Из жертвы в подозреваемые. Виновником столкновения катеров в Воронеже назвали свидетеля
Пострадавшая Татьяна Дикарева изменила показания в суде.Жертва столкновения катеров на воронежском водохранилище Татьяна Дикарева изменила показания в Центральном районном суде. На заседании в четверг, 9 ноября, девушка заявила, что судном, незадолго до столкновения с другим катером, управлял не Антон Рудомётов, находящийся на скамье подсудимых, а Александр Иванов. По словам Дикаревой, Рудомётов в это время катался на водных лыжах. Новые показания Татьяна Дикарева озвучила во время судебного следствия по громкому делу об аварии с участием катера Crownline и моторного судна Stingray, которая случилась почти год назад, в ночь на 31 июля 2016 года. В ней от полученных травм погибла 35-летняя ростовчанка Александра Донская. Два пассажира судна Stingray – Валерия Шапарева и Владислав Федотов – из-за серьёзных травм головы впали в кому, а после выхода из неё остались инвалидами. В трагедии обвиняют водителей обоих катеров – 28-летнего Антона Рудомётова и 45-летнего Сергея Минакова. Если суд серьёзно воспримет показания потерпевшей Татьяны и отправит дело на доследование, на скамье подсудимых может произойти «замена». Абсурдность ситуации заключается в том, что Антон Рудомётов в суде признал вину – то есть подтвердил, что он управлял катером Stingray. Что изменилось в показаниях потерпевшей о событиях той роковой ночи, и почему судья назвала происходящее «правовой неграмотностью», разбирались журналисты «Вести-Воронеж».Что произошло в ту ночь – версия следствия В ночь с 30 на 31 июля 2016 года компания из шести человек отдыхала на маленьком судне Stingray, которым управлял Антон Рудомётов. Трое мужчин и три женщины в возрасте от 23 до 35 лет веселились и выпивали на катере. Судовладелец выплыл на середину водохранилища и заглушил мотор. Судно дрейфовало на воде между Чернавским и Северным мостами без включенных сигнальных огней, ранее изложил обстоятельства дела заместитель прокурора Воронежской транспортной прокуратуры Виталий Бавыка. Около часа ночи 31 июля со стороны Чернавского моста на большой скорости следовал катер Crownline, за штурвалом которого находился Сергей Минаков. Согласно обвинению, он в «проявлении преступной небрежности и невнимательности к окружающей обстановке» существенно превысил скорость движения. После старта от Чернавского моста сильно разогнался и шёл на глиссере – то есть нос судна был сильно задран. Из-за отсутствия обзора Минаков не мог видеть другой катер. Водитель не следил за обстановкой на воде. Из-за всех этих ошибок Crownline столкнулся с дрейфовавшим в полной темноте катером. Все шесть человек, которые находились на судне Stingray, пострадали. Молодая женщина Александра Донская, которую буквально переехал большой катер, погибла от множественных травм и переломов. Она скончалась на месте происшествия. Подруга Александры, жительница Воронежа Валерия Шапарева, после аварии стала инвалидом первой группы. Врачи диагностировали у женщины ушиб головного мозга тяжелой степени, диффузно аксональное повреждение головного мозга, ушиб легкого, многочисленные переломы костей таза, крестца контрактура суставов рук, ног. Валерия не может ходить, плохо двигает руками, не помнит события пяти лет жизни. Из-за аварии инвалидность получил и Владислав Федотов, у которого зафиксировали переломы теменной, затылочных и височных костей, ушиб головного мозга тяжелой степени, ушиб сердца и грудной клетки. Последствиями аварии для него стал паралич правой стороны тела. Оба судоводителя оказались на скамье подсудимых за нарушение правил, повлёкших смерть человека и причинение тяжкого вреда здоровью пассажирам катера Stingray 200 CS (ч.2 ст. 268 УК РФ). Мужчины после оглашения обвинения признали вину и согласились давать показания.«Вплавь на лыжах» или версия жертвы В зале суда, отвечая на вопросы, Татьяна рассказала о событиях, случившихся в ночь, разделивших жизни людей с разбившегося катера Stingray на «до» и «после». Вечером 30 июля Татьяна была у себя дома в Новой Усмани. Девушке позвонил её друг Владислав Федотов, с которым они учились в одном лицее, и пригласил покататься на катере. Татьяна связалась с подругой Валерией и предложила поехать с ней. Та согласилась. Девушки встретились на набережной Массалитинова. Валерия приехала с подругой Александрой из Ростова. Примерно в 23:30 три девушки сели на судно. Шесть человек находились на катере 30-40 минут до момента, как произошла авария. На судне молодые люди общались, но не выпивали, «не успели, поскольку находились на нём всего около 30 минут». При этом Татьяна добавила, что все шесть человек, включая и её, были подвыпившими до начала катания. Управление судном, по словам Татьяны, осуществляли и Антон Рудомётов, и Александр Иванов. Судно двигалось от Чернавского моста в сторону Северного, а затем обратно. – Рудомётов катался на водных лыжах. Мы остановились посередине мостов, ближе к правому берегу – примерно в 30-40 метрах от набережной, чтобы он погрузился в судно. Пока Антон катался, судном управлял Иванов, – заявила впервые Татьяна Дикарева в зале суда. – Вы остановились, чтобы