Войти в почту

Торговые центры сделали упор на досуг

По данным Cushman&Wakefield, площади ТЦ сокращаются, а торговля этого формата стремится в самую гущу покупательского спроса. "Если средний размер введенных в эксплуатацию проектов в прошлом году составил 43 тысячи квадратных метров, то в 2017-м - уже 34 тысячи, - комментирует Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield. - В 2017 году в основном строились небольшие районные ТЦ". Конечно, магазин у дома не может составить серьезную конкуренцию ТЦ: слишком разные форматы торговли они представляют. "Магазины у дома выполняют для покупателей функцию приобретения товаров первой необходимости. ТЦ - это все-таки совершенно другая среда, глубина и ширина ассортимента там другая, - объясняет Екатерина Гресс, председатель комитета Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) по торговой недвижимости, гендиректор "IDEM - консультанты по торговой недвижимости". - Существовать будут и те, и другие форматы". Чтобы не упустить покупателей, ТЦ стремятся стать им ближе в прямом и переносном смысле. По мнению Алексея Попикова, руководителя дивизиона управления ТЦ NAI Becar, территориальная доступность - важный фактор в пользу выбора районных ТЦ. "Из-за напряженного трафика покупатели не хотят тратить время и ресурсы на дорогу. Дефицит качественного торгового и досугового предложения позволяет сегодня районным ТЦ, предлагающим в том числе обширную развлекательную инфраструктуру, быть конкурентоспособными". Елена Розанова, директор по развитию бизнеса департамента управления недвижимостью Colliers International, член комитета РГУД по торговой недвижимости, считает необходимыми составляющими успеха ТЦ концепцию, соответствующую месторасположению и целевой аудитории, набор арендаторов и их работу внутри объекта, правильную стратегию и реализацию маркетинговых инициатив, высокий уровень технического обслуживания и эксплуатации. "Покупатель стал более искушенным и теперь обращает внимание на комфорт - от парковки до климатики ТЦ, дизайна, общей приятной атмосферы, - добавляет Екатерина Гресс. - Плюс хорошая коммуникация с покупателем - взаимодействие, которое передается через сбалансированный состав арендаторов,проведение праздников и ярмарок. Это еще и хорошая организация фуд-кортов и фуд-маркетов, которые все больше развиваются и инсталлируются в ТЦ". За счет продажи уникальных товаров - фермерских деликатесов, того, что не продается в супермаркетах, удается добиться лояльности аудитории и привлекать разные ее типы. Покупатель стал более искушенным и теперь обращает внимание на комфорт - от парковки до климатики ТЦ Илья Баранов, директор ТЦ 4Daily, SRV в России, считает основным составляющим успеха управляющую компанию: "Именно УК, которая комплексно вовлечена в процесс, в состоянии создать те условия, при которых показатели ТЦ могут быть существенно увеличены". Конкуренция заставляет управляющих искать новые "фишки", способные привлечь покупателей. Екатерина Гресс делит их на несколько категорий. Это эдьютеймент-форматы - обучение через развлечение (например "Кидбург") - организация досуга. Или формирование своей уникальной зоны общественных пространств (пример - лайфстайл центр "Башкирия" в Уфе). Как рассказывает Илья Баранов, некоторые ТЦ даже отдают часть пространства под зоопарки, кто-то отдает часть территории для передвижного цирка. "В общем-то, вся идея состоит в том, чтобы человек приходил не за покупками, а за впечатлениями, - объясняет он. - ТЦ уже давно перестали быть местом шопинга, они стали площадками, где можно получить новые знания и ощущения. Например, в Петербурге компания SRV отдала часть площадей ТРЦ "Охта Молл" под креативное пространство, которое называется Охта Lab, где разместились места для коворкинга, лекторий, филиал библиотеки им. Маяковского и кофейня". Однако, по его мнению, ни одному успешному сегодня ТЦ не гарантирован успех завтра, потому что рынок очень быстро меняется. "Всего за несколько лет произошло быстрое изменение потребительских привычек. Связано это в первую очередь со сменой поколений потребителей, - объясняет Алексей Попиков. - Значительную часть потребительской аудитории сегодня составляют поколения Y и Z. У этих поколений на первое место выходят мобильность, возможность быстрого выхода в Интернет, общение по интересам. Наличие в ТЦ доступа к Интернету, розеткам для подключения и подзарядки гаджетов, организация тихих мест, где можно провести переговоры или поработать стало обязательным". "В следующие несколько лет произойдет серьезная трансформация ТЦ. Они станут центрами досуга. Торговля во многих объектах станет уже второстепенной", - резюмирует Екатерина Гресс.

Торговые центры сделали упор на досуг
© Российская Газета