Войти в почту

Как поддержать развитие креативных индустрий в России

Вложения в человека - вот то, на чем будет сконцентрирована экономика ближайшего будущего. На мировом уровне эта тенденция уже ощутима: в течение нескольких последних лет креативная индустрия росла быстрее, чем какие-либо другие отрасли - на 14-15 процентов ежегодно. Причем переход на новые рельсы особенно выгоден несырьевым странам. Для них ориентация на человеческий потенциал - реальная возможность выйти на большой рынок, которой раньше не было. В России творческих предпринимателей тоже немало. Число стартапов только этой весной насчитывало почти семь тысяч самой разной направленности. - Вообще креативные индустрии - тип производства, главный ресурс которого - знания, навыки и таланты человека. Причем это не только IT и диджитал, как принято считать. Сюда же относятся медиа, культура, искусство, мода, архитектура. В Италии в этот перечень входит даже гастрономия, - рассказывает руководитель Международной конференции по вопросам развития креативной индустрии Calvert Forum Денис Щукин. - Но одна из проблем, с которой мы сталкиваемся: никто не понимает, как всю эту сферу можно коммерциализировать. Среди отдельно открывающихся проектов сегодня нет никакого взаимодействия, считает специалист, именно поэтому большинство из них не могут удержаться на рынке. По статистике одного из петербургских бизнес-инкубаторов, в первый год работы закрывается 40 процентов творческих стартапов, во второй - еще 30. - Чтобы создать удобный интерфейс, программистам нужны дизайнеры. Дизайнеры, в свою очередь, основывают свой продукт на тех решениях, которые в течение многих лет создавали креативщики. И так далее. Сегодня креативные индустрии воспринимают как разрозненные направления, не понимая, что они способны эффективно работать только вместе. Именно поэтому для развития этого сектора экономики нужна определенная среда, а если конкретнее - правильная площадка. И это совсем не бизнес-инкубаторы и бизнес-центры, которые чаще всего предпринимателям предлагают. В европейских странах "приюты" для творческих натур уже дело привычное: так, в Париже в этом году на базе заброшенной железнодорожной станции открылся самый большой стартап-центр на тысячу проектов. В Петербурге пока делаются только первые шаги к этому - под систему для креативной среды намерены переоборудовать известный арт-центр. Конечно, коворкинги и арт-резиденции в городе тоже работают, но эти форматы в зачаточном состоянии, их пока единицы. Но, по словам управляющего директора сети культурных центров Trans Europe Halles Миеке Рандерс, чтобы этот формат работал, нужно использовать здоровую бизнес-модель, где по 25 процентов средств приносят аренда помещений, продажа билетов на мероприятия, выручка от кафе, магазинов и грантовые деньги, либо любая другая поддержка. Кстати, что касается поддержки, то тут творческим предпринимателям пока надеяться особо не на что. Ни в федеральных, ни в региональных документах такого понятия, как "креативная индустрия", нет, а потому нет и направленной системы помощи. Однако в формировании сегмента экономики будущего, подчеркивают специалисты, государство должно участвовать. В Великобритании, США, Германии или Сингапуре, например, такие индустрии поддерживаются на государственном уровне, а приоритет этого сектора прописан в стратегиях развития стран. В России в первую очередь в помощи нуждаются города с населением менее 500 тысяч человек, там хоть и есть уникальный продукт (та же региональная кухня), но потребителя найти сложнее, чем в столице. Одновременно оттуда сейчас массово уезжает талантливая молодежь, а организация возможностей для творческого бизнеса могла бы этот процесс остановить. - Сейчас проекты балансируют на уровне окупаемости, так как высоки арендные ставки. В этом смысле креативные индустрии очень зависимы от рынка, а латать финансовые "дыры" и творить - очень сложно. Но поддержка - это не только деньги. Это и обучение - как вести бизнес, чтобы не закрыться в первые годы, и поиск места для таких кластеров, - комментирует сооснователь одной из творческих резиденций Аскар Рамазанов. Однако все должно быть дозировано. Чрезмерная надежда на государство творческим инициативам только повредит, тогда как понимание, что твой бизнес в твоих руках, - наоборот придаст проекту "живучести". - Рынок и модель потребления меняются, поэтому на самом деле остановить развитие творческих индустрий невозможно. Вопрос, скорее, в том, хочет ли государство занять в этой сфере лидирующую позицию. Если да - поддержка будет, если нет - они будут расти и сами, но не так активно, - заверяет Миеке Рандерс. Самим предпринимателям тоже много чему стоит поучиться. Неумение составить адекватный бизнес-план, просчитать долгосрочный эффект от своего предприятия и продумать бренд, отсутствие навыков самопрезентации и уверенности в себе - все это тормозит даже самую прорывную идею уже на этапе переговоров с потенциальными партнерами. Но есть и обратные примеры, когда отдельные идеи заинтересовывают даже заграничных коллег. Например, в этом году два проекта из Сибири пригласили на стажировку в Лондон. Один из них - сетевое медиа, рассказывающее о проблемах общества через истории конкретных людей, второй - онлайн-сервис, объединяющий местных жителей, которые показывают свой город на авторских экскурсиях, и путешественников. Изменения ситуации специалисты ждут со следующего года. На грядущем инвестиционном форуме в Сочи обещают представить проект "Мастера России" - его участниками станут более 10 тысяч представителей креативных индустрий. Пилотной версией федерального проекта стала запущенная ранее онлайн-платформа "Мастера Сибири", собравшая наиболее интересные и заметные проекты региона: от сферы дизайна до социальных инициатив. Предпринимателей учили продвигать свои товары и услуги на отечественном и зарубежном рынках. Всероссийский проект добавит к этому единую базу и интерактивную карту проектов, а еще организацию форумов для молодых российских предпринимателей. Комментарий Алексей Кудрин, председатель совета Центра стратегических разработок: - Чтобы Россия могла стать устойчивой в области экономики, в ближайшие семь лет необходимо удвоить несырьевой экспорт и тем самым показать, что страна может производить востребованный конкурентоспособный в мире продукт. Все эти изменения в первую очередь должны происходить в области креативных индустрий и малого предпринимательства. С каждым годом все больше молодых специалистов вовлекается в сферу новой экономики, где креативность и инновации выходят на первый план. Задача представителей государственной власти, бизнеса, культуры - всеми силами способствовать этому процессу. Революция креативных индустрий уже началась.

Как поддержать развитие креативных индустрий в России
© Российская Газета