поднять Рудомётова из воды? Всё происходило до момента столкновения? Вы хорошо видели Антона в процессе катания, – поинтересовался адвокат Сергея Минакова Алексей Шишмонин. – Ну да. Наверное, он упал в воду и поэтому мы остановились. В этот момент за штурвалом был Иванов, – ответила девушка. – А вы успели забрать его из воды до столкновения? – Да, конечно. Он сам плыл. – В лыжах? – Я не знаю, может как-то снял. Но он сам подплывал к катеру, мы его ждали. Адвокат также поинтересовался, был ли включён двигатель. Девушка сказала, что не помнит, но уверена, что пока ждали Рудомётова, местоположение катера не менялось: его не разворачивало, не уносило течением. По словам потерпевшей, столкновение катеров произошло примерно через 2-3 минуты после того, как Антон вместе с лыжами забрался на судно. Татьяна сидела слева по борту, лицом к набережной. По её словам, катер Минакова взялся непонятно откуда. Он ехал на очень большой скорости, и нельзя было подумать, что он переедет другое судно. – Как можно было не увидеть нас? С набережной было освещение хорошее, мы к правому берегу очень близко находились, я это точно помню. Не знаю, как это произошло. Мне показалось, что он сделал это специально. Они все были нетрезвые – пассажиры другого судна. Мне следователь говорил, что их незадолго до этого видели в кафе The Voda в нетрезвом состоянии. И видео есть, – сказала Дикарева.После оглашения версии жертвы гособвинитель Виталий Бавыка, обращаясь к потерпевшей, спросил, были ли на маломерном судне огни. – У нас что-то горело впереди судна, в носовой части. Точно не помню, где был огонь и был ли от него свет. От второго судна, которое нас переехало, был яркий жёлтый свет, – ответила Татьяна.«Правовая неграмотность»Из-за значительных несостыковок, которые не были отражены в материалах дела, гособвинитель Виталий Бавыка выступил с ходатайством об оглашении показаний потерпевшей, данных в ходе следствия. Прокурор указал на разногласия по времени событий, освещенности катеров, расстоянию судна от набережной и его расположении. Непонятны и показания о водных лыжах. Если верить словам Татьяны, на скамье подсудимых вместе с Сергеем Минаковым должен находиться не Антон Рудомётов, а Александр Иванов. Ведь именно он, по словам потерпевшей, был за штурвалом в момент столкновения. Потерпевшая Татьяна Дикарева в ходе следствия трижды давала показания: на следующий после трагедии день – 1 августа 2016 года, затем 22 августа, потом и 5 мая 2017 года. Все три раза показания девушки отличались. Однако объединяло их одно – катером, на котором отдыхали шесть человек, управлял только её знакомый Антон Рудомётов. Девушка отметила, что судно принадлежит Рудомётову и Иванову. Они приобрели его весной 2016 года. – Мы послушали показания, которые вы давали непосредственно сразу после случившегося, а впоследствии ещё дважды. В них прозвучало конкретно, что катером управлял только Рудомётов. Как вы прокомментируйте этот момент? – поинтересовался прокурор. – Про лыжи я вспомнила недавно и решила, что в суде это нужно огласить. Ведь это правда. Я думала, что может это не так важно. Но сейчас сознательно говорю, что такой факт 100% был. Вспомнила и решила, что это нужно следствию, – ответила девушка. Судья Елена Карпова, обращаясь к Татьяне, поинтересовалась, почему про лыжи девушка не сказала раньше, ведь показания давались трижды на протяжении года. А потом ещё в июле 2017 года девушка при ознакомлении материалов дела подписывалась под тем, что показания верны. – Вы знаете, меня поражает какая-то правовая безответственность. Почему-то на следствии вы не посчитали нужным это сказать. Придётся передопрашивать Владислава Федотова. Вы понимаете, что по вашим показаниям, виновным здесь получится Иванов? Между тем Рудомётов признал вину. Почему вы поставили подпись при ознакомлении с материалами, если были дополнения? – поинтересовалась судья. – Какая разница? Какие бы показания я здесь не дала, мне кажется, всё решено. Просто подписала, – ответила Дикарева. – Вы понимаете, что подписываетесь под судьбами людей и своей судьбой? Вот Федотова мы должны опять передопрашивать и выяснять у него, кто катался на лыжах. Вы понимаете, что это человеческие судьбы? Или вам поскорее хочется, чтобы от вас отвязались? – Да. Показания Татьяны вызвали множество вопросов у присутствующих. Как Рудомётов сам доплывал до катера и забирался на него? Ведь по технике безопасности, когда человек падает в воду, катер разворачивается и забирает его. Куда делась верёвка, привязанная к катеру в момент катания? Почему при осмотре судна не было обнаружено ни лыж, ни верёвки? На эти вопросы девушка ответить не смогла. Присутствующий в зале суда Александр Иванов на вопрос прокурора о том, был ли факт катания на лыжах в тот день, ответил, что нет. Катером он также не управлял. А сам Антон Рудомётов не стал комментировать ситуацию, пообещав всё рассказать на допросе. На этом заседание завершилось. В продолжение процесса суд планирует допросить свидетелей случившегося и сотрудников оперативных служб. В частности, специалистов МЧС, городской службы спасения и медиков, оказывающих первую помощь. Дарья Крымова