Максим Гришаков: «Люди идут в Интернет прежде всего за низкими ценами»
В пятницу, 10 ноября, во Владивостоке на отрове Русском прошла большая конференция «Яндекс» во Владивостоке: рекламные технологии для бизнеса». На конференциии Максим Гришаков, генеральный директор «Яндекс.Маркета», который в интервью PRIMPRESS рассказал об онлайн-торговле на Дальнем Востоке, противостоянии зарубежным конкурентам и логистическом разрыве. — Рынок онлайн-торговли на Дальнем Востоке чем-то отличается от рынка всей России или других крупных регионов? — В Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов рост рынка онлайн-торговли замедлился — большинство людей там уже активно покупает в интернете. Напротив, регионы, и в первую очередь малые города, сегодня являются основным драйвером e-commerce — именно здесь зарождается новая аудитория, которая только начинает осваивать интернет-покупки. Безусловно, Дальний Восток — один из тех регионов, за счет которых будет происходить бурный рост российской онлайн-торговли в ближайшие годы. Интересно, что большинство новых онлайн-покупателей — это изначально мобильные пользователи. Если жители мегаполисов постепенно «пересаживаются» с компьютеров на смартфоны, то для покупателей в регионах и небольших городах смартфон зачастую является первым и единственным способом сначала для выхода в интернет, а потом — для совершения покупок. Например, по данным нашего исследования, во Владивостоке около 13% пользователей уже не просто ищут товар, а оформляют заказы со смартфонов, в то время как в среднем по России — чуть больше 5%. — Считается, что жители Дальнего Востока много покупают за рубежом, например, в Китае. По вашим наблюдениям, это действительно так? — В силу географических особенностей жителям Дальнего Востока зарубежные магазины ближе, поэтому совершать там покупки часто может быть удобнее. Однако мы не видим, чтобы люди однозначно отдавали предпочтение китайским или азиатским магазинам — процент покупающих в них вполне сопоставим со средним по России. Безусловно, развиты, например, сообщества в социальных сетях, посвященные совместным покупкам на крупных китайских площадках — люди заказывают одежду, обувь, аксессуары. Но есть целый ряд товарных категорий, которые жители Дальнего Востока, как и жители других регионов России, предпочитают покупать в локальных магазинах — например, бытовая техника, товары для здоровья, мебель. Даже мобильные телефоны на Дальнем Востоке из Китая заказывают в процентном соотношении меньше, чем в среднем по стране. Если обобщить, то в российские магазины люди идут, когда хотят быть уверены в качестве товара, хотят иметь гарантию связи с продавцом, или когда речь идет о крупногабаритном заказе, который непросто доставить. — Могут ли местные онлайн-продавцы как-то противостоять зарубежным конкурентам? — Как я отметил, российских продавцов выбирают за качество, — на это и стоит делать ставку. Причем не только на качество товара (что должно быть по умолчанию), но и на качество сервиса. Здесь есть огромный потенциал — начиная с процессов общения с клиентом и заканчивая доставкой, которая сегодня, пожалуй, является главной причиной жалоб покупателей. Многим людям не так важно получить товар в тот же день или даже в течение часа. Гораздо важнее получить предсказуемые сроки доставки — ровно в тот интервал времени, который удобен. Я недавно наткнулся на Маркете на отзыв об одном из магазинов. В графе Достоинства покупатель написал: «Курьер позвонил за 2 часа и приехал в назначенное время», а в графе Недостатки — «Курьер приехал вовремя, но на следующий день». Большинство пользователей выбирает пункты самовывоза именно потому, что курьерская доставка зачастую непредсказуема, а в пункт выдачи можно зайти в удобное для себя время по дороге с работы, например. — Как преодолеть логистический разрыв, который отделяет сегодня даже крупные города региона от большинства федеральных онлайн-продавцов? — Логистику часто называют основным препятствием для активного развития e-commerce в России. Оно и неудивительно с такими огромными расстояниями. Самые развитые рынки онлайн-торговли сформировались в тех странах, которым удалось наладить эффективную систему доставки товаров. Но одно дело выстроить такую систему в небольшой стране, и совсем другое — покрыть качественными логистическими сервисами территории, которые находятся в одиннадцати часовых поясах. В этом смысле примечателен, например, опыт Китая. Им довольно быстро удалось на весьма внушительных территориях выстроить слаженные логистические процессы, что сильно способствовало взрывному росту онлайн-торговли в стране. Для себя мы выделили развитие логистики как одно из стратегических направлений. На мой взгляд, Яндекс.Маркет сегодня обладает всеми необходимыми ресурсами и потенциалом, чтобы развивать в стране глобальную логистическую систему. Очевидно, что за последние годы ситуация с доставкой стала в разы лучше, и это происходит именно благодаря крупным игрокам, которые инвестируют в развитие этого направления и будут инвестировать еще больше. — Как влияет экономическая ситуация на развитие местной онлайн-торговли? — Как ни странно, кризисные для экономики и ритейла периоды часто становятся прорывными для онлайн-торговли. Люди идут в интернет прежде всего за низкими ценами. Быстрый мониторинг цен — одно из основных преимуществ онлайн-покупок по сравнению с традиционными магазинами. Можно за несколько минут сравнить предложения магазинов и выбрать лучшее. Или, например, цены на топовые смартфоны могут колебаться каждый день в зависимости от курса валют. В онлайне это легко отследить и моментально купить смартфон по наиболее выгодной цене. Поэтому если традиционные магазины в периоды экономического спада обычно фиксируют снижение потребления, онлайн-продавцы зачастую видят рост своей аудитории. Заметно влияние серьезных кризисов и на отдельные категории товаров. Например, после валютного кризиса в декабре 2014 года резко вырос спрос на товары для дома и ремонта. Люди перестали покупать новые вещи, технику из разряда дорогих игрушек, а стали больше вкладывать в свое жилье и ремонт. И онлайн-продавцы могут быть более гибкими в вопросах ассортимента, могут отследить такие тенденции и сравнительно быстро корректировать наполнение своего магазина, чтобы оно соответствовало спросу. Это также делает их более конкурентоспособными в кризисные периоды.