Разрыв шаблона: благотворительность как бизнес — больше не порок
Благотворительные организации должны вести себя как бизнес-корпорации — такой тезис рвет все шаблоны о компаниях, цель которых — помощь другим людям. Однако именно эту идею продвигает книга автора Дэна Паллоты «Неблаготворительность». В США это во многом прорывное творение вышло в 2008 году. Спустя чуть менее чем десять лет «Неблаготворительность» выходит в России через издательство фонда «Нужна Помощь». Это первый издательский опыт организации. Презентация книги состоялась в Московской школе управления «Сколково». В одном из лекционных залов собрались представители некоммерческих организаций и бизнеса, чтобы обсудить идеи Дэна Паллоты. Без горячих споров не обошлось. В книге рассмотрены пять принципов, по которым общество дискриминирует некоммерческие организации. Рассказывает председатель фонда «Нужна Помощь» Митя Алешковский: Митя Алешковский председатель фонда «Нужна Помощь» «Во-первых, невозможность рыночного труда для сотрудников НКО. Во-вторых, невозможность использовать платные рекламы для продвижения идей и целей НКО. В-третьих, это невозможность долгосрочного планирования на деньги от доноров. В-четвертых, невозможность рисковых инвестиций. Пятое: невозможность получения прибыли из решения социальных проблем НКО. По сути, все эти пять принципов — столпы любого коммерческого бизнеса, любой коммерческой организации. Если организации не делают этого, они, скорее всего, проваливаются. Но НКО это обществом не позволено, потому что считается аморальным. И Палотто четко объясняет нам, что вся эта мораль давным-давно устарела». По мнению многих людей, благотворители не должны иметь нормальную зарплату и не должны стремиться к материальному обогащению. Люди в этих организациях должны работать за идею и питаться чуть ли не святым духом. При этом, чтобы победить рак, СПИД и мировой голод нужны специалисты хорошего уровня. Забесплатно они, как известно, не работают. Конечно, есть определенные стереотипы о благотворителях, но это далеко не главная проблема отрасли, считает директор радио «Вера» Роман Торгашин: Роман Торгашин директор радио «Вера» «Самая большая проблема — несовершенство налогового регулирования в сфере благотворительности на сегодня. Книга написана в Америке, нам еще до статуса американских организаций «501», SI3 ох как далеко. Конечно, если бы у государства нашлось политическая воля провести ревизии, экспертизу налогового обложения некоммерческой деятельности, то социальный эффект был бы гораздо больше, чем от нашей дискуссии, я думаю». Да, никаких налоговых послаблений у НКО нет, им приходится быть наравне с обычными коммерческими компаниями. В теории они могут заниматься коммерческой деятельностью, если вырученные средства также будут направлены на благотворительность. Однако успешных примеров на практике руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям» Елена Альшанская вспомнить не может: Елена Альшанская руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям» «Из тех единичных случаев, которые я знаю, когда некоммерческая компания начинала заниматься коммерцией, сдувались либо одно, либо другое. Ресурсов управления не хватает на два, и это разные немножко подходы к ведению деятельности. У вас все равно будут разные приоритеты. Либо прибыль — вы начинаете жертвовать каким-то социальным, ценностным продуктом, либо социально-ценностный продукты — тогда с прибылью возникают проблемы». И все же большинство благотворителей согласны с идеями Дэна Паллоты. Стоимость операций по онкологии измеряется десятками тысяч долларов, сиделка для пожилого человека обойдется порядка 30 тысяч рублей в месяц. Нет ничего зазорного в использовании приемов из бизнеса, для того чтобы оказывать помощь людям, которые в ней так нуждаются.