Гаражную вольницу Сургута загоняют в рамки

Сургутские гаражные кооперативы сегодня мало чем отличаются от подобных зон в других городах. Помимо штатных боксов для хранения автомобилей за последние годы здесь появился и активно развивается целый комплекс сопутствующих услуг: станции техобслуживания, автомойки и магазины, где можно гораздо дешевле, чем в официальных дилерских центрах отремонтировать автомашину. Многие предприниматели работают в них вполне легально, но и немало тех, кто нигде не числится и никаких налогов не платит. Нередко в гаражах базируется бизнес, совсем далекий от автомобилей – к примеру, столярные мастерские или производство пластиковых окон. Попытки навести порядок в гаражных кооперативах на территории города предпринимались в течение нескольких лет. Но всякий раз результат был нулевым – согласно градостроительным нормативам, земля, на которой находятся гаражные комплексы, входит в зону ИТ (инженерно-техническая), где коммерческая деятельность условно разрешена. В сентябре этого года на первом заседании думы города администрация внесла предложение внести в карту градостроительного зонирования новую категорию земель – ГН (зона размещения гаражных объектов), где разрешается только размещать боксы для хранения автомобилей. Всякое иное использование территории запрещено. «В последующем администрацией города будет предложено все территории гаражных кооперативов перевести в зону ГН. Принципиально исключается возможность организации какого-либо сопутствующего бизнеса на этих территориях, то, что сегодня теоретически допускается и практически происходит», – заявил тогда директор департамента архитектуры и градостроительства Алексей Усов. И хоте процесс предполагалось растянуть во времени, депутаты выступили против такого однозначного решения проблемы. «Запрет на ведение бизнеса в гаражных кооперативах отразится не только на финансовом положении самих предпринимателей, которых там немало. Если посмотреть, какие автомобили заезжают туда на рихтовку-покраску, то это далеко не «Жигули» лохматого года выпуска, а вполне солидные «Ниссаны» и «Лексусы», которые нормальный хозяин где попало ремонтировать не будет. То есть люди там получают за разумные деньги приемлемое качество. И если убрать эту альтернативу, что будет с ценами автоцентров? Для автомобильного Сургута это очень серьезный вопрос», – обозначил позицию парламентариев депутат Эдуард Иваницкий. Кроме того, в случае полного запрета гаражного бизнеса, бюджет города лишится и тех налоговых поступлений, которые сейчас исправно поступают от добросовестных предпринимателей. Поэтому администрация города теперь предложила дифференцированный подход к решению проблемы. Все гаражные кооперативы – а их в городе 93 – предлагается поделить на три типа. В первую категорию войдут земельные участки, которые будут отнесены к зоне ГН, где допускается размещение исключительно гаражей без возможности какой-либо коммерческой деятельности. «Под эту зону мы предлагаем переводить те гаражные кооперативы, которые расположены в пределах жилых зон либо в общественно-деловых, но в пределах пешей доступности рядом располагается жилая зона. Чтобы эти кооперативы не превращались в магазины, СТО, потому что при этом возникают санитарно-защитные зоны, которые будут негативно влиять на условия проживания граждан», – отметил Алексей Усов. Второй тип предполагает наличие в кооперативе не только хозпостроек, но и объектов предпринимательской деятельности, связанной с автомобилями, – СТО или автомоек. К нему в департаменте архитектуры и градостроительства отнесли всего 2 гаражных кооператива. А вот самые масштабные гаражные массивы, насчитывающие несколько сотен боксов, отнесены к так называемым территориям градостроительного преобразования – администрация намерена предложить инвесторам преобразовать их в общественно-деловую зону, где помимо предприятий автосервиса, возможно будет вести торговлю. «Мы наконец отходим от политики постричь всех овец под одну стрижку и начинаем индивидуально рассматривать все участки, четко понимая, что у нас есть три категории, исходя из которых мы можем варьировать ситуацию. И самое главное – четко решать вопрос по каждой территории. После введения зоны ГН у многих граждан, ведущих бизнес в гаражных кооперативах, была некая паника, я думаю, что представленный сегодня подход должен всех успокоить», – считает депутат Владимир Болотов. Правда, у депутатов остались вопросы, как инвестор сможет строить в гаражном массиве магазины и офисы, на каких условиях он сможет договориться с собственниками гаражных боксов. Но в администрации уверяют, что все механизмы уже прорабатываются. Главное – процесс обращения полудикого гаражного бизнеса в Сургуте в цивилизованный вид уже запущен.

Гаражную вольницу Сургута загоняют в рамки
© РИА "ФедералПресс"