Войти в почту

«Слабые в органах власти не нужны» , или В Волгограде придумали, как от вызовов «на ковер» дойти до прорывных проектов

Запланированное как штатное рабочее заседание Совета по улучшению инвестиционного климата при губернаторе региона оказалось богатым на громкие заявления. Напомним, как ранее писал «ФедералПресс», в состав Совета внесены радикальные изменения – в нем выросло число коммерсантов и представителей надзорных структуры, а вот чиновников сокращено. Совет создал рабочие группы по основным направлениям национального рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ): «Регуляторная среда», «Поддержка МСБ», «Институты для бизнеса», а также «Инфраструктура и ресурсы». Каждая должна разработать и довести до ума собственный проект. Будет управление, пойдут и проекты Первым вопросом заседания Совета стало обсуждение внедрения властями региона проектного управления. Соответствующие нормативные документы уже приняты и на федеральном и на региональном уровне. Первый крупный опыт такой работу у государства, как известно, оказался успешным – так была подготовлена Олимпиада в Сочи. После этого власти стали распространять принцип. «Дело в том, что одни и те же люди занимаются и текущей деятельностью и прорывными проектами. Основная задача отделить эти виды деятельности. Кроме того, при проектной работе создаются команды – тут нет вертикального подчинения, важно межведомственное взаимодействие. Задача выбрать стратегический проект, и чтобы его воплощение не буксовало», – пояснил зампред Совета, общественный представитель АСИ в регионе Александр Андреев. 21 сентября губернатор Андрей Бочаров подписал постановление об организации проектной деятельности в органах исполнительной власти. Сейчас создается единая структура – от каждого отраслевого проектного комитета до коллегиальных органов при заместителях губернатора по разным направлениям. Уже утверждены все основные документы – типовой паспорт проект, отчеты, методики оценки и параметры проверок. Проекты, признанные Советом по инвестициям, который становится, по сути, главным проектным офисом, ключевыми, уйдут под личный контроль губернатора, остальные – на уровень заместителей. Одновременно власти разрабатывают и IT-решение. Оно делается отдельно, хотя большинство остальных параметров, не скрывают в комитете экономического развития, они подсмотрели у тех, кто продвинулся на пути внедрения проектного управления дальше. В первую очередь это Белгородская область, в которой местные специалисты даже проводили обучение волгоградских чиновников, готовых работать по-новому. Ученики оценили и проект «Земский доктор» и стремление белгородцев освоить на японском уровне технологии «бережливого производства», а главное уровень межведомственного взаимодействия, до которого в Волгограде пока нет и близко. Разрыв с тем же Белгородом и некоторыми другими более успешными регионами приходится преодолевать в ускоренном порядке. Как отметил заместитель губернатора Волгоградской области – председатель областного комитета экономического развития-заместитель губернатора Александра Сивакова, «как говорили в советское время, пятилетку за три года». Кстати, упомянутая IT-система, по заверению представителей облкомэкономики, будет иметь удобную мобильную версию. Александр Сиваков добавил, что пока участники проектных офисов могут активнее использовать общедоступные сервисы. «Это рекомендуют и в министерстве, ведь получать информацию, решать рабочие вопросы реально проще в мессенджерах вроде «Вайбера», нового пока никто не придумал». Как отметили участники Совета, для реального вовлечения в проектную деятельность чиновникам придется «выйти из зоны комфорта» Денег нет, но держаться за нерадивых чиновников не будут Что подразумевает под этим выражением Александр Сиваков, стало понятно чуть позже, когда он рассказал о том, что будет настаивать на смене системы оплаты труда в органах власти, по крайней мере, в структурах, сотрудники которых будут активно вовлекаться в проектную деятельность. На федеральном уровне для таких сотрудников предусмотрены дополнительные выплаты, в зависимости от результативности их работы, есть такая же практика в уже упомянутой Белгородской области. Однако в Волгоградской области предусмотреть дополнительные стимулирующие выплаты чиновникам сейчас не получится. А вот сама действующая система оплаты труда волгоградских чиновников, по словам Сивакова, не стимулирует их к работе на результат. Но это можно изменить. Что он, как он рассказал, внедрил в мэрии Волгограда, где до ноября прошлого года работал первым заместителем. «Без поощрения и наказания ничего не работает. Когда я работал в городе, перед выдачей зарплаты приносили документ, где я проставлял (речь о премиальной части зарплаты служащих – прим. «ФедералПресс») от 0 до 100 %. Это дало стимул, слабые люди