Войти в почту

Налоги на переправе не меняют

Коррекция судебной практики не будет увеличивать прежние обязательства компаний Конституционный суд (КС) запретил придавать обратную силу изменениям сложившейся судебной практики, ухудшающим положение налогоплательщиков, а Минфину — уклоняться от разъяснений по вопросам применения отраслевого законодательства, влияющего на исчисление налогов. Постановление КС по делу АО «Флот Новороссийского морского торгового порта» (НМТП) касается вопросов торгового мореплавания, но установленный подход может быть распространен и на другие публичные правоотношения, в том числе таможенные и административные, считают эксперты. КС удовлетворил жалобу «Флота НМТП» на неопределенность статей 75, 111 и 149 Налогового кодекса, позволяющих произвольно применять нормы, регламентирующие вопросы торгового мореплавания. Поводом послужила тяжба с ФНС (в феврале 2016 года компании был доначиcлен НДС с пени и штрафом). Налоговики сочли, что установка бонового ограждения во время стоянки судна в порту к освобождаемому от уплаты НДС обслуживанию морских судов не относится и компания применила эту льготу необоснованно. Суды с этим согласились, сославшись на определение Верховного суда 2015 года по аналогичному делу, хотя до этого налоговые органы ранее много лет соглашались с применением спорной льготы. Минфин, куда обращался налогоплательщик, перенаправил его за ответом в отраслевое министерство, но письмо Минтранса о правомерности действий заявителя суды проигнорировали, поскольку давать разъяснения по налоговым вопросам уполномочен Минфин. КС придавать обратную силу постановлению высшего суда, ухудшающему положение добросовестного налогоплательщика, запретил. Закон не предполагает обложение НДС спорных услуг за периоды, предшествующие изменению толкования закона, которое налогоплательщик не мог предвидеть, если «в силу существовавшей ранее устойчивой правоприменительной практики, благоприятной для налогоплательщиков», такая деятельность относилась к освобождаемой от уплаты НДС, говорится в решении. Минфину КС запретил уклоняться от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства: ведомство обязано самостоятельно запрашивать дополнительные сведения у отраслевых органов, способные повлиять на исчисление размера налогов. Решения по делу «Флота НМТП» КС велел пересмотреть. Глава аналитической службы юридической компании «Инфралекс» Ольга Плешанова отмечает, что спорная норма сформулирована нечетко: «Высший арбитражный суд вначале толковал ее в пользу освобождения от НДС, а Верховный суд в 2015 году эту позицию поменял на противоположную. Налоговики стали доначислять суммы, причем за периоды до 2015 года». Руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов отмечает, что установленный КС принцип может быть распространен и на другие публичные правоотношения, в том числе таможенные и административные, где государство выступает сильной стороной. «Это важный шаг вперед, но если руководствоваться подходом КС, то основным станет вопрос о том, что считать сложившейся практикой — только соответствующие решения Верховного суда или позицию, которой придерживается большинство нижестоящих судов»,— сказал господин Зарипов. Он прогнозирует, что такой оценочный критерий вряд ли будет быстро выработан и не исключено, что ответ в итоге даст сам КС. Партнер юрфирмы Taxology Алексей Артюх отмечает: «На практике мы постоянно сталкиваемся с ревизией уже оконченных налоговых периодов с опорой на появившуюся впоследствии судебную арбитражную практику». По его мнению, эффективность решения КС будет зависеть от того, какие именно позиции суды будут считать изменяющими практику правоприменения. Не менее важным юристы считают и то, что КС впервые запретил Минфину «отфутболивать» налогоплательщика в отраслевое министерство. «Если теперь Минфин сам будет получать разъяснения от профильных министерств и доводить готовую позицию до налогоплательщика — это безусловный позитив»,— считает господин Артюх. Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

Налоги на переправе не меняют
© Коммерсант