В Беслане спасли ипподром от судьбы кукурузного поля

К ипподрому в Беслане ведет широкая аллея длиной 800 метров — как утверждают местные власти, второй такой в России нет. "Ее построили по английскому проекту, почти такая же — на ипподроме в Лондоне. Сейчас это очень известное место в Беслане, зона отдыха — здесь многие занимаются спортом, гуляют с детьми", — рассказывает глава Правобережного района Северной Осетии Сослан Фраев. Аллею обновили к открытию ипподрома: отремонтировали асфальт, сделали новое освещение. По словам главы района, в день проведения скачек все это немаленькое пространство было заполнено людьми — собралось гораздо больше желающих, чем могли вместить трибуны. "Это был праздник для всей республики, люди сюда не просто шли — бежали! Трибуны, рассчитанные на 4 тысячи человек, были полные, и на них попала лишь небольшая часть всех желающих", — утверждает Фраев. Такое внимание жителей республики объяснимо: почти полтора десятка лет ипподром, когда-то известный на всю страну, находился в запустении и едва окончательно не превратился в кукурузное поле. "Когда ипподром обанкротился, началось конкурсное производство, которое длится уже более восьми лет. За это время земли, ранее принадлежавшие ипподрому, были частично распаханы — на них начали выращивать кукурузу. Сейчас мы пытаемся вернуть земли в муниципальную собственность через суд", — поясняет глава администрации местного самоуправления Правобережного района Константин Беркаев. Власти района уверены, что после успеха первых скачек шансы отстоять ипподром увеличились. "Это было важно чисто психологически — показать, что возродить наш ипподром возможно", — говорит Беркаев. "Было затронуто самолюбие людей" На реконструкцию заброшенного сооружения и подготовку к скачкам ушло три месяца и около 15 млн рублей. Работы финансировались за счет средств спонсоров. "Восстанавливать пришлось все: административное здание, служебные помещения, трибуны, дорожки, скаковой круг. Все это делалось полностью за счет внебюджетных источников. Участвовали и местные предприниматели, и просто жители республики — проводили субботники, помогали чем могли. Может быть, это трудно объяснить, но это наш менталитет. Тут было затронуто самолюбие наших людей, которые понимали, что это надо возродить", — говорит Беркаев. По его словам, одна из особенностей бесланского ипподрома — дорожка длиной 2400 метров. Длина круга на большинстве ипподромов составляет 1600-1800 метров. "Эта дорожка — единственная в России, даже в СССР было всего два таких ипподрома: во Львове и здесь. Кроме того, у нас было естественное травяное покрытие — на таких во всем мире проводятся самые дорогие скачки", — объясняет глава районной администрации. Еще одно преимущество ипподрома — плавные повороты дорожки, которые позволяют лошади бежать ровнее и быстрее, добавляет Сослан Фраев: "В октябре на скачках здесь установили три рекорда. Но ипподром пока не лицензирован, поэтому рекорды не были зафиксированы". Лицензировать ипподром местные власти планируют, как только будут решены все земельные вопросы. Но уже сейчас готовятся к следующим скачкам — их хотят провести в начале мая. В бюджете района предусмотрели 1 млн рублей на призовой фонд. "В дальнейшем мы хотим, чтобы каждый район республики проводил здесь свои скачки и учреждал свой приз. Конечно, мы тоже будем проводить скачки на приз своего района", — добавляет Фраев. Вернуть английских скакунов Сейчас на поле ипподрома пасутся лошади расположенного неподалеку конного гарнизона МВД. Своих скакунов на ипподроме нет, даже в октябрьских скачках жокеи республики участвовали только в непрофессиональном заезде на полукровных лошадях, который организаторы в шутку назвали "Дикая дивизия". Но власти района уверены, что вслед за ипподромом можно возродить и недавно еще знаменитый Бесланский конный завод. "Раньше здесь велась серьезная селекция, здесь занимались разведением чистокровных лошадей английской породы, для которых наш климат оптимально подходит. Вообще это уникальное место, здесь лошадей можно тренировать круглый год", — говорит Сослан Фраев. Однако восстановление конного завода тоже придется начинать с решения земельных вопросов. "Для того чтобы восстановить конный завод, нужно порядка 300 гектаров. Нужно строить конюшню для маток — для 20 кобыл, паддоки (площадка для содержания лошадей на открытом воздухе — прим. ТАСС), должно быть место, где жеребята и кобылы будут пастись", — поясняет глава администрации. Зато кадры для завода искать не придется — как уверяет руководство района, в республике есть специалисты, которые готовы возрождать разведение породистых скакунов и тренировать будущих чемпионов. По словам Фраева, к решению проблем бесланского ипподрома и возрождению конного завода уже подключилось руководство республики. "Глава даже пообещал, что сам лично купит 15–20 кобыл... Многие люди в республике захотят приобрести лошадей", — уверен он. В будущем бесланский ипподром может заинтересовать серьезных инвесторов. "У нас уже есть предложения от крупных компаний. И если будет хороший инвестор с программой развития, мы готовы к сотрудничеству", — говорят представители районной власти. Скачки на ипподроме в Беслане регулярно проводились с конца 50-х годов прошлого столетия. С 1964 года и до начала 90-х соревнования проходили 8 ноября и 2 мая, на них выступали питомцы отечественных конных заводов, в том числе Бесланского. Последние скачки прошли в 2004 году. 8 октября 2017 года ипподром после реконструкции открылся скачками на Кубок святого Георгия. В них приняли участие более 60 лошадей из разных регионов страны. Призовой фонд составил 2,5 млн рублей. По данным республиканского МВД, мероприятие посетили более 10 тыс. гостей. Елена Гриценко

В Беслане спасли ипподром от судьбы кукурузного поля
© ТАСС