Дневник Биеннале театрального искусства. Чёрные тени истории одного семейства
Так случилось и с пьесой “Камень” – семейной саге, длящейся с 1935 по 1993 год. В центре событий история семьи Вольфганга Хайзинга, местом действия стал дом, где до 1935 года жила еврейская семья, затем семья немца Вольфганга Хайзинга, после бегства которой из Восточной Германии в Западную, в доме жили граждане ГДР. А в 1993 году - родные уже покойного Вольфганга возвращаются в этот родной для них дом в Дрездене. Театр воистину обладает удивительными возможностями – распутывание семейной тайны происходит за столом, тёмным и каменным, единственной декорации на сцене, за которым собрались все герои постановки. Но каждая реплика, каждый взрыв эмоции, поиска истины, негодования и непонимания, обращенная в зал, объясняет многое – мотивы поступков героев, их слабость. Непростую, полную этических и нравственных мучений, семейных тайн и недомолвок историю зритель узнаёт посредством диалогов, бесед между родными, воспоминаниями – бабушкой, Розвитой Хайзинг (Надежда Живодёрова, засл. арт. России), её дочери, Хейдрун (Илона Бродская, засл. арт. России) и внучки Ханны (Мария Щекатурова). Три женщины, оставшиеся без главы семьи, отца, мужа, дедушки пытаются обрести то, что потеряли – их родной дом. Только вот сделать это они не смогут, ибо за слабость мужчин угрызениями совести и ложью расплачиваются женщины. Так, через десятилетия, дочь узнаёт, что её отец, Вольфганг Хайзинг, (Давид Бродский) не погиб в самом конце войны, в момент прихода русских, а застрелился, встречая кончину как истинный немец – со словами “Хайль Гитлер”. Да и благословенный дом он приобрёл за бесценок у семьи Шварцманов – тем, конечно, в 30-е годы ХХ века спешно надо было покидать Германию, а торговаться смысла не было, ибо не было другого выхода. Только покинуть её и перебраться в США они так и не успели – по наговору штурмовики взяли их прямо за воротами дома. Это та правда, которая узнаётся спустя не один десяток лет, та, чёрная страница семейной истории, но которую вычеркнуть никак не получается. Даже если всю жизнь ты будешь думать, что твой отец спас евреев от гибели, и эту же историю будешь рассказывать своей дочери. Призраки прошлого, тени будут настигать тебя ежесекундно и на протяжении всей твоей жизни – благополучное настоящее не может быть взращено на тёмном прошлом. И понять это помогают вводные персонажи. Это Стефани (Ульяна Чекмеева), жившая в доме в то время, когда оттуда сбежали в Западную Германию родные Вольфганга, и после войны приехавшая с дедушкой, справедливо (с её точки зрения) считавшая, что это ЕЁ дом, а также Кларисса Шварцман (Любовь Макеева) - у нее и ее супруга, директора ветеринарного института, Вольфганг купил дом. И если жена и дочь Вольфганга Хайзинга старательно прячут бессовестные поступки собственной семьи, то события шестидесятилетней давности далеки от внучки, поэтому ей легче всё же дойти до истины и не принимать этот дом, где всё вокруг чужое, освободиться от лжи и камня в душе.