Последняя гастроль «актрисы»
Синее море, белый пароход«Любовь Орлова» была одной из «актрис», как называли эти пассажирские суда класса «Мария Ермолова». Она появилась на свет на югославской верфи имени Тито по заказу Министерства морского флота Советского Союза в 1976 году, вскоре после ухода из жизни народной артистки СССР Любови Орловой. Теплоход передали Дальневосточному морскому пароходству, портом приписки стал Владивосток. На дальневосточных пассажирских линиях — Приморской, Камчатской, Сахалинско-Курильской — трудились и другие «актрисы»: «Ольга Садовская», «Ольга Андровская», «Антонина Нежданова»… Двухпалубное 100-метровое судно имело более 200 спальных мест. Все помещения были оборудованы кондиционерами. В кормовой части располагался ресторан, также имелись кафе, кинозал, танцплощадка, эстрада для оркестра. На борту даже появился музей Любови Орловой. Её муж — знаменитый режиссёр Григорий Александров — слал приветственные радиограммы, почётным гостем теплохода был Джеймс Паттерсон (советский подводник, писатель, ныне — житель США), сыгравший в фильме «Цирк» 1936 года негритёнка Джима — сына героини Орловой. По большей части «Любовь Орлова» работала на Приморской линии (Владивосток — Находка — Преображение — Валентин — Ольга — Рудная Пристань — Пластун — Терней — Светлая). Случались и более далёкие походы. Вспоминает приморский журналист Андрей Островский, более трёх десятков лет посвятивший морской теме: «Актрисы» пришли на смену «рысакам» — пассажирским судам прежнего поколения. Моряки знали, что «рысаками» их называли не потому, что они быстро бегали, а потому, что рыскали на волне… Году в 1978-м я, безусый практикант, работал на Кунашире, в районной газете со знаковым названием «На рубеже». Приятель в это время трудился пассажирским администратором в Дальневосточном морском пароходстве. Не реже раза в месяц мне в редакцию приносили от него радиограмму: «Иду на Любе, буду шестого». Это означало, что в указанный день на рейде Южно-Курильска, аккурат между посёлком и Горячим пляжем, где бытовал погранотряд, появится «белый пароход» — символ цивилизации, материка, далёкой другой жизни. С берега к нему устремятся плашкоуты (никаких причалов на Курилах тогда и в помине не было), на одном из них направлюсь и я, разомлею под присмотром приятеля в баре и обязательно утащу с собой пару коктейльных соломинок — символ грандиозного жизненного успеха, позволяющий назавтра мимоходом бросить в редакции: «Вчера на Любе был…»В 1979 году «Орлову» с грузом гуманитарной помощи отправили в Кампучию (Камбоджу). Страна после гражданской войны и падения режима Пол Пота лежала в руинах, не хватало еды, медикаментов, одежды… Встав на якорь на рейде Кампонгсаома, теплоход стал плавучей гостиницей для советских докеров, приехавших на помощь кампучийцам. Моряки по собственному почину помогали строить детский дом (он в итоге был назван в честь «Любови Орловой»), отдавали местным жителям что могли. По завершении затянувшегося рейса «Орлова» получила не только кампучийскую награду, но и советский орден Дружбы народов.В числе других судов «Люба» вошла в легенды Владивостока. Фамилии «Нежданова» или «Орлова» в обиходе ассоциировались не с актрисами, а именно с теплоходами. «Орлиха» фигурирует в рассказе прозаика Лоры Белоиван, несколько месяцев отработавшей на «актрисе» и встретившей на её борту 1988 год. Эмигрантская судьбаВ 1992 году Дальневосточное морское пароходство акционировали. Примерно тогда же государство перестало дотировать пассажирские рейсы — как и многое другое в тот период, они оказались «неэффективными». Главным искусством для Дальнего Востока стал импорт автомобилей из Японии, в котором приняли участие и «актрисы». В 1996 году ОАО "ДВМП" продало «Любовь Орлову». После переоборудования судно стала эксплуатировать американская фирма Quark Expeditions, которая специализировалась на высокоширотном туризме — ледовый класс у теплохода имелся. Ставшая иностранкой Lyubov Orlova (редкий случай: ей оставили прежнее имя) теперь ходила в антарктические круизы из аргентинского порта Ушуая. Позже «актриса» бывала и в Арктике, меняла хозяев и флаги — пошла, как говорится, по рукам… В сентябре 2010 года, окончив очередной рейс, Orlova зашла в канадский Сент-Джонс для пополнения запасов воды, продуктов и топлива. К тому времени судно ходило под «удобным» флагом Островов Кука. Тогда-то теплоход и арестовали за долги судовладельца (в качестве которого фигурировала оффшорная кипрская компания) нескольким истцам, включая по-прежнему российский экипаж. Долги выбить не удавалось, судовладельца объявили банкротом. Уехать было не на что, голодающих моряков начала подкармливать местная общественность. В итоге последний капитан «Орловой» Александр Похилец обратился в правительство России, и родина выделила деньги на билеты домой. Законсервировав судно и передав его портовым властям, на берег сошла последняя группа моряков во главе с капитаном. Ещё два года «актриса» стояла на приколе, после чего была продана с молотка за смешные деньги — всего 250 тысяч долларов, которых не хватило даже на покрытие издержек. Новый хозяин решил пустить судно «на гвозди» — на металлолом.23 января 2013 года Lyubov Orlova покинула Сент-Джонс на буксире. «Актрису» отправляли на слом в Доминиканскую Республику. Видимо, эта участь теплоход не устраивала. Уже на следующий день разыгрался шторм, буксировочный трос лопнул, и «Орлова» ушла в последнее самостоятельное плавание. С этого времени она болталась на просторах Северной Атлантики без экипажа, топлива и бортовых огней, став «летучим голландцем». Вот и вся LyubovПоневоле согласишься с тезисом «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт»: под занавес «Любовь Орлова» устроила настоящий спектакль. Её последняя «гастроль» прошла едва ли не с глобальным аншлагом.Об «Орловой» появлялись противоречивые слухи: то судно будто бы видели у берегов Северной Ирландии, то кто-то поймал в эфире сигнал с её радиобуя, а значит, «актриса», скорее всего, утонула… Явно заниженная цена продажи и решение тащить исправное судно на буксире породили ряд конспирологических версий: то ли теплоход затопили специально, дабы получить страховку, то ли «Орлова» вообще спокойно ходит по морям под другим именем. Началась международная кампания «Где Любовь Орлова?», возник одноимённый сайт, на котором шли споры о том, как отыскать беглянку и что делать с ней дальше — отправить на слом, превратить в музей или основать на борту новое государство? У исчезнувшего теплохода появились Twitter- и Facebook-аккаунты. Фразу «Have you seen L. Orlova?» помещали на сувенирных кружках и майках. Таблоиды пугали обывателя жуткими рассказами о гигантских крысах-каннибалах, которые живут на судне и уже готовы десантироваться в Европу… И вот — очередное появление призрака, на этот раз в Калифорнии. О том, что найденный остов судна — не что иное, как пропавшая Lyubov Orlova, написали английские газеты Daily Mirror, Daily Mail и Sun. Возможно, они ошиблись. В пользу того, что это действительно «Орлова», говорит только сопоставимая длина корпуса. Издания США уже сообщили, что останки судна, вероятно, принадлежат американскому танкеру ещё более ранней постройки. Да и то сказать — не обогнула же «Орлова», потерявшаяся на севере Атлантики, мыс Горн и не прошла же она Панамским каналом? Хотя, говорят, «летучие голландцы» и не на такое способны. Где бы ни была сейчас растворившаяся в морском тумане «Любовь Орлова», она передала нам очередной привет.Разные судьбы бывают у кораблей. Одни гибнут в бою, другие идут на металлолом, третьи становятся музеями, как «Красный вымпел» во Владивостоке или американский разведчик «Пуэбло» в Пхеньяне. Авианесущий крейсер Тихоокеанского флота «Минск», в середине 90-х проданный на гвозди, стал развлекательным комплексом Minsk World в китайском Шэньчжэне. А паром «Георгий Отс» недавно был попросту угнан из Владивостока в Китай и разделан…Корабельный век может быть длиннее человеческого, но жизнь «Любови Орловой» оказалась короче, чем у советской примадонны, давшей судну своё имя. Пошла «актриса» на дно или ещё всплывёт — неизвестно. Как исчезнувший на поле боя солдат, Lyubov Orlova числится пропавшей без вести. На сайте marinetraffic.com о ней так и сказано: «Статус: списан или потерян».