься ЖКХ, - явно недорабатывают. Совершенно очевидно. В чем суть проблемы? Проблема заключается в том, что эти так называемые управляющие компании собирают деньги и за коммунальные платежи и деньги по жилищным тарифам. В чем разница? Коммунальные платежи - это платежи в адрес снабжающих организаций за газ, электричество, воду и прочее, может быть, за канализование. А жилищный тариф, жилищные платежи - это за все, что происходит внутри дома. Так вот управляющие компании сначала деньги собирают за все, а потом расплачиваются, в том числе и с ресурсными организациями. И далеко не всегда они расплачиваются своевременно и в полном объеме. И за этим мало кто смотрит. Что нужно в этой связи сделать? Нужно отрезать эти управляющие компании от денежного потока. И такой законопроект уже есть, он, помоему, в первом чтении прошел, во всяком случае, там изучается. Нужно сделать это в самое ближайшее время. Другое решение, которое принято. Начисляют платежи, часто необоснованные, клиенты оспаривают. Теперь управляющие компании в связи с готовящимися решениями должны будут не просто сделать перерасчет, а заплатить еще плюс 50 процентов за неправильно выставленный счет в качестве штрафа, можно сказать. И эти решения должны быть обязательно доведены до конца... Ну а самое главное, конечно, нужно обеспечить в развитии самой системы коммунального хозяйства своевременное строительство новых объектов и капитальный ремонт имеющихся. О ситуации в здравоохранении Я обозначил здравоохранение как одно из приоритетных направлений развития на будущее. Вы правильно сказали, что немало сделано с точки зрения повышения доступности высокотехнологичной медпомощи. У нас хорошие показатели по снижению смертности. Есть и подвижки по онкологии. Но не такие, как требует проблема. Поэтому софинансирование востребовано. Согласен, что сокращение количества медучреждений не всегда обосновано. Нужно увеличивать общее финансирование здравоохранения. В этом году это 3,8 процента ВВП, в следующем, по данным минфина, будет более четырех процентов. Нужно особо сосредоточить внимание на создании новых форм медобслуживания в небольших населенных пунктах. Необходимо использовать передвижные пункты оказания медпомощи. Выросла продолжительность жизни, а вместе с ним и количество людей, страдающих тяжелыми заболеваниями. Распоряжения по увеличению финансирования уже даны. О ситуации с детьми В современном мире в подавляющем большинстве стран решение об аборте оставляют за женщиной. Есть опасения, что в случае запрещения будут распространяться криминальные аборты. Нужно принимать очень аккуратные и взвешенные решения. Ничего нельзя ломать через колено. То, что вы делаете в сфере поддержки беременных женщин, совершенно точно правильно. Что касается поддержки института семьи, детства. Предлагается: введение ежемесячной выплаты в размере прожиточного минимума; продление программы материнского капитала; субсидирование процентной ставки. Цель - обеспечить доступность образования, поддержать семьи с незначительными доходами и повысить демографический потенциал. Еще вопрос Главный редактор газеты "Амурская правда" Елена Павлова хотела задать вопрос о дорогих авиабилетах на Дальний Восток. И для этого привезла на пресс-конференцию ракету. - Я в отличие от многих коллег, которые облачаются в национальную одежду или футболки с портретом Путина, никогда не пыталась как-то особенно привлечь внимание. Все-таки это пресс-конференция, а не шоу. Но понимаю, что с каждым годом количество участников растет, а вероятность задать вопрос - снижается. И если уж ехать, то надо действительно бороться за микрофон. Поэтому заказала дизайнерам ракету из пластика - мы ведь космический регион России. Правда, вопрос, который хотела задать, был не о космических, а авиационных перелетах в Амурскую область и на весь Дальний Восток. Мы практически не можем позволить себе летать в столицу и путешествовать по России. У нас выросло поколение, которое неоднократно было в Китае или Таиланде, но ни разу - в Москве или Санкт-Петербурге. К сожалению, Дальний Восток до сих пор вне экономики - для авиакомпаний летать к нам невыгодно. Сейчас по поручению президента ФАС проверяет ценообразование на дальневосточных маршрутах - за год билеты подорожали на 30-40 процентов. Поэтому вопрос был: какой будет следующий шаг государства? Увеличение дотаций авиакомпаниям или, возможно, создание государственного авиаперевозчика для Дальнего Востока. Надеюсь на решение этой проблемы - пусть и без помощи ракеты "Амурской правды". P.S. Владимир Путин, покидая зал пресс-конференции, не стал отвечать на дополнительные вопросы журналистов, но остановился, чтобы дать автограф передвигающимся на инвалидных колясках ведущему телеканала "Инва Медиа" Игорю Гундерову и корреспонденту якутской газеты "Эхо столицы" Александру Прокопьеву. Ведущий социального телеканала "Инва Медиа" Игорь Гундеров сообщил журналистам, что он передал главе государства письмо с просьбой о поддержке телеканала. Вопрос "Российской газеты" На чем основан экономический рост? Кира Латухина, "Российская газета": За счет чего у нас идет экономический рост, о котором постоянно говорят правительство, министры, Орешкин и другие, говорят о тенденциях восстановления экономики? Рост идет за счет приписывания циферок или все-таки есть какие-то реальные предпосылки, может быть, мы стали больше производить тракторов, станков, компьютеров? Владимир Путин: Что касается роста экономики, она