«В Кузбассе утрачивается традиция диалога бизнеса и власти»
– Елена Петровна, какое ваше отношение к предложению губернатора Кемеровской области Амана Тулеева о повышении отчислений малого и среднего бизнеса, работающих по упрощенной налоговой системе, в адрес бюджетов муниципалитетов? – Я согласна с этим предложением. Ведь сегодня ситуация такая, что очень мало экономических стимулов для органов местного самоуправления в создании хороших, благоприятных рабочих условий для бизнеса, чтобы он появлялся и оставался на территории. Зачастую, муниципалитеты ориентируются на крупных инвесторов, что кто-то зайдет с большим объектом, с огромными инвестициями, и сразу на 1000 рабочих мест. – Имеете в виду угольные компании вроде «Белона» и «УГМК-холдинг»? – Не только они. Мы сейчас видим экспансию крупных торговых сетей. В муниципальных образованиях малый бизнес находится в зоне риска, потому что крупный ритейл заходит и вытаптывает мелкую торговлю. Ко мне идет много жалоб и обращений с мест: 15 лет торговал, все меня знали, выручка была, а сейчас открывается гипермаркет и что делать непонятно. В таких случаях стараюсь людям отвечать честно, что ситуация можно и нужно предугадывать. Мы видим, как идет глобализация, какое укрупнение этих сетей в ритейле. Надо конкурировать на своих преимуществах: семейный бизнес знает своего потребителя, может предложить качественный продукт под индивидуальный запрос – один любят булочку с маком, а другой – с повидлом. – Получается, что следует исходить из конкретного потребителя? – Конечно. Да, это непросто и нужно прилагать больше усилий, но как показывает практика нашего региона, не буду называть конкретные бренды, появляются магазины небольшого формата и вырастают в сетку. Возвращаясь к интересам муниципалитетов и ожиданию крупного бизнеса. Считаю, что должны быть заинтересованность и понимание органами местного самоуправления, что каждый инвестор дорог. Кто взял ответственность трудоустройство и еще 2-4 человек, и создал необходимые рабочие места. Таких нужно уважать, беречь и заботливо относиться. – Как коллегия администрации Кемеровской области решилась оставить 30 % налогов от малого и среднего бизнеса муниципалитетам? Они додумались самостоятельно? Был проведен опрос или помогли вы, как бизнес-омбудсмен? – Все вместе, количество перешло в качество – кажется, это называется синергия. Да, говорила я, говорили специалисты на других площадках, вице-губернатор Станислав Черданцев, который пришел в администрацию области из «Опоры России», тоже транслировал такие соображения. Уверена, что это будет определенным стимулом для власти. – Губернатор Тулеев, говоря об отчислениях в бюджет, призвал муниципалитеты к содействию по развитию малого и среднего бизнеса. Если он призвал помогать, то, что же происходит сейчас? – Если коснемся обращений, то на первое место вышли вопросы по имуществу и земельным отношениям, хотя раньше они уступали контрольно-надзорной деятельности. В последние пару лет проводились «надзорные каникулы». Сейчас почувствовали эффект от этого – плановые и внеплановые проверки сократились в два раза. Был введен мораторий на плановые проверки малого бизнеса – их просто запретили, кроме некоторых сфер вроде здравоохранения, образования и социальной сферы. Внеплановые проверки стали активнее разбираться на предмет обоснованности. – В этом и есть причина сокращений? – Все это следствие того, что поработала прокуратура над обоснованностью проверок и оснований для проведения внеплановых проверок. Это была федеральная программа, однако, с нашими постоянными предложениями. И эффект, несмотря на прогнозы, оказался интересный. Например, МЧС на два года отказалась проверять индивидуальных предпринимателей, и статистика по происшествиям не выросла. Они показали, что не надо ходить туда, где риск минимальны – работать и предупреждать необходимо, но лучше обратить внимание на частный сектор и на крупные предприятия. Сегментированный подход. – Вы сказали, что выросло количество обращений по земельно-имущественным вопросам. Можете пояснить, какие конкретно были обращения? – Это предоставление земельных участков, начиная от нестационарных объектов торговли и до строительства, сложности с изменением видов разрешенного использования участков, арендные отношения. Еще нарушаются сроки оказания услуг, необоснованные отказы в предоставлении услуг, отсутствие регламентов. – Понимаю, что наибольшее количество обращений идет из Кемерово и Новокузнецка. Если не брать крупные города области, то где предпринимателям живется несладко? – В наиболее отдаленных районах области. Но проблема не в конкретных муниципальных образованиях. Меня настораживает, что утрачивается традиция диалога бизнеса и власти. Отсутствуют элементарные встречи главы муниципалитета и предпринимателей. – Подождите, но разве не должны местные органы Торгово-промышленной палаты, «Опоры России» и других предпринимательских объединений способствовать таким встречам? – Должны, но их не используют органы местного самоуправления. И нам отказывают, говорят, что у них нет проблем в бизнесе и это странно: либо там нет бизнеса, либо власть не знает про проблемы бизнеса. И когда мы все-таки приезжаем и организуем такую площадку, то там зашкаливает негатив и хлещут эмоции. – В чем причина, почему органы местного самоуправления открещиваются от диалога? Они ждут команды «сверху»? – Не знаю, но мне самой удивительно. Диалог – это очень хороший рабочий инструмент, который должен помогать органам местного самоуправления. Стараемся, чтобы такая установка действительно шла из областного центра. Следующий год в Кузбассе объявлен годом инвестиций, инноваций и предпринимательства, и мы предложили ввести для глав районов практику регулярных встреч с предпринимателями. – Предложили областной администрации? И они обяжут? – Должны обязать. Это нормальный и естественный процесс. Есть отдельные положительные примеры как в Белове, где глава города встречается, чуть ли не каждую неделю, и уже бизнес просит, чтобы встречи были реже. Там вообще уникальная ситуация, где мэр лично способствует развитию бизнеса, организует акции по поддержке бизнеса – больше, чем даже в Новокузнецке и Кемерове. – Получается, что предпринимателю нужен диалог с органами местного самоуправления, снижение административных барьеров в земельно-имущественных вопросах. Что еще требуется? – Давайте начнем хотя бы с диалога и конкретных мероприятий, чтобы бизнес мог быстро получить земельный участок, чтобы была четкая информация по мерам поддержки, по подключению электроэнергии. Чтобы проектные офисы создавались с привлечением предпринимателей, а не только из чиновничьего состава. Чтобы привлекался ресурс «Опоры России», ТПП, уполномоченного по защите прав предпринимателя. Чтобы уходили препоны. Чтобы предприниматель понимал, какие документы следует собрать, и за сколько дней он получит ответ, и если будет отказ, то нормальная, конкретная мотивация. Чтобы относиться нужно с уважением по любым вопросам. Только в этом случае бизнес будет развиваться, и приносить доход в муниципальную казну. Фото: Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»