КС РФ разъяснил порядок организации встреч депутатов с избирателями
С запросом о проверке положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в КС обратилась группа депутатов Государственной Думы. Они, в частности, полагали не соответствующими Конституции РФ поправки, принятые летом нынешнего года. Судьи КС РФ посчитали необходимым внести определенность в формулировки оспоренного закона - Обжалуемый закон приравнивает депутатов к организаторам публичных мероприятий и возлагает на них дополнительные обязанности, - указано в жалобе. - В том числе по подаче в письменной форме в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления письменного уведомления о проведении публичного мероприятия. Тем самым, по мнению депутатов, оказывается нарушен конституционный принцип разделения властей - инициатива законодательной власти ставится в зависимость от разрешения администрации населенного пункта. Кроме того, нарушается право граждан собираться мирно, гарантированное статьей 31 Конституции РФ. Аргументы официальных представителей органов власти - новые требования связаны с обеспечением безопасности. Как пояснила в ходе публичных слушаний полномочный представитель Думы в ЕС Татьяна Касаева, предварительное уведомление позволяет обеспечить соблюдение общественного порядка. Кроме того, орган исполнительной власти не вправе запретить публичное мероприятие, может только предложить изменить место или время его проведения. Судьи КС согласились с такой позицией, но посчитали необходимым внести определенность в формулировки оспоренного закона. Как следует из текста решения, проходить официальную процедуру согласования необходимо при организации только таких встреч, которые отвечают признакам публичного мероприятия. - Законодательство о публичных мероприятиях распространяется не на все встречи депутатов с избирателями, а только на те, которые проводятся в форме митингов, - пояснил судья-докладчик по данному делу Николай Бондарь. - Если депутат считает целесообразным провести встречу в такой форме, то на него как на организатора митинга распространяются общие требования. При этом КС своим решением гарантировал "отсутствие неблагоприятных для депутата и иных участников его встречи с избирателями правовых последствий без соблюдения предусмотренного названным Федеральным законом уведомительного порядка". Это в том случае, если судом будет установлено уклонение местной власти от определения специально отведенных мест для проведения встреч депутатов с избирателями и перечня помещений, предоставляемых для проведения таких встреч, "в течение разумного срока после вступления 107-ФЗ в силу, притом что в застройке соответствующего поселения отсутствуют внутридворовые территории".