все-таки растет, и это очевидный факт. Здесь никаких приписок нет. У нас рост ВВП - 1,6 процента, рост промышленного производства - тоже 1,6 процента. При этом очень хорошие темпы роста демонстрируют автопром, химическая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство, конечно. В этом году опять будет где-то под три процента по результатам года - рекордный урожай. В четверг Ткачев сказал: 130,5 миллиарда, наверное, будет. Может быть, будет больше. Это вообще самый большой урожай за всю историю. В РСФСР, по-моему, приблизительно было 127 в 1978 году. То есть такого урожая вообще никогда не было. Растет экспорт. Он приобрел очень масштабный характер. Мы вышли на первое место в мире по объему экспорта зерновых. Это блестящий показатель. Поэтому рост есть. На чем он основывается? Во-первых, на том, что все-таки мы преодолели два известных шока, которые пережили в середине 2014-го, в 2015 году. Какие? Это резкое снижение цен на энергоносители. Оттуда мы получали, как известно, и в значительной степени до сих пор получаем основные доходы в бюджет. И второе - внешние ограничения или так называемые санкции. Я уверен, просто уверенно это говорю, что санкции не повлияли на снижение цен на нефть, но все-таки повлияли. Мы можем об этом еще подробно поговорить потом. Вот это первое. Второе. Наше развитие стало больше и больше опираться на внутренний спрос, что чрезвычайно важно для любой экономики. Что еще говорит о том, что мы вышли не только из рецессии, но перешли в стадию уверенного развития, именно уверенного развития? У нас инвестиции в основной капитал - 4,2 процента. Обратите внимание, я сказал, что рост ВВП - 1,6, а инвестиций в основной капитал - 4,2. Это что значит? Это значит, что вложения в развитие в два раза, даже больше, чем в два раза, превышают то, что достигнуто сейчас. Это значит, что даже на ближайшую среднесрочную перспективу дальнейшее развитие уже гарантировано. Уже деньги туда вложены, в эти проекты. Теперь у нас в этом году на данный момент времени прямые иностранные инвестиции достигли 23 миллиардов долларов. Это в два раза больше, чем в прошлом году, и лучший показатель за предыдущие четыре года. У нас инфляция рекордно низкая за всю историю новейшей России: на сегодняшний день год к году - 2,5 процента. Дефицит бюджета - 2,2 процента. Думаю, что он будет на самом деле меньше. Минфин там зажимает эти цифры, не желая показывать, что можно деньги потратить. Может быть, и правильно делают. Поэтому все это говорит о том, что на сегодняшний день идет явное оздоровление и рост экономики. Так что здесь минэкономразвития и Максим Станиславович Орешкин были объективными. Дословно Путин ответил Собчак на вопрос о конкуренции на выборах Телеведущая Ксения Собчак на большой пресс-конференции Владимира Путина задала вопрос о политической конкуренции. Конкуренция должна быть, но оппозиция должна выходить с ясной и понятной людям программой позитивных действий, заявил президент. Он отметил также недопустимость украинского сценария в России, того, чтобы по площадям бегали персонажи, подобные Михаилу Саакашвили. Среди 1640 журналистов, получивших аккредитацию на большую пресс-конференцию президента, была и Ксения Собчак. "Как вы знаете, я собираюсь тоже баллотироваться в президенты", - сказала Путину Собчак. "Но я пришла сюда как журналист телеканала "Дождь", - добавила она. Вопрос Собчак касался конкуренции на выборах. "Оппозиционных кандидатов либо не пускают на выборы, либо создают им проблемы", - посетовала Собчак, в качестве примеров она привела себя и Алексея Навального. В ответ Путин еще раз обозначил свою позицию: конкуренция должна быть, но оппозиция сама должна выходить с ясной и понятной людям программой позитивных действий. "Вот вы идете под лозунгом "против всех". Это что, позитивная программа действий? А что вы предлагаете для решения тех проблем, о которых мы говорим?" - обратился непосредственно к Собчак Путин. "Что касается персонажей... Вы хотите, чтобы у нас по площадям бегали десятки Саакашвили? Те, о ком вы говорили, это Саакашвили в российском издании", - заметил Путин. "И вы хотите, чтобы такие Саакашвили дестабилизировали ситуацию в стране? Вы хотите, чтобы мы переживали от одного майдана к другому? Чтобы у нас были попытки государственных переворотов?" - продолжал спрашивать президент. "Мы все это уже проходили. Вы хотите все это вернуть? Я уверен, что подавляющее большинство граждан России этого не хочет. И этого не допустит", - отметил президент. "Конкуренция должна быть, но вопрос в радикализме", - подчеркнул он. Отдельно Путин прокомментировал замечание Собчак о том, не боится ли власть честной конкуренции. "Я вас уверяю, власть никого не боялась и никого не боится", - сказал президент. "Но власть не должна быть похожа на бородатого мужика, который лениво выковыривает капусту из своей бороды и смотрит на то, как государство превращается в какую-то мутную лужу, из которой олигархи выковыривают и ловят для себя золотую рыбку, как у нас это было в 90-х годах и как сейчас на Украине происходит", - заявил Путин. В больших пресс-конференциях Владимира Путина Собчак участвовала и ранее (в 2015 и 2014 годах). Однако в этот раз она впервые пришла на разговор в статусе не только телеведущей, но и потенциального кандидата в президенты. О желании баллотироваться Собчак заявила еще в октябре. Подготовила Александра Белуза

Владимир Путин провел тринадцатую ежегодную пресс-конференцию
© Российская Газета