уходили. Но у нас не должно быть слабых в органах власти. Сейчас мы внесли предложение на областном уровне сделать такую же систему, не гарантированную надбавку, а ее размер «до» – от нуля до уровня, который заработал по результатам», –пояснил Сиваков. Он рассказал, что соответствующая нормативная база уже разработана совместно с первым вице-губернатором, возглавляющим комитет финансов Александром Дорждеевым. «Дай бог, мы с Александром Владимировичем (Дорждеевым) найдем дополнительные источники, мы ни в коем случае не хотим отбирать у наших служащих зарплату, если они хорошо работают. То есть должен быть и пряник и кнут. Либо человек будет работать, но получать, сколько заслужил, либо пожмем руку и говорим: пожалуйста, в бизнес, в сельское хозяйство, на другое поприще. Сама система будет отсеивать людей, которые не готовы работать на развитие, на область, – заявил Сиваков, – мы же часто жалеем: этого не трогайте, этот давно работает, а потом удивляемся, что нет межведомственного взаимодействия, не идут процессы. Давайте жалеть не себя, а жителей области, которые зависят от решений, что мы принимаем или нашего бездействия». Вспомнил Сиваков и о своем опыте радикальной ротации кадров комитета экономического развития. Он, по признанию чиновника, просто ставил задачи и сроки. «Сколько нужно на разработку такой нормативки? Неделю? Хорошо. Через неделю спрашиваю. Если нет – это предупреждение», – пояснил чиновник. После предупреждения выговор, за ним уже выбор между уходом по собственному желанию или за повторный выговор. «Такие нестандартные меры, может быть они драконовские, но только так можно нацелить на результат», – признался Сиваков. Сетевой узел В обсуждении предложений рабочих групп Совет вновь поднял тему отношений инвесторов с компаниями, выполняющими технологическое подключение к инженерным сетям. По словам руководителя одной из групп, заслуженного архитектора России Михаила Норкина, получить в адекватные сроки техусловия (ТУ), которые необходимы для любого нового строительства, уже непросто. Кроме того, по его мнению, существует проблема излишних аппетитов у сетевиков. Так энергетические компании нередко прописывают точку подключения фактически произвольно, осуществляя, по словам Норкина, свое развитие за счет инвесторов. «Можно было 100 метров кабель делать, но они пишут, что тут не подходит, только в километре и его надо тянуть. С этим ничего не сделаешь», – сетует архитектор. Кстати, председатель реготделения «Деловой России», экс-мэр Волгограда Юрий Чехов назвал Норкина «героем» за его «борьбу». Руководитель комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству областной думы Руслан Шарифов высказал еще и претензии к концессионным компаниям, работающим в Волгограде по водо- и теплоснабжению. Их практически невозможно, отмечает депутат, убедить взять на себя обязательства по приоритетным проектам. Шарифов предлагает вносить соответствующие пункты в договоры муниципалитета с инвесторами. «Что было прописано, что концессионер, и в какие сроки может делать, а не на общих основаниях. По приоритетным инвестиционным проектам нормативный документ должен быть, который его таковым признает, который был бы причиной того, чтобы поработать в более интенсивные сроки», – предложил Шарифов. С таким вариантом большинство присутствующих согласилось. Александр Сиваков подчеркнул, что для этого и существует Совет, который должен двигать приоритетные проекты. «Чтобы все открыто видели, что не конкретный чиновник сам решил ускорить срок подключения проекта, а это вопрос стратегический для развития области, – пояснил Сиваков, – когда будет документ, все запротоколировано, рассмотрел Совет уважаемых людей, то пусть концессионеры попробуют не выполнить!». «Или они пускай назовут причину, объективную. Почему они не могут уменьшить срок, а иногда и выполнить в срок», – добавил он. Кстати, как обратили внимание собравшиеся, на заседании совета не было представителей тех самых концессионных компаний (ООО «Концессии водоснабжения» и ООО «Концессии теплоснабжения» – прим. «ФедералПресс»), а, кроме того, даже представителей некоторых ключевых комитетов администрации области. Это обстоятельство решено исправить. Сиваков попросил внести в протокол соответствующе обращение, напомнив, что Совет губернаторский и работать с ним нужно всем структурам. «Не замечание, но примечание», по его словам, будет направлено и заместителю губернатора Валентине Гречине, курирующей строительство и ЖКХ. Очередное заседание Совета состоится через месяц, но до того пройдет и особая встреча по проблемным вопросам развития предпринимательского сообщества. По инициативе «Деловой России» такие мероприятия также станут ежемесячными.

«Слабые в органах власти не нужны» , или В Волгограде придумали, как от вызовов «на ковер» дойти до прорывных проектов
© РИА "ФедералПресс"