«Башавтотранс» подвозят к распродаже
К непрофильному имуществу госкомпании отнесли здания АТП и учебных комбинатов Кабмин Башкирии до конца года намерен принять решение о приватизации крупнейшего регионального автоперевозчика — унитарного предприятия «Башавтотранс». Стоимость чистых активов ГУП на январь текущего года оценивалась в 1,3 млрд рублей, но в правительстве уже сообщили, что часть непрофильного имущества одобрена к продаже. На первом этапе на торги, по данным „Ъ“, выставят объекты АТП и учебных комбинатов. По мнению экспертов, в нынешнем состоянии имущество перевозчика бизнесу не интересно, его будут приобретать для сноса и коммерческого строительства. Особую ценность, по их мнению, имеют площадки в Уфе. Вице-премьер и глава минземимущества республики Евгений Гурьев вчера сообщил «Интерфаксу», что кабмин до конца года намерен определиться с решением о приватизации ГУП «Башавтотранс». По его словам, вопрос вынесен на заседание межведомственной комиссии. Пока речь идет о преобразовании ГУП в другую форму собственности. «Предприятие должно двигаться в сторону акционирования»,— заявил по этому поводу господин Гурьев. По информации „Ъ“, одобрен перечень имущества «Башавтотранса», которое готовят на продажу. Речь идет об активах предприятия в 35 муниципалитетах, в том числе девяти площадках в Уфе, например объекты АТП на улицах Абрамовой и Злобина, учебно-курсовой комбинат на Владивостокской улице, строения на Силикатной улице, Цветочной, Центральной, Гурьевской, Ульяновых, в Базисном проезде. Господин Гурьев пояснил, что избавление от активов, не занятых в производственной деятельности ГУП, власти рассматривают как антикризисную меру поддержки финансово неустойчивого предприятия. На втором этапе, предположил он, могут быть проданы и «социально направленные активы», в том числе автовокзалы и автостанции. Пока решение об их продаже не принято. Наконец, заявил вице-премьер, перевозчику может быть оказана «прямая поддержка» из бюджета. По информациии источника „Ъ“, близкого к правительству, речь идет о докапитализации предприятия на 200 млн руб. по линии Республиканской адресной инвестпрограммы. Необходимость прямых вливаний в кабмине объясняют тем, что хотят урегулировать ситуацию между «Башавтотрансом» и лизинговой компанией «КамАЗ» (ЛК). За долги по лизинговым платежам ЛК через арбитражный суд отозвала 22 автобуса «НефАЗ» с газовым двигателем и требует возврата еще 29. Уставный капитал «Башавтотранса» — 1,52 млрд руб. Он объединяет 20 филиалов, 28 транспортных колонн, 19 автовокзалов и шесть автостанций. Чистые активы ГУП на начало года оценивались, по данным Kartoteka.ru, в 1,32 млрд руб., кредиторская задолженность — в 323 млн руб. В 2016 году предприятие при доходе 2,45 млрд руб. получило 485,8 млн руб. чистого убытка. В январе-сентябре убыток составил 178,5 млн руб., кредиторская задолженность выросла до 400 млн руб., в том числе просроченная перед ЛК «КамАЗ» — до 130 млн руб., сообщил собеседник на предприятии. Компания выступает ответчиком в арбитраже по 70 искам о взыскании 60 млн руб. Но в ноябре само ГУП предъявило иск к минфину и госкомтрансу о взыскании 271 млн руб. задолженности за перевозку льготников. Заявление вызвало непонимание как в минфине, так и в госкомтрансе, сообщили информированный собеседник, тем более что одновременно глава «Башавтотранса» Разим Махиянов направил в прокуратуру жалобу на гостранс, требуя провести проверку и защитить право предприятия на получение субсидий. С прошлого года «Башавтотранс», как и многие другие убыточные ГУП, курируется не профильным госкомтрансом, а министерством земельных и имущественных отношений. В кабмине ГУП защищает идею докапитализации тем, что расторжение и возврат новых автобусов ЛК «КамАЗ» парализует работу перевозчика, так как старые автобусы он использовать не может. Руководство ГУП также просило минфин сохранить ему льготу 50% по уплате транспортного налога на подвижной состав и освободить от него школьные автобусы. О решении ведомства не сообщается. По мнению бывшего генерального директора «Башавтотранса» Алексея Клуга, бизнесу будет интересна в первую очередь продажа уфимских активов перевозчика, так как старые здания можно снести и построить на их месте жилье или коммерческую недвижимость. «Но покупатель должен быть уверен, что сможет изменить вид разрешенного использования земли. Что касается вокзалов, то покупать их как профильный актив неинтересно. Если бы частникам нужны были вокзалы, они уже давно бы их построили,— отмечает собеседник.— Земля — да, это ликвидный актив». Управляющий партнер Art Estate Group Роберт Тагиров согласен, что в Уфе хорошие перспективы продать производственные здания ГУП для их последующего редевелопмента. «На улице Злобина, где были объекты „Башавтотранса“, уже строится жилой квартал. Логично, что жилье захотят построить и по-соседству. В промзоне, например на Силикатной улице, профиль покупателя я бы определить затруднился. Может быть, там интересно брать под сервисные предприятия и складские помещения. Многое будет зависеть от того, на каких условиях будут продаваться активы»,— заключил он. Наталья Павлова, Виктория Чистякова