Давно витает в воздухе: тренд на летающие автомобили
Уже в ближайшую десятилетку словосочетание «витает в воздухе» может стать не просто фразеологизмом. Все больше компаний намереваются разработать автомобили с вертикальным взлетом для городских перемещений. В том же направлении двигаются Toyota и VW. В графической реконструкции – капсула Pop.up, созданная Airbus и Italdesign для объединенной мобильности «воздух–земля». По некоторым мнениям, она станет реальностью в близком будущем. Здесь и далее фото: Editoriale Domus S.p.A. Только-только мы начали привыкать к идее автономного вождения — оно еще толком не появилось, но на словах превратилось в обыденность, — как нам рассказывают об автономном транспорте, передвигающемся по воздуху. Через 10 лет или даже раньше, если верить некоторым оптимистичным прогнозам, придется смотреть не влево или вправо на зебре, а вверх, чтобы вовремя заметить компактные летательные аппараты, которые станут использоваться для перевозки пассажиров. Возможно, организуют сервис аэротакси с вызовом через приложение. И обещают цены, сравнимые со стоимостью наземных перевозок. Так и хочется воскликнуть: ну и фантазеры! Летающий автомобиль пророчили давно — вспомните наивные представления об обозримом будущем фантастов 50-х годов. И все же... Проекты на старте Концепт S2 американской компании Joby Aviation использует пропеллеры, которые разворачиваются в горизонтальную плоскость для взлета и в вертикальную для крейсерского полета (он тоже электрический). Есть знаки, что на сей раз пойдет дальше слов. Первый знак: крупные игроки вкладывают большие финансовые и интеллектуальные ресурсы в идею воздушного перемещения людей в городе. Компания Airbus с нуля создала внутреннее подразделение Urban Air Mobility. Даже не стоит пытаться выяснить, сколько человек работают в нем и каков его бюджет. «Это слишком конфиденциальная информация», — отгораживается от вопроса Матиас Томсен, глава этого подразделения. Причем эта команда не единственная в рамках компании, кому доверили исследовать тему городской воздушной мобильности. Форпост компании в Кремниевой долине был создан в прошлом году и получил название A3. Там уже спроектировали транспортное средство с вертикальным взлетом Vahana — его испытания начнутся до конца 2017 года. Второй знак: некоторые крупные представители автомобильного мира почуяли, что аэроперевозки могут стать выгодным бизнесом, и совершают вылазки на эту территорию. Первым начал дрейф в эту сторону концерн Volkswagen, организовав сотрудничество с уже упоминавшимся французским авиационным колоссом из Тулузы. Плодом союза стал проект Pop.up, в котором участвовала и компания Italdesign, главная стилистическая и инжиниринговая сила концерна из Вольфсбурга на Апеннинах. Электрический Volocopter немецкой компании eVolo похож на вертолет — однако он медленнее в крейсерском полете. Что такое Pop.up? Это система интегрированной наземной и воздушной мобильности, которая поразила довольно консервативный автомобильный мир еще во время женевского автосалона. Но когда эффект новизны прошел, стало интересно, какие же у него перспективы? «У Airbus много действующих программ. С нашей стороны мы готовы. Вместе сможем скоро построить рабочий прототип», — говорит глава Italdesign Йорг Асталош. В общем, проект как будто продолжается, и он может стать не единственным опытом сотрудничества между Вольфсбургом и Тулузой. На вопрос, не делегирована ли именно Italdesign со стороны Volkswagen роль главного переговорщика с Airbus, пресс-атташе французского аэроколосса ответил: «Сотрудничество с Italdesign ограничено Pop.up». То есть возможны и другие общие проекты. Кстати, Airbus финансирует компанию по исследованиям и разработкам Local Motors, совместно с которой создал грузовой дрон. А концерн VW — совершенно случайно — довольно интенсивно сотрудничает с Local Motors (хотя это никогда широко не декларировалось). Цель — огонь. Олимпийский Макет электрического GL-10 DEP разработки NASA — поворачиваются не пропеллеры, а крыло целиком с помощью единого привода. На противоположной стороне планеты двигаться в сторону аэромобильности начала Toyota: 30 молодых инженеров в свободное от основной работы время оправились помогать одному из стартапов, проекту Skydrive. Это самый настоящий летающий автомобиль, очень