Юрист: что делать, если вам продали больное животное
ТАЛЛИНН, 12 ноя — Sputnik, Ангелина Мандрыка. Каждый из нас, кто мечтает завести себе домашнее животное, хочет получить здорового, красивого и жизнерадостного питомца. Такого, как показывают в рекламах по телевизору или рисуют в календарях. Но, к сожалению, по разным причинам наши желания не всегда совпадают с действительностью. Покупка четвероногого друга – ответственный шаг, к которому надо серьезно подготовиться. Перед тем как отправиться на поиски заводчика кошек или собак понравившейся вам породы, необходимо изучить саму породу. Тогда вы будете понимать, что ждать от питомца и с какими проблемами можно столкнуться в будущем. У животных, так же как и у людей существует ряд различных заболеваний, а некоторые из них передаются на генетическом уровне. При выявлении какой-то проблемы со здоровьем "хвостатого" не все заводчики готовы взять ответственность за животное и оплатить лечение или вернуть деньги за питомца. Зачастую они отрицают свою вину, а покупатель не всегда знает, что ему делать в этой ситуации. Животное как вещь Юрист Артем Морозов рассказал Sputnik Эстония, что, согласно Закону об общей части гражданского кодекса Эстонской Республики (TsÜS), по статье 49 части 3 к животным применяется регуляция вещного права. Это значит, что в юридическом смысле животное – это вещь. Юрист Артем Морозов Он отметил, что если мы имеем дело с частным лицом (покупателем, потребителем), то в спорных вопросах с продавцом (заводчиком) можно руководствоваться Законом о защите прав потребителя (TKS). Сделки купли-продажи регулируются Обязательственно-правовым законом (VÕS), главой 11, где говорится, что продаваемая вещь должна соответствовать условиям договора в отношении количества, качества, вида, описания и тары. "О кошках и собаках на высоком уровне парламента Эстонии" >> "В данном случае, если во время продажи животное было больное, то, соответственно, вещь имела скрытый дефект, который невозможно было обнаружить при первичном визуальном осмотре. А это значит, что вещь не соответствовала условиям договора", — говорит Морозов. В таком случае покупатель должен сообщить о своей претензии продавцу и дать возможность устранить недостатки — вылечить животное либо заменить его. Если продавец отказывается от своей вины или не решает проблему в разумные сроки, то покупатель может самостоятельно вылечить животное, а затем требовать компенсацию за причиненный ущерб. Придется доказывать Если продавцу не удается вылечить животное, либо болезнь неизлечима, либо он вовсе отказывается от лечения или замены питомца, то эти действия считаются существенным нарушением договора купли-продажи. Покупатель имеет право на отступление от сделки и может требовать уплаченную сумму к возврату. Но Артем Морозов отметил, что самый проблемный моментом – это доказать, что животное было уже больным в момент его передачи новому хозяину. "Закон, регулирующий сделку купли-продажи, относится как к юридическому, так и к физическому лицу", — сказал юрист. По его словам, когда заводчик или зоомагазин и покупатель заключают договор об осуществлении какой-либо деятельности, то обязательства выяснения причины появления недостатка лежат в течение первых шести месяцев на продавце. Потребитель должен сообщить об обнаруженном недостатке в течение двух месяцев с момента выявления дефекта. Продавец обязан принять жалобу и ответить в письменном виде в течение 15 дней. Специалист отметил, что если питомец был куплен за границей, то действуют законы той страны, в которой находится продавец. В Европейском союзе функционируют примерно одинаковые условия для защиты прав потребителя. "Психиатр: догхантерам требуется помощь специалистов" >> Если продавец отказывается идти покупателю навстречу и компромиссного решения достигнуть не удалось, пострадавшая сторона может подать заявление на разрешение проблемы в Комиссию по потребительским спорам или в уездный суд. В том случае если продавец не будет согласен с решением комиссии, то в дальнейшем он может обратиться в уездный суд. Внимательно изучите договор Закон ЭР позволяет заключать договор купли-продажи и в устной форме, но тогда в случае возникновения споров сторонам сложно будет доказать, на каких конкретно условиях была совершена сделка. При заключении письменного соглашения помимо основных пунктов, таких как объект покупки, цена, способ оплаты и передачи животного, особое внимание надо уделить сведениям, скрепляющим сделку. Например, что продавец подтверждает, что сообщил о дефектах животного и наследственных заболеваниях (если они есть) или предрасположенности получить их, а также об их фактической значимости. Обратите внимание на ответственность продавца при обнаружении скрытых недостатков, то есть не внес ли он в договор пункт, исключающий свою ответственность. "Чтобы покупателю минимизировать риски купли больного животного, стоит заранее осмотреть его у специалиста. В этом случае вы сможете узнать о скрытых недостатках питомца", — рекомендует Артем Морозов. По его словам, важную роль играет вид болезни и ее степень, а это может определить только ветеринар, проведя соответствующий осмотр и сделав заключение. Если это врожденное заболевание, симптомы которого продавец не мог не заметить, то разрешающий спор орган, скорее всего, встанет на сторону покупателя. В случае если болезнь носит кратковременный характер (проходящий) и ветеринарный осмотр не сможет определить, когда именно животное заболело, то благоприятный исход спора для покупателя маловероятен. "Страхование домашних животных: есть ли подводные камни" >> Покупатель должен понимать, что в болезни "хвостатого" может быть виноват и он сам. К примеру, из-за неумелого обращения с животным, ненадлежащих условий содержания, неправильного кормления, недостаточного выгуливания, стресса от транспортировки, чрезмерного внимания и так далее, добавил специалист.