Войти в почту

Почему легальное букмекерство в интернете пока проигрывает нелегальному После легализации ставок на спорт в интернете в России начали работать онлайн 14 легальных букмекеров. Объем ставок через них до сих пор существенно уступает показателям так называемых офшорных букмекеров — компаний с лицензиями, оформленными за рубежом. Но российские игроки ждут бурного роста рынка — ему должны помочь чемпионат мира по футболу в 2018 году и блокировка офшорных сайтов Роскомнадзором. С прошлого года в России начали работать первые легальные онлайн-букмекеры. Как считается, главным лоббистом легализации этого направления была Первая саморегулируемая организация (СРО) букмекеров и ее почетный президент ныне покойный Олег Журавский. И, хотя поначалу инициатива не встретила единогласной поддержки всей отрасли, так как предполагала серьезные ограничения для букмекеров, которые даже после вступления закона в силу долго не понимали, как трактовать его положения, постепенно они втянулись в игру. Крупнейшие букмекеры еще в конце 2014 года объединились в Первую СРО, куда вошли «Лига ставок», Winline, «1хСтавка» и 888.ru, а позже к ним присоединились «Фонбет» и другие. Вскоре заработала и вторая СРО — Ассоциация букмекерских контор, созданная по инициативе «Бинго-Бум». Букмекер не имеет права принимать деньги напрямую, и у каждой СРО есть свой центр учета переводов интернет-ставок (ЦУПИС) — по сути, это платежная система или шлюз, через который заводятся деньги пользователей на игру у того или иного букмекера. Одним из факторов выбора СРО для участников рынка могла быть тарифная политика двух ЦУПИСов, отмечает вице-президент «Лиги ставок» Дмитрий Павловский. «Все говорили об интерактивных ставках, но никто не начинал. Многие букмекеры негативно отзывались об этом законопроекте — по их мнению, Олег Журавский хотел монополизировать отрасль. Но сейчас мы видим, что члены обеих СРО активно работают в интернете и эти разговоры оказались беспочвенны»,— вспоминает господин Павловский. Первая СРО запустила свой ЦУПИС совместно с НКО «Мобильная карта», «Лига ставок» начала прием интернет-ставок через него уже в феврале 2016 года. Хотя ожидалось, что другие букмекеры подключатся в течение месяца, следующий игрок, Winline, вышел в онлайн только в июне 2016-го. Второй ЦУПИС на базе платежной системы Qiwi при второй СРО заработал осенью 2016 года. Сейчас в России 31 лицензированная букмекерская компания (БК), интерактивные ставки принимают только 14 из них. По данным «Рейтинга букмекеров», лидируют среди БК в интернете «1хСтавка» (через нее играют 34% онлайн-игроков), «Фонбет» (21%) и «Марафон» (20%). По данным SimilarWeb на сентябрь, самыми посещаемыми были сайты 1xstavka.ru, fonbet.ru и ligastavok.ru. При этом «Фонбет» и «Лига ставок» уверенно лидируют по количеству офлайн-игроков с 32% и 31% рынка соответственно. Годовой объем российского букмекерского рынка, включая нелегальный сегмент, аналитики «Рейтинга букмекеров» оценивают примерно в 677 млрд руб. На онлайн приходится 422 млрд руб., из которых всего 35%, или 148 млрд руб.,— на легальный сегмент. Рынок онлайна стабильно растет, отмечают аналитики: минимальный годовой рост на рынке можно оценить в 10–20% в год. На рост легального приема интерактивных ставок влияют два фактора: с одной стороны, офшорных букмекеров без российской лицензии блокирует Роскомнадзор, с другой — российские онлайн-компании с российской лицензией активно привлекают людей в доменной зоне .ru, в том числе с помощью расширенных в этом году рекламных возможностей, включающих спонсорство футбольных клубов. Ставка на ТВ В последние пару лет государство планомерно ужесточало регулирование рынка: усложнились лицензионные требования, повысились налоги, но одновременно букмекерам сделали и некоторые послабления. В первую очередь это касается рекламы, в отношении которой законодательство предусматривало серьезные ограничения по времени, месту и формату подачи. 1 апреля вступил в силу закон о целевых отчислениях букмекеров на поддержку отечественного спорта