компактный (длина 2,9 м, ширина 1,3 м и высота 1,1 м), способный разгоняться до 150 км/ч по земле и до 100 км/ч по воздуху. Темпы реализации невероятные: производитель рассчитывает провести первые испытания уже в следующем году, а серийную версию создать через три года, чтобы один из экземпляров принял участие в церемонии зажжения олимпийского огня в Токио-2020. Третий знак: Ларри Пейдж, сооснователь Google, человек, уж точно обладающий даром предвидения, без особой огласки инвестировал около $100 млн в стартап Zee.Aero, появившийся еще в 2010 году и декларировавший своей целью постройку летающего автомобиля. Рядом с ним можно найти много других брендов, в большинстве своем неизвестных широкой публике, от eVolo до eHang, от Lilium до Joby Aviation, исследующих городской воздушный транспорт с вертикальным взлетом. Схожая концепция у проекта Vahana от Airbus. У него поворачиваются не пропеллеры, а крыло целиком с помощью единого привода. Не обошлось и без Uber, создавшей подразделение с говорящим названием Elevate. Оно займется исследованием бизнес-модели, оценкой существующих проектов и выбором потенциального поставщика транспортных средств. Возглавил его бывший инженер NASA Марк Мур. Дубайский EXPO-2020 может стать площадкой, с которой в пилотном режиме запустят первый сервис аэротакси. Перечисленных фактов уже достаточно, чтобы понять: тема серьезная, игроки тоже. Повестка определена. «Скорость — ключевой фактор в гонке за автономными летательными аппаратами для пассажирских перевозок», — читаем в корпоративном журнале Airbus. Глава компании A3 Родин Лясофф убежден, что «в течение 10 лет на рынке появятся продукты, способные вызвать революцию в системе перемещения миллионов человек». Бег с препятствиями У электрического eHang 184 четыре пары соосных пропеллеров — вертикальный взлет по-китайски. Однако дорога к воздушной мобильности полна препятствий, от определения общих стандартов управления воздушным трафиком до надежности летательных аппаратов. Uber в одном из своих исследований в октябре 2016 года добровольно обязался сделать городские перелеты в два раза безопаснее поездок на автотранспорте. Амбициозно? Регулярная авиация по статистике самый безопасный вид транспорта, но нужно сравнивать не с ней, а с полетами на вертолете и авиацией общего назначения, которые уже работают как аэротакси в некоторых отдаленных регионах. И здесь статистика безопасности в два раза хуже, чем у автотранспорта. Skydrive — одноместный электрический летательный аппарат разработки Toyota. Но сторонники аэромобилей верят в электронику. «Технологии электромоторов, аккумуляторов и авионики уже достаточно совершенны, нужно работать над продвинутыми системами предотвращения столкновений», — признает Лясофф. С этой темой хорошо знаком автосегмент. «Автономные летательные аппараты требуют более простых систем, чем те, что нужны автономным автомобилям», — говорит Мур. Так что при любом раскладе автопроизводители сыграют важнейшую роль в мобильности будущего. Летающая капсула Lilium и управляющее ею (пока гипотетическое) приложение. Три к одному Pop.Up — модульная система городских перевозок. Ее сердце — пассажирская капсула на двух человек, которая может стыковаться к наземному шасси или к воздушному модулю. Воздушный модуль, 5 на 4 м, высота 85 см, 8 электромоторов, каждый на 17 кВт, максимальная скорость – 100 км/ч. Пассажирский модуль. Структура из углеволокна длиной 2,65 м, шириной 1,54 м и высотой 1,41 м. Рассчитана на двух пассажиров. Дорожный модуль. Электромотор мощностью 60 кВт на задней оси. Запас хода 130 км. Длина 3,11 м, высота всего 68 см. Оба варианта работают на электричестве и автономны. Airbus и Italdesign, выступающий партнером по проекту, предположили сценарий мягкого перехода от наземной мобильности к воздушной в зависимости от условий движения и требований пассажиров: например, шасси будет оставаться в пробке и самостоятельно направляться на зарядную станцию, пока капсулу «подберет» воздушный модуль и доставит в пункт назначения. Всем процессом управляет цифровая платформа с искусственным интеллектом, которая рассчитает маршрут на основе критериев эффективности. После высадки пассажиров и наземный модуль, и воздушный, и сама капсула (в полной сцепке) возвращаются на станцию ждать следующей поездки. Это интересно: