В Волжской кузнице автобусных новинок провозгласили новую транспортную эру
В Волжском производитель автобусов запустил первую очередь научно-производственного комплекса «Волгабас» по выпуску шасси и автобусов среднего класса. Значимость проекта для новых трендов индустриального развития можно оценить по тому, что на церемонии открытия, помимо властей во главе с губернатором Андреем Бочаровым, побывали руководители многих ведущих промпредприятий и вузов. Они рассчитывают сотрудничество с «Волгабасом», как, впрочем, и сам производитель. Что им стоит Инвестиции в уже запущенный комплекс составили чуть больше 350 млн рублей. В сего же в проект научно-производственного комплекса на 7 тыс. кв. метров, расположенный рядом с площадкой завода «Волгабас» (ранее известен как «Волжанин»), будет вложено около 1,5 млрд рублей. Уже в следующем году выпуск предприятия достигнет тысячи автобусов, рассказал Алексей Бакулин, гендиректор ООО «Бакулин моторс групп» (торговая марка «Волгабас»). Для сравнения, в 2014-м году «Волгабас» выпустил 166 машин, в 2016-м – уже 342, а за январь-сентябрь текущего – 479 автобусов. А до конца года он рассчитывает сделать 600. Для расширения производства предстоит выполнить второй и третий этапы проекта – построить и запустить кузовной цех и цех покраски. Сделано это будет не позднее лета 2019 года. Здесь будут выпускать шасси и автобусы среднего класса. Кроме того, именно в Волжском будет выпускаться одна из самых перспективных моделей – новый туристический автобус междугороднего класса повышенной комфортности «Марафон». Закупать такие могут и турфирмы и, например, спортивные команды. «Мы будем производить их здесь, поскольку компетенция наших волгоградских инженеров и технологов выше. Здесь же и 10-метровые городские машины. Остальные серийные автобусы – во Владимире», – пояснил Алексей Бакулин. Добавим, что уже в декабре «Волгабас» планирует запуск завода в Ивановской области, в который инвестировано около 3,5 млрд рублей. Бакулин объясняет: то, что компании построила его и именно там будет основной объем выпуска, не означает какого-то пренебрежения Волгоградской областью. «Это фактор географического расположения. Представляете, в Петербург отправляем автобусы и везем комплектующие – очень неудобно на такое расстояние», – пояснил руководитель компании. Материнское предприятие останется в Волжском. Кстати, именно междугородние туравтобусы производитель считает одним из приоритетов. Сперва, отмечают волжские эксперты, нужно победить китайских производителей, затем европейские, но бывшие в употреблении. Через несколько лет вполне реальна и конкуренция с ведущими брендами. Половину инвестиций компания производит из собственных средств, еще 50 % – это заемный капитал. По информации «ФедералПресс», компания и ее дочерние структуры за последние годы расплатилась со всеми претензиями, которые к ней выдвигали бывшие контрагенты, а также налоговые органы. В компании, впрочем, эти ситуации вполголоса называют происками конкурентов, которые у «Волгабаса», за считанные годы доросшего до статуса четвертого по объему (и первого по числу собственных разработок) производителя в России, теперь немало. Факторы успеха Побывавший на открытии производственной площадки губернатор Андрей Бочаров, назвавший инвестпроект «приоритетным для ЮФО», отметил огромные перспективы завода с точки зрения внутрирегиональной индустриальной кооперации. Подтверждают это на «Волгабас». Алексей Бакулин называет свой завод интегратором. В шасси полторы тысячи деталей, больше тысячи из них предприятия Волгоградской области способны производить, а автобусный завод готов приобретать. Собственно, успех «Волгобаса» во многом стал возможным при господдержке. Во-первых, компании выделялись налоговые льготы, она выиграла конкурс на получение субсидии Минпромторга России как компенсацию части затрат по инвесткредиту – более, чем на 200 млн рублей. Кроме того, «Российский экспортный центр» уже выделил предприятию 85 млн рублей на компенсацию затрат для продвижения