Духовенство Киргизии будет бороться с радикалами
В Бишкеке на форуме "Современное состояние и развитие межконфессионального диалога в КР" представители госструктур, а также мусульманских, христианских, иудейских и буддийских общин сообщили о возможном вкладе своих конфессий в предотвращение распространения радикальных религиозных течений. Токон Мамытов, глава Ассамблеи народов Киргизстана: - Мы видим, что человечество столкнулось с различными кризисными явлениями. Идет борьба в области политики, идеологии и экономики. Налицо воплощение в жизнь так называемого проекта "управляемого хаоса". Создаются незаконные вооруженные формирования, которые получили обозначение "армия нового типа". Так оно и есть. Эти подразделения в буквальном смысле сносят регулярные правительственные войска, а также законно избранные правительства и устанавливают свою власть. Что делать? Я бы предложил в качестве первого шага начать создавать культуру мира. Было время, когда работу в этом направлении начали очень активно вести международные организации, но, к сожалению, продолжения не последовало. Считаю, что идею необходимо возродить, потому что ее по праву можно назвать концептуальным озарением или духовно-нравственным порывом. Нам, полагаю, стоило бы также создать культуру мира Киргизстана, которая предполагала бы не ликвидацию уже вспыхнувших конфликтов, а их предупреждение или разрешение еще на стадии зарождения. Причем не насильственными способами, а с помощью формирования стойкой нравственности, отрицания нетерпимости. То есть молодые киргизстанцы должны быть миротворцами. Жестокости, безответственности, распущенности нужно противопоставить традиционные гуманистические принципы, основанные на идеях ислама, христианства, иудаизма и буддизма. Ведь ни одна истинная религия никогда не призывала к насилию. Наступило время перейти к конкретным действиям. Уверен, что к сотрудничеству готовы все конфессии. Закир Чотаев, замдиректора Госкомиссии по делам религий КР: - Говоря о межконфессиональном диалоге, должен сказать, что сегодня государство ограничивает свое вмешательство в деятельность религиозных организаций. Тем не менее надо понимать, что Киргизстан - светское государство. А в Конституции говорится, что каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. То есть никто не вправе никого принуждать выбирать какую бы то ни было религию или быть атеистом. В то же время приверженцы одной веры не должны подвергаться дискриминации со стороны последователей другой. В республике сегодня уже наблюдается четкое разделение общества на светское и религиозное, но мы также должны осознавать, что существует реальная угроза безопасности, которая исходит из-за рубежа. Вынужден признать, что в стране распространяются вредоносные идеи, носители которых, прикрываясь религией, неверно толкуют каноны. Поэтому необходимо, чтобы духовные лидеры помогали властям выявлять и пресекать подобные действия. Сейчас идет активная работа над поправками в законодательство, которые позволят четко регламентировать взаимоотношения между государством и религиозными структурами. Многие рекомендации, поступившие от них, уже одобрены госкомиссией по делам религий. Мы должны помнить, что мирное сосуществование конфессиональных общин, этнических групп и других сообществ может помочь противостоять экстремизму, радикализации. Жамал Фронтбек кызы, председатель общественного объединения женщин "Мутакаллим": - Есть много направлений, где перспектива межконфессионального сотрудничества реальна и возможна. Я имею в виду решение социальных проблем. Примером могла бы стать помощь больным. Каждая из традиционных конфессий поддержит такое начинание. Еще одно направление сотрудничества - усиление патриотического воспитания молодых людей, чтобы они понимали, в каком государстве живут, а не слушали проповеди тех, кто искажает религию. Ведь это вполне нам под силу. Как объединение женщин-мусульманок мы видим свой вклад в том, чтобы на собственном примере показать, чем можно помочь людям. Например, объединиться для оказания гуманитарной помощи одиноким старикам или сиротам. Важно напомнить людям, что ни одна истинная религия не призывала и не будет призывать к насилию. А для этого нам самим надо отстаивать принципы гуманизма. Есть еще один важный момент. Думаю, что в деле межконфессионального сотрудничества важно участие женщин. Алексей Сыромятников, протоиерей Русской православной церкви Бишкекской и Киргизстанской епархии: - Ислам и православие - две основные мировые конфессии, которые представлены в Киргизии. Поэтому совершенно естественно, что мы контактируем по многим вопросам. Мы очень тепло общаемся с муфтиятом. Поздравляем друг друга с праздниками, обсуждаем социальные вопросы. Иными словами, у нас много общего. Конечно, речь идет не о теологических вопросах, а в основном о гуманитарных проблемах, но мы ни в коем случае не делим людей на своих и чужих. Например, оказывали совместную помощь пострадавшим в результате крушения самолета, организовали доставку горячего питания. Горе объединило людей, и никто не задавался вопросом, кто какую религию исповедует. Русскую православную церковь и духовное управление мусульман Киргизии объединяет воспитание в прихожанах правильного отношения к вере. Ведь поверхностные знания приводят к возникновению предрассудков, неправильным представлениям, экстремизму. Важно понимать, что соблюдение народных традиций тем или иным человеком еще не означает, что он живет по вере. Полагаю, надо следовать заповедям, которые и в исламе, и в христианстве похожи. Поэтому вижу главной задачей как мусульманского, так и православного духовенства воспитание молодежи. Истинно верующий человек никогда не прибегнет к насилию. Нуржигит Кадырбеков, председатель фонда развития духовной культуры "Ыйман": - Многие говорят, что в регионах молодежь другая, менее воспитанная. Возможно, ведь цвет интеллигенции сосредоточен в городах, а желающих жить на периферии мало. Недавно в Баткене мы провели открытую встречу с ученым Кыязом Молдокасымовым, который рассказал об истории Киргизстана. В зале был аншлаг, словно выступала поп-звезда мировой величины. То есть потребность у жителей регионов в просвещении действительно огромна. Не так давно мы начали выпускать социальные видеоролики, издали на киргизском языке учение Конфуция. Книга имела ошеломляющий успех. Полагаю, духовным лидерам всех конфессий вполне под силу взять на себя роль не только религиозных деятелей, но и просветителей. Ведь авторитет священнослужителей среди верующих значителен. Взять к примеру, участие в воспитании детей трудовых мигрантов. Кто занимается их духовным просвещением, пока родители на заработках? Маметбек Мырзыбаев, директор научно-исследовательского института исламоведения КР: - Для меня как исследователя и эксперта в области религиозных отношений на первый план выходит внутриконфессиональный диалог. К сожалению, по моим наблюдениям, имеет место отсутствие согласия внутри самих общин. Это и есть причина появления и распространения вредоносных течений в исламе, что мы и наблюдаем сейчас у нашей паствы. Экстремистские и радикальные идеи пагубно влияют на общество, особенно на молодое поколение. Мы должны создать платформу для борьбы с этим явлением. Большой проблемой остается прозелитизм. Отношение к людям, которые поменяли конфессию, крайне негативное, хотя в Конституции республики продекларирована свобода вероисповедания. На деле же происходит по-другому. То есть получается, что духовные лидеры всех конфессий призывают к добру, миру, толерантности и согласию, но стоит человеку поменять свои религиозные взгляды, как на него ополчаются. С точки зрения ислама, переход в другую веру - смертный грех. Возможно именно поэтому некоторые имамы призывают к насильственным действиям в отношении людей, сменивших конфессию. И такие случаи уже имели место на юге республики. Свежий пример: конфликт, возникший из-за того, что мусульманская община выступила против захоронения на сельском кладбище баптиста. Может, лидерам конфессий прежде всего надо обратить внимание на это?