Летняя резина запрещается
Вступило в силу зимнее ограничение на эксплуатацию шин С 1 декабря запрещено эксплуатировать автомобили, не укомплектованные зимними шинами: шипованными или так называемой липучкой. Вступило в силу соответствующее требование техрегламента о безопасности колесных транспортных средств. Колеса с шипами должны быть установлены на всех осях, в этом случае на заднем стекле должен висеть знак «Ш» в красном треугольнике. Штраф за отсутствие такого знака — 500 руб., штрафа за несоответствие шин сезону пока нет. Согласно техническому регламенту Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, в декабре, январе и феврале запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами. Правила эти прописаны в разделе «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации». В пятницу, 1 декабря, это правило вступило в силу. Зимние шины должны соответствовать следующим параметрам: маркировка знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки, либо знаками М+S, M&S, M S; остаточная глубина протектора — не менее 4 мм (износ можно также определить по индикатору на покрышке, обычно это выступ на дне канавки беговой дорожки). Также, напомним, существуют правила эксплуатации шин. Шипованные шины должны быть установлены на все колеса, использование их только на одной оси запрещается. В этом случае на заднем стекле автомобиля должен быть установлен знак «Ш» в треугольнике с красной каемкой. Существует миф о том, что знак этот остался от старых советских ПДД и теперь не актуален. Однако на самом деле с помощью треугольника участники движения предупреждают других водителей о том, что тормозной след их автомобиля отличается от других машин (шипы удлиняют его на сухом асфальте, а на льду делают короче) — это нужно для безопасности. Есть также общие правила эксплуатации шин и колес, не связанные с сезонностью. Нельзя, к примеру, ставить на одну осень шины разных размеров, с разными протекторами, категориями скоростей и разной конструкции (камерная, бескамерная и т. д.). Запрещается ездить на машине, если отсутствует хоть один болт или гайка крепления дисков либо на дисках есть трещины или следы устранения их сваркой. Отдельно необходимо разъяснить ситуацию с наказанием за нарушение всех этих правил. Штраф в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП) применяется только за нарушение требований, прописанных в «перечне неисправностей, при которых запрещена эксплуатация ТС» (приложение к ПДД). Про обязательную «переобувку» в декабре в перечне ничего не сказано, поэтому штраф применяться не может. А вот требование про знак «Ш» в документе указано, а значит, наказать водителя можно. Подробной статистики по применению ч. 1 ст. 12.5 кодекса не ведется, но региональные УГИБДД, судя по всему, планируют ее активно применять: предупреждения уже выпустили управления в Волгоградской области, Самарской области, Севастополе и других подразделениях. А в Перми инспекторы несколько дней назад даже дарили знаки «Шипы» автовладельцам. Юрист, эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева рассказала “Ъ”, что уже есть случаи, когда инспекторы пытались наказывать водителей за то, что знак «Шипы» установлен, но не соответствует требованиям. Знак «Шипы» должен представлять собой равносторонний треугольник белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны). По словам госпожи Соловьевой, санкция в 500 руб. может применяться исключительно за то, что знака нет на заднем стекле — именно так сегодня прописано в перечне неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. Напомним, несколько лет назад сенаторы подготовили поправки в КоАП, вводящие отдельный штраф за «управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колес» в размере 2 тыс. руб. (изменения в ст. 12.5 КоАП). Авторами поправок выступают депутат Сергей Тен, сенаторы Вадим Тюльпанов, Андрей Клишас и другие парламентарии. В октябре 2016 года законопроект был рекомендован комитетом Госдумы по транспорту к принятию в первом чтении, но с тех пор не рассматривался. Иван Буранов