Трамвай желанный: как добраться до Верхней Пышмы
Верхняя Пышма — ближайший город-спутник Екатеринбурга, но добраться до него не так уж и просто — «Газели» туда больше не ходят, автобусов не хватает, а с нелегальными таксистами ездить опасно. При этом, согласно данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, постоянная миграция населения между Екатеринбургом и Верхней Пышмой составляет 20 тысяч человек в сутки. В тесноте и обиде Чаще всего из центра региона до спутника люди добираются по проспекту Космонавтов. Его пропускная способность уже находится на пределе. Коэффициент загруженности дороги в часы пик (отношение интенсивности движения на данном участке дороги к пропускной способности этого участка), когда люди едут на работу в Екатеринбург и возвращаются домой вечером, достигает 0,9. На дороге фиксируется около 2,1 тысячи автотранспортных средств в обоих направлениях. Бомбилы с включёнными аварийками ожидают своих клиентов в районе станции метро «Проспект Космонавтов». У них есть своя очередь, нарушение которой может даже привести к драке. Фото: Алексей Кунилов Кроме официальных маршрутов и множества частных автомобилей на пути в Верхнюю Пышму также «толкаются» нелегальные таксисты, которые легко могут остановиться на дороге и устроить потасовку, выясняя, кто кого «подрезал» или взял «чужих» пассажиров. Я лично не раз попадала в такие ситуации и становилась их свидетелем. От услуг таких бомбил свердловчане и рады бы отказаться и не рисковать своей жизнью и здоровьем из-за возможности угодить в ДТП или стать участником конфликта. Но прямо сейчас заменить нелегалов нечем. Поэтому не помогают ни рейды ГИБДД, ни штрафы, ни другие санкции. Как добраться? Два города соединяются тремя официальными маршрутами. По Серовскому тракту идёт автобус 337 (перевозчик — «Урал-Авто», маршрут — посёлок Исеть — Среднеуральск — Верхняя Пышма — Екатеринбург, остановка «Вокзальная»). Этот маршрут выбирают пассажиры, которые хотят из Верхней Пышмы попасть на улицу Бебеля или в центр Екатеринбурга, минуя метро. Большинство же пользуются автобусами, остановки которых располагаются рядом со станциями екатеринбургского метро — «Машиностроителей», «Уралмаш», «Проспект Космонавтов». Эти маршруты обслуживает предприятие АО «Автотранспорт». Автобусы, которые курсируют по Космонавтов, — это №108 (Екатеринбург, Педуниверситет на улице Фронтовых Бригад — Верхняя Пышма, Автостанция) и №111 (Екатеринбург, Педуниверситет на улице Фронтовых Бригад — Верхняя Пышма — Среднеуральск). Максимальная цена официального билета для поездки до Верхней Пышмы недавно составила 43,5 рубля. Нелегалы просят от метро «Уралмаш» и «Проспект Космонавтов» до окраины Верхней Пышмы (по маршруту автобусов 108 и 111) лишь немногим больше — 50 рублей. При этом в пиковые моменты, согласно расписанию, интервал у автобусов 108 и 111 составляет около 15 минут, в остальное часы он увеличивается до 30–40. —Сейчас у людей есть потребность в более быстром сообщении. Они не готовы ждать, — считает замглавы администрации Верхней Пышмы по ЖКХ, транспорту и связи Николай Невструев. С учётом пробок время, конечно, может непредсказуемо увеличиться. Но даже если пассажир дождался своего маршрута, ему предстоит ещё один квест — залезть в переполненный автобус и удержаться в нём в течение поездки. Динамика цен на жильё Многие свердловчане воспринимают Верхнюю Пышму не иначе как район Екатеринбурга. И часто покупают тут жильё, потому что не имеют возможности приобрести его в уральской столице. Руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков тоже считает, что городская инфраструктура Верхней Пышмы по отдельным параметрам лучше, чем у ряда удалённых районов Екатеринбурга. Однако при этом средний уровень цен в городе-спутнике — 53,3 тысячи рублей за квадратный метр, что сопоставимо с районами третьего пояса в Екатеринбурге (Старая Сортировка, Химмаш, Компрессорный, Елизавет и др.), где цена за «квадрат» составляет 55,2 тысячи рублей. Кроме того, жильё в Верхней Пышме в среднем заметно дороже, чем в районах четвёртого пояса Екатеринбурга (Шарташ, Изоплит, Кольцово, Птицефабрика и другие) — здесь цена «квадрата» составляет около 46,8 тысячи рублей. Врезку подготовил Александр Азмуханов ФЗ подкинул проблем Вдобавок ко всему полгода назад на маршрутах 108 и 111 