Депутаты Сургута не согласились на строительство парной эстакады
Проблему пробок на одной из основных магистралей Сургута пытаются решить уже в течение нескольких лет. Нефтеюганское шоссе – основная дорога, связывающая город с федеральной трассой Р404 (Тюмень-Тобольск-Сургут). Кроме того, она является частью объездной автодороги – по «Нефтеюганке» проще всего, минуя жилые кварталы, выскочить на Югорский тракт. В то же время это одна из самых загруженных городских улиц, связывающая западную часть Сургута с восточной, где базируются производственные площадки компании «Сургутнефтегаз», обе Сургутских ГРЭС, множество строительных и транспортных компаний. А в последние годы из-за своего удобного географического положения Нефтеюганское шоссе стало еще и основным местом расположения крупных торговых центров федеральных сетей, куда ежедневно прибывают фуры с товаром. Учитывая, что улица используется еще и транзитным транспортом, следующим через Сургут, нетрудно понять, что магистраль забита автомобилями. В утренние и вечерние часы транспортный поток на «Нефтеюганке» практически стоит – на выезде или въезде в город можно потерять больше часа. Еще в 2015 году администрация города пыталась найти инвесторов, готовых вложить средства в строительство автомобильных развязок на Нефтеюганского шоссе. Переговоры велись с крупнейшими российскими банками, а также с Европейским банком реконструкции и развития, но договориться о долгосрочном кредите властям города так и не удалось. Теперь, два года спустя, транспортный поток на шоссе увеличился еще больше. С недавнего времени Сургут, благодаря своему расположению и развитой транспортной инфраструктуре, становится еще и форпостом, своеобразным логистическим центром для развития Арктического региона. Поэтому сургутские заторы – это уже не только городская, но и региональная проблема. На прошедшей летом в Сургуте урбанистической конференции столичные эксперты предложили, как вариант, строительство двухуровневых развязок на Нефтеюганском шоссе в районе пересечений с улицами Маяковского и Островского. «Возможности для организации движения в Сургуте невелики, но их тоже нельзя упускать, для города это будет полезно. Мы провели исследования и понимаем какие здесь можно построить сооружения, в пределах разумных инвестиций, в виде простейших эстакад, что уже поможет изменить транспортную ситуацию в городе», – отметил профессор Научно-исследовательского Университета «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин. Предложение было подхвачено администрацией города. В следующем бюджетном году планировалось начать проектирование сразу двух путепроводов. «На 2018 год муниципальной программой предусмотрено проектирование двух транспортных двухуровневых развязок на Нефтеюганском шоссе на пересечениях с улицами Маяковского и Островского в надежде, что в 2019-2020 году мы сможем зайти в окружную программу и получить финансирование на строительные работы по этим двум объектам. Также у нас планируется по Комплексной программе развития транспортной инфраструктуры изменение схемы дорожного движения, что тоже определит приоритеты дорожного строительства до 2035 года в соответствии со сроком реализации генерального плана», – рассказал директор департамента архитектуры и градостроительства Сургута Алексей Усов. В целом депутаты поддерживают идею реконструкции Нефтеюганского шоссе и считают, что готовить проект автомобильных развязок необходимо. «Можно вспомнить опыт Тюмени. Одну развязку построили – пробки перенеслись, вторую – пробки перенеслись, третью, четвертую – и теперь можно свободно за 15-20 минут вокруг Тюмени объехать. Если этот процесс не начать, то он никогда не закончится. То есть это будет историзм такой сургутский – заехал на Нефтеюганское шоссе и встал на два часа. Развязки проектировать нужно, потому что деньги бывают разные, бывают окружные, часть нашей объездной дороги строилась за счет программы «Сотрудничество». Но, чтобы что-то предложить, надо что-то показать – проект, сметную стоимость», – считает депутат думы Сургута Владимир Болотов. В то же время народных избранников смущает стоимость строительства двух эстакад – ориентировочно это 5 млрд рублей. И даже если округ расщедрится и выделит Сургуту такие средства на решение проблемы заторов на ключевой магистрали, то денег на другие дороги город уже не получит. А сургутяне сегодня ждут еще и продолжения улицы Маяковского до Университетской, строительства улиц Билецкого, Киртбая, Усольцева в западной части города, выхода улицы Геологической на Югорский тракт. Ежедневно жители микрорайонов, где проходят эти дороги, в часы пик испытывают транспортный коллапс. «37 млн рублей – это достаточно серьезные деньги для городского бюджета. В то же время, помня урбанистический форум, строительство каждой развязки стоит более 1 млрд рублей, а эффект мы сможем получить, только построив обе эти развязки. То есть, если мы выходим на строительство этих развязок, то в ближайшие 2-3, а то и 4 годы мы больше ничего строить не будем», – поясняет свою позицию депутат Дмитрий Пахотин. «На следующий год у нас заложены деньги по разработке комплексной программы по улучшению транспортной инфраструктуры. На самом деле это первая попытка, когда специалисты должны установить адекватные критерии строительства. Я надеюсь, что у нас появится качественный документ, который покажет, какие дороги сообразно с транспортным потоком целесообразно строить, и мы уже с цифрами будем принимать решение», – резюмировал зампредседателя думы Сургута Артем Кириленко. В итоге депутаты приняли решение при рассмотрении бюджета на 2018 год рекомендовать выделить средства на проектирование только одной транспортной развязки – Нефтеюганское шоссе – улица Островского. В думе опасаются, что пока город будет добиваться денег на строительство двух инфраструктурных сооружений, проекты уже успеют устареть. Гораздо реальнее получить средства для начала хотя бы на один путепровод. В качестве дополнительной меры борьбы с пробками депутаты предлагают «ввести в оборот» внутриквартальные проезды, выходящие на основные магистрали города, в том числе и на Нефтеюганское шоссе. В последние годы многие из этих объездных путей по какой-то причине оказались закрыты. В думе посоветовали администрации города провести инвентаризацию этих дорог и вернуть их в общее пользование.