продукции на зарубежных рынках. Но главная роль государства в другом – целевая федеральная программа по развитию газомоторного транспорта (только для Волгограда и Волжского приобретено больше 100 автобусов, еще более крупными были поставки в Санкт-Петербург). Сейчас, по мнению Алексея Бакулина, государство может и должно схожим образом создать рынок электробусов. Помимо традиционных трамваев и троллейбусов, субсидирование для производителей электробусов включили в целевую программу по развитию электротранспорта (ее общий объем 900 млрд рублей) в 2017 году. А на 2018 год финансирование программы составит уже 1,5 млрд. Новый уровень Алексей Бакулин уверен, что новая эра уже наступает. Об этом говорит опыт ряда стран, которые пока идут впереди. Вместе с тем, и на российские электробусы уже есть потенциальные покупатели, причем, не только на Ближнем Востоке, но в некоторых европейских странах. Кстати, по данным производителей, запас хода от одной зарядки у «Волгабас» самый большой среди российских автопроизводителей. Замеры в Липецке показатели 215 км, в Санкт-Петербурге почти 260, а в родном Волгограде – ровно 200. Это зависит от профиля трассы, от работы кондиционера и т.п. При этом уже в ближайшее время конструкторы пообещали довести запас хода до 300 км. Электробус пока стоит дороже газомоторногоа автобуса, но в эксплуатации уже существенно дешевле. Алексей Бакулин рассказал, что за пять лет батареи подешевели на 35 %, а их вес сократился на 17 %. При таком прогрессе содержать постоянные контактные линии – как для троллейбусов или некоторых моделей электробусов, просто не имеет смысла. Напомним, летом текущего года Андрей Бочаров уже оценил новый вид транспорта и заявил, что за электробусами будущее. Отметим, что новый комплекс в Волжском называется научным не просто так – именно там кузница новинок. Если в 2014-м «Волгабас» потратил на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) около 7 млн рублей, то уже в этом планирует свыше 45, а в 2018 году – уже 50,5 млн. «Компания, чтобы сохранить свою конкурентоспособность, должна не только производить хорошо известную на рынке продукцию, но и вкладываться в свое развитие, создавать новые образцы. Таким образом, она отвечает на запросы потребителей, следит за тенденциями развития, может соперничать с другими игроками. Именно в этом соперничестве как раз и будут созданы наилучшие технические решения, появятся образцы техники, производство которых станет потом серийным, и они выйдут на дороги, причем не только на российские дороги, – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Совмещение разработок и серийного производства характерно для всей мировой экономики, в этом нет ничего необычного. И не исключено, что именно продукция компании заинтересует потребителей, что обеспечит дальнейшее развитие производителя». Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает, что в ближайшие пять–семь лет на продукцию «Волгабаса» будет высокий спрос. «Предприятию важно сейчас идти в двух направлениях. Поддерживать и выпуск газомоторных автобусов, и производство электроавтобусов. Спрос на первые пока еще имеется, а на вторые только начинает зарождаться», – комментирует он. Отметим, что «Волгабас» широко известен еще и своим беспилотным проектом Matreshka. В этом направлении волжане вообще первопроходцы. Стать массовым и коммерческим транспортом новинке пока мешают законодательные пробелы в регулировании такого транспорта. Вместе с тем, уже на нескольких закрытых площадка (науко-городках) в тестовом режиме машина работает и зарекомендовала себя успешно. Ранее Бакулин заявлял, что мечтает о том, как волжский беспилотник возил гостей чемпионата мира по футболу в Волгограде. «Она видит, она поворачивает, останавливается, но мы понимаем, что системы безопасности на мундиаль уже отрабатываются. Так что такая новинка уже вряд ли появится. Что касается нас, то если позвонят и скажут, что нужно отработать маршрут – нам нужно только три дня», – поделился гендиректор «Бакулин Мотор групп».