перестали ездить «Газели», которые немного спасали ситуацию. Как пояснили «ОГ» в администрации Верхней Пышмы, исчезновение «Газелей» связано с изменением в федеральном законе требований к пассажирским перевозкам. — В июле 2016 года вступила в силу норма 220-го федерального закона, по которой каждый участник пассажирских перевозок должен регистрировать место парковки своих транспортных средств и указывать его на официальном сайте регионального министерства транспорта. То есть в отсутствии водителя с 10 вечера до 6 утра автотранспорт должен находиться на специальных охраняемых парковках, которые зарегистрированы в границах субъекта. А это дополнительные затраты. «Газели», которые ранее использовались предприятием «Автотранспорт», являлись подрядами частных компаний или лиц. Не секрет, что большинство их машин хранилось под окнами многоквартирных домов или в частных дворах. В лучшем случае — на платной стоянке. Сейчас это запрещено. И у частников отпала экономическая заинтересованность работать на маршрутах, — прокомментировал Николай Невструев. По его словам, с рынка перевозок ушло 10–12 частников, или около 20 «Газелей». Плюс к официальным подрядчикам на маршрутах 108 и 111 работали и нелегальные «Газели». Сегодня ужесточился контроль как со стороны госорганов, так и со стороны ГИБДД, и смысл работать нелегально пропал. Своими силами Идеальным решением проблемы транспортной доступности Верхней Пышмы должен стать запуск скоростного межмуниципального трамвая. Планируется, что линия будет начинаться на трамвайном кольце на улице Фрезеровщиков, в непосредственной близости от станции метро. В Верхней Пышме он будет проходить по Успенскому проспекту до улицы Октябрьской, где будет разворотное кольцо (недалеко от строящегося театра и музея военной техники). Однако ввод трамвая в эксплуатацию намечен на самый конец 2019 года. При таком подходе проблема перевозки пассажиров будет решена только в 2020 году. А ездить людям нужно уже сейчас! — Хотя речь идёт о межмуниципальных маршрутах, заказчиком которых является областной минтранс, и полномочий у местной администрации нет, мы понимаем, что сложившаяся ситуация пусть и соответствует действующему законодательству, но не удовлетворяет потребностей наших жителей, и её надо исправлять. Поэтому мы регулярно проводим совещания с участием предприятия «Автотранспорт». Мы договорились до того, что перевозчик уже в конце этого года планирует закупить дополнительно автобусы малой и средней вместимости и поэтапно довести их число до 20 единиц, чтобы увеличить число рейсов в направлении Екатеринбурга. Мы рассчитываем, что в этом году первые шаги предприятием уже будут сделаны, а в следующем году тенденция продолжится. Кроме того, администрация Верхней Пышмы рассматривает возможность сделать в черте города выделенные полосы для автобусов, чтобы сократить их время в пути, — прокомментировал Николай Невструев. Желанный трамвай Сроки реализации проекта — 2017–2019 годы. Продолжительность строительства трамвайной ветки — 16 месяцев. Общая стоимость проекта= — 2,557 млрд рублей. В госпрограмме на 2017 год предусмотрено 307,5 млн рублей. Источники финансирования: областной и местный бюджеты, дополнительные средства от налоговых отчислений в рамках частно-государственного партнёрства с УГМК-Холдингом. Протяжённость линии в однопутном исчислении 17,9 километра: 11,24 километра по Екатеринбургу и 6,662 километра по Верхней Пышме. Количество остановок общественного транспорта — 25. Среднее время в пути — 30 минут. Количество трамваев, курсирующих по линии — 20. По словам замглавы администрации Верхней Пышмы по ЖКХ, транспорту и связи Николая Невструева, запуск трамвая не только позволит решить проблемы межгородских перевозок, но и даст возможность развиваться внутригородской автобусной сети — будут введены новые поперечные маршруты, которые доставят пассажиров к пересадочному пункту. Сейчас основные маршруты располагаются вдоль города, в то время как он серьёзно разрастается в ширину. Также с введением трамвая ожидается, что в Верхней Пышме и Екатеринбурге станет действовать единая система оплаты. Первые шаги к этому уже сделаны — на 111-м маршруте можно расплачиваться Екартой с тарифом «Электронный кошелёк». Опубликовано в №214 от 17.11.2017 под заголовком «Нелёгкая дорога до спутника»