Россияне предпочитают Aliexpress и Amazon отечественным интернет-магазинам
Темпы, с которыми растет интерес покупателей к новинкам рынка электроники и техники, порой превышают самые смелые прогнозы аналитиков и ожидания продавцов. Достаточно вспомнить ажиотаж, который возникает в связи с выходом каждого нового iPhone, в том числе и новейшей модели X, чтобы представить, насколько специфична психология покупателя модных гаджетов. При этом в России все чаще интересуются приобретением техники за рубежом через всемирно известные интернет-магазины Aliexpress, jd.com, Amazon, Ebay. Эти ритейлеры точно знают, чем привлечь пользователей со всего мира. Фактор привлекательности В первую очередь это, конечно, цены. Даже с учетом хитрых способов доставки, порой общая сумма затрат выходит значительно ниже, чем у отечественных ритейлеров. Поэтому такой вариант многие рассматривают как вполне приемлемый для себя. Выбор товаров, которым располагают зарубежные магазины, зачастую, тоже шире. Некоторые устройства в принципе не попадают на наш рынок. Например, такая судьба постигла многие модели электронных книг от Kindle, которые невозможно официально приобрести в России. Найти их можно лишь у «серых» продавцов со значительной наценкой, поэтому приходится прибегать к помощи зарубежных сайтов. В среднем, товары сферы электроники в 2017 году в России оказались на 20% дороже, чем в странах Европы. Поэтому многие уверены, что выгоднее покупать за рубежом. Однако и здесь покупатель сталкивается с препятствиями: ряд продавцов не осуществляет доставку в Россию, или опять же делает это, но очень дорого. В таких случаях многие пользуются услугами специальных сервисов. Подобные сервисы регистрируют адрес в США или Европе, куда и поступает товар. Уже потом они пересылают товар получателю. Все это весьма небезопасно и, скорее, напоминает рулетку, ведь никогда точно нельзя сказать, в каком виде дойдет товар, дойдет ли вообще и в какую сумму, в случае необходимости, выльется замена товара. Однако покупатели все же рискуют в погоне за низкими ценами. По данным за август 2017 года, в России с начала года было продано всего около 18 млн смартфонов, в то время как в Великобритании — около 12 млн, и в Германии около 14 млн. Справедливо предположить, что определенная доля продаж в странах Европы приходится на отечественного покупателя. При этом мы не учитываем США, где располагаются центральные офисы Amazon и Ebay. Но достаточно взглянуть на поисковые запросы «Яндекс», где 9 млн за последний месяц пришлось на долю запроса «алиэкспресс», и около 48 000 — одной из компаний, занимающихся пересылкой товара из американских магазинов. По сравнению с прошлым годом, интерес к зарубежных магазинах вырос на 32%. Становится понятно, что отечественные интернет-магазины теряют покупателей из России. Последствия для российского ритейла Очевидно, что зарубежные магазины сами с такой благодатной почвы не исчезнут, но в настоящий момент ситуация серьезно сказывается на российском рынке торговли электроникой. Мало того, что у нас по сути, нет отечественного продукта, который можно было бы предложить с преимуществами, еще и ценовые условия, за счет возможности беспошлинной торговли, совершенно не равны. При том, Aliexpress создает одинаковую порцию конкуренции как для российских магазинов, так и для американских или европейских. Еще в 2016 году глава представительства Aliexpress в России Марк Завадский указал США, Россию и Испанию как три топовых зарубежных рынка для компании. В отношении США важно сделать поправку на систему онлайн торговли, сложившуюся в стране. Крупные сети Amazon и Ebay не ограничиваются продажей техники, аксессуаров и одежды, они предлагают большое количество уникального товара, как от физических лиц, так и от компаний. В случае Amazon нельзя исключать и платформу Kindle, целиком принадлежащую компании. Поэтому аналогичной угрозы, такой, какая нависает над российскими магазинами, они не испытывают. А преимущества, такие как гарантия доставки, обмена товара и соблюдение прав потребителя очевидны и по-прежнему привлекают куда больше покупателей, в том числе и из России. Кроме того, магазины в странах-производителях высокотехнологичного товара имеют преимущество перед китайскими магазинами, где в большинстве случаев можно приобрести либо китайские копии, либо товар местного же производства. Разумеется, за последние несколько лет качество китайских товаров заметно повысилось, но, согласно данным агентства Counterpoint, на за третий квартал 2017 года выросла и суммарная доля поставок iPhone в Россию — на 56%. Продажи девайсов Apple за тот же период составили 15% рынка, а Samsung — 29%. Доля смартфонов китайских производителей Huawei и Xiaomi составила, соответственно, 11% и 4%. То есть, несмотря на рост качества китайского товара, наш покупатель предпочитает устройства известных брендов, пользующихся доверием. Однако, даже если сопоставить данные продаж отечественных магазинов с реальным количеством пользователей устройств, наверняка обнаружится серьезная разница в цифрах. К июню 2017 года, по данным GfK Rus, рынок техники и электроники в России вырос на 2%, хотя оборот в денежном значении остался неизменен. Из этого числа, 23% товаров приобретены со скидкой 10% и выше. А уже за лето 2017 россияне потратили в 3,5 раза больше средств на Aliexpress, не только на электронику, но и на другие товары. В то же время, в марте о планах выхода на российский рынок заявила и компания Ebay, сообщив о том, что самые популярные покупки на сайте — это умные часы и аксессуары к технике. Эти данные в свою очередь дают нам довольно четкое представления о тех моментах, где у российского ритейлера имеется серьезное отставание от конкурентов: ценовая политика, ассортимент товара, отсутствие собственных предложений на рынке и, конечно, политика беспошлинной торговли для иностранных магазинов. Как изменить ситуацию В июле 2017 года ФАС внесла предложение облагать НДС все ввозимые в Россию посылки. Иными словами, компании, желающие работать на территории страны, должны будут зарегистрироваться в ФАС, чтобы самостоятельно перечислять сумму в 18% от стоимости покупки. Для сравнения, сейчас НДС облагаются только покупки дороже 1000 евро весом до 31 кг. В случае, если компания не регистрируется, ответственность за данную выплату ляжет непосредственно на покупателя. Это должно упростить процесс доставки и обеспечить доверие к компании. Кроме того, такая политика должна уравнять ценовую пропасть, которая существует на сегодняшний день между иностранными и отечественными интернет-магазинами. В августе законопроект поступил в правительство, и многие представители иностранных магазинов заявили о том, что это может заставить их покинуть отечественный рынок. В такой ситуации в проигрыше может остаться покупатель, что тоже не является идеальным вариантом. Поэтому следующая задача по обеспечению комфортных условий встанет одновременно перед и ритейлерами, и производителями. Если законопроект будет принят, это ни в коем случае нельзя рассматривать как повод для повышения цен. Поскольку наверняка такой ход спровоцирует поиски новых ходов для покупки товара за рубежом. В нашем случае необходимо сделать ставку на расширение ассортимента товаров. Российский магазин должен иметь возможность предложить покупателю все то же, что он может найти за рубежом, но без лишних усилий, с «доставкой до двери». Кроме того, нам принципиально важно создавать собственный продукт, способный составить конкуренцию зарубежному. Пусть мы начнем с аксессуаров и товара под собственным брендом, но рано или поздно это должно привести к собственным разработкам и созданию конкурентоспособного товара. Читайте также Мы едем к вам. Как курьерская доставка стала драйвером интернет-продаж Лучшее лекарство: что мешает развиваться онлайн-аптекам в России