Михаил Матвеев: "Нам впору спасать город от так называемых хозяйственников"
— Для чего вы заявились на конкурс по отбору мэра Самары? — Я понимаю, что шансов пройти отбор у меня нет. В то же время я считаю важным заявить о своей позиции, своих взглядах на реформу местного самоуправления, на то, каким образом должна быть устроена власть в городе. Я хочу обозначить, что решение вопросов, которые относятся к компетенции городских властей, — это широкий спектр вопросов благоустройства, ЖКХ, экологии, транспорта — "завязывается" в конечном итоге на то, как именно формируется власть в городе: и исполнительная, и представительная. Опять же я хочу внести в этот конкурс определенный элемент дискуссии о будущем Самары, о том, каким должен быть наш город, и кто должен этим городом руководить на самом деле. Необходимо более активно использовать механизм проведения городских референдумов, чтобы выявлять реальное мнение людей по вопросам развития города — Вы неоднократно высказывали свое негативное отношение к переходу от прямых выборов глав городов к определению их на конкурсной основе. Не видите противоречий в том, что сейчас принимаете участвуете в таком конкурсе? — Да, противоречие здесь есть. Но не противоречие между моими взглядами и участием в этой процедуре. Я — человек, опирающийся в своих действиях на закон. Та процедура, которая сейчас существует, утверждена законом. И иных путей для выдвижения своей кандидатуры на пост главы Самары сейчас у меня нет. Опять же, если никто не будет ставить вопрос о необходимости изменения существующей процедуры выборов главы, то она никогда и не изменится. — Какие основные проблемы, на ваш взгляд, существуют в Самаре сейчас? — Прежде всего, необходимо рассматривать институт сити-менеджерства только как переходный период к возврату всенародных выборов. Необходимо менять устав города, создавать пакет законодательных инициатив, которые восстановят выборность городской думы. У меня есть свои предложения о том, по какой модели эти структуры должны формироваться, что должно происходить с районами города и райсоветами, которые сейчас избраны. На мой взгляд, крайне необходимо создать механизм, по которому мэр и чиновники районного и городского уровня будут нести ответственность за свои действия и решения перед горожанами. Этот механизм, как я считаю, должен предусматривать в случае, если граждане выражают чиновнику недоверие (допустим, через сбор определенного количества подписей), запуск процедуры, ведущей к его отставке. Сейчас же мы видим, что главы районов и глава города полностью оторваны от населения. И, соответственно, не учитывается мнение людей по широкому спектру вопросов — начиная от застройки города и заканчивая жилищно-коммунальными вопросами, развитием тех или иных территорий. Это, на мой взгляд, очень неправильная ситуация, которую можно исправить, восстановив доверие между жителями города и чиновниками. На мой взгляд, многим чиновникам-хозяйственникам не хватает масштаба и государственного мышления. И это приводит к большому количеству ошибок при принятии тех или иных знаковых для города решений И работу в этом направлении можно вести уже сейчас. Например, мне кажется, необходимо более активно использовать механизм проведения городских референдумов, чтобы выявлять реальное мнение людей по вопросам развития города. Ведь у нас с определенной периодичностью проводятся выборы, и ничто не мешает вместе с ними устраивать и референдумы по важным для горожан вопросам. И механизмов таких может быть очень много. Так что моя главная мысль в том, что власть должна быть ответственна перед людьми. — На ваш взгляд, такой подход не затормозит принятие решений? — Затормозит. И многие решения, которые продвигаются кулуарно, сломает. Зато решения будут более проработанными. И это обеспечит больший уровень доверия населения к власти. Я не вижу в этом проблемы, потому что, естественно, на голосование не будут выноситься вопросы, допустим, о включении отопления или другие, которые должны решаться в автоматическом режиме. — Уже давно озвучивается позиция о том, что глава города должен быть не политиком, а хозяйственником. Что вы об этом думаете? — Я считаю проблемой то, что в городе отсутствует политика. Банальностью является такая фраза, что нужны хозяйственники, а не политики. Нам уже впору спасать город от так называемых хозяйственников. Экс-мэры Самары Виктор Тархов и Георгий Лиманский — считались хозяйственниками… Но, на мой взгляд, многим чиновникам-хозяйственникам не хватает масштаба и государственного мышления. И это приводит к большому количеству ошибок при принятии тех или иных знаковых для города решений, касающихся его развития. Чтобы этого избежать городу и нужна политика. Но политика не в виде митингов и демаршей, а в виде целеполагания. То есть, например, должна быть внятная градостроительная политика, должно быть понимание, какие правила городская власть диктует бизнесу, а не наоборот, как зачастую происходит сейчас. Опираться надо при принятии тех или иных важных для города решений не на желания бизнеса, а на мнение профессионального сообщества и жителей. Нет опять же четкой политики в сфере ЖКХ: мы то занимаемся уводом этого сектора от государственного управления — начинаем создавать ТСЖ, все отдавать управляющим компаниями, то пытаемся обратно все забрать в муниципальные предприятия. Есть у меня также идеи по увеличению туристической привлекательности Самары. Но для того чтобы все эти планы осуществить, нужны соответствующие полномочия. Одна из колоссальных проблем во власти — то, что у многих чиновников нет элементарной культуры, нормального гуманитарного образования и представлений о нормах приличия и о том, как должен выглядеть и развиваться город — На ваш взгляд, вы обладаете достаточным управленческим опытом для руководства городом-миллионником? — Да. Я работаю во власти практически 15 лет. Многократно избирался депутатом на прямых выборах, и вся моя деятельность как депутата связана с Самарой. Я возглавлял в городской думе контрольный комитет, в губернской думе работал в комитетах по промышленности и ЖКХ, являлся заместителем председателя комитета по МСУ. Уже на протяжении нескольких созывов работаю в комиссии по лицензированию управляющих компаний. Я участвовал в выработке огромного количества решений городской власти, постоянно нахожусь во взаимодействии и с районными, и с городскими чиновниками. Поэтому времени на раскачку мне не нужно. И самое главное — я обладаю поддержкой людей. А у нас многие вещи можно сделать только в том случае, если тебя поддерживают люди. Я убежден, городу необходим лидер, человек, который в состоянии сформировать политику городских властей. Ведь когда речь идет об управлении городом, понятно, что мэр лично не дает команду о пуске трамваев на линию, сам не приезжает в дома для подачи тепла… Для этого есть профессионалы, которые эти функции выполняют. Перед ними ставится задача. В этом плане в миллионном городе существует огромный кадровый потенциал, чтобы к управлению соответствующими департаментами привлечь грамотных специалистов. И я, столько лет проработав во власти, знаю огромное количество таких людей. Знаю я и том, кто справляется со своими обязанностями среди существующих глав районов, а кого необходимо заменить. Уверяю вас, современный город в значительной степени похож на сложный инженерный механизм, где существует масса систем, работающих автономно. Предположить, что остановятся трамваи, перестанут вывозить мусор и встанут лифты, если мэром города будет не один, а другой человек, глупость. А поверить в то, что в зависимости от того, кто является мэром города, либо застроят 109 квартал, либо там будет сохранена городская среда — легко. Но опять же, чтобы этим заниматься, нужно обладать определенной культурой. У нас одна из колоссальных проблем во власти — то, что у многих чиновников нет элементарной культуры, нормального гуманитарного образования и представлений о нормах приличия и о том, как должен выглядеть и развиваться город.