При чем тут мать? Мифы и научные факты о русском мате
Русский мат - не только лишний повод получить по губам от родителей, но и своеобразная лингвистическая гордость народа, насчитывающая уже несколько веков. И все же многие из нас, пользуясь этим “богатством” ежедневно, не знают о нем практически ничего, кроме лжефактов. Вооружившись научными публикациями, “Умный журнал” развенчивает мифы и попутно рассказывает, чем же русский мат так не угодил православной церкви и выходцам из воровской среды. Татары не завозили мат В ХХ веке большую популярность набрала “татарская” теория возникновения русского мата, согласно которой корни основных слов, которые мы причисляем к обсценной лексике, попали в русский язык из-за монголо-татар. Однако это предположение не выдерживает никакой проверки фактами. Матерные слова встречаются уже в новгородских берестяных грамотах ХI века, то есть еще до появления Чингисхана на свет. Идею о татарском происхождении обсценной лексики автор и составитель словаря русского мата в 10-ти томах Алексей Плуцер-Сарно во многих публичных выступлениях называл желанием “приписать "свое" "плохое" кому-нибудь другому”. При чем тут “мать”? Понятие “мат” напрямую связано с понятием “мать”. Классическое выражение “...твою мать” изначально не было обезличенным, а звучало как “Чтоб пес взял твою мать”. Филолог Борис Успенский полагал, что мать в данном случае олицетворяет не только биологическую мать, но и мать-землю и Богородицу. Пес в качестве субъекта осквернения тоже упоминался не случайно, поскольку нечистота пса - древняя категория, существовавшая еще до появления славянской мифологии. Пес отождествлялся с иноверцем, не имеющим души и не умеющим вести себя надлежащим образом. Мат, кстати, издревле называли “песьей лаей”, а вот известные нам обозначения половых органов к “песьей лае” не относились, хотя тот же Успенский в своих работах связывает лексему “пес” с возникновением одного из “трех китов” обсценной лексики, обозначающим женский половой орган, что, впрочем, является спорным утверждением. Подобное восприятие пса также может являться объяснением упоминания пса в таких выражениях, как “пес его знает”, “ну его к собакам” или глаголу “собачиться” в значении “ругаться”, “браниться”. Мат как альтернатива молитве Многие с гордостью отмечают, что с помощью мата можно легко выразить целую палитру эмоций таких, как ненависть, любовь, восторг, недоумение и так далее. Но если его функции столь многогранны, а многие табуированные сегодня понятия в прошлом даже не относились к упомянутой выше “песьей лае”, то почему мат в конце концов впал в немилость и стал ассоциироваться с чем-то грязным и оскорбительным? Причиной всему церковь и ее борьба с язычеством, где мат использовался в свадебных, сельскохозяйственных и других обрядах. По мнению Успенского, брань воспринималась как нечто по своей силе эквивалентное молитве или заклятию: с его помощью можно было прогнать злых духов, избавиться от хвори и так далее. Православие в своей борьбе с обрядовым мышлением объявила, что сквернословие приравнивается к “бесовскому” и “сатанинскому”. Советский и российский лингвист Валерий Мокиенко отмечает, что благодаря “заклинательному” началу в языке сохранились такие выражения, как, например, посылы к некому мифологическому персонажу, нечистой силе: “иди ты к черту!”, “иди к лешему!” и так далее. “Срамословию” обучали детей Это сегодня можно легко получить по губам, принеся из школы или из двора домой пару крепких слов, а три-четыре века назад родители более-менее сознательно обучали детей сквернословию. Свидетельства об этом сохранились, например, в послании начала XVIII века русского экономиста и Публициста Ивана Посошкова Епископу русской православной церкви Стефану Яворскому: “Не безумное ль сие есть дело, яко еще младенец не научится, как ясти просить, а родители задают ему первую науку сквернословную и греху подлежащию? ... и как младенец станет блякать, то отец и мать тому бляканию радуются и понуждают младенца, дабы он непрестанно их и посторонних людей блякал ... А когда мало повозмужает младенец и говорить станет яснее, то уже учат его и совершенному сквернословию и всякому неистовству”. Другое подтверждение мы находим в книге поучений XVII века “Статир”, автором которой является некий священник из Орла: “Не успеет отроча еще и родитися, а они его не Божию делу научают, но сатанинскому обычаю: скакати, плясати, песни пети, лгати; отец научает матерь бранити, а матерь отца”. Почему “настоящие” уголовники не матерятся В воровской культуре браниться “по матери” - значит подписать себе смертный приговор. В основном это касается именно оскорблений матери. Впрочем, любые ругательства, имеющие сексуальный подтекст, также могут обернуться плачевно, поскольку в уголовном мире слово столь же реально и весомо, как и дело и воспринимается с той же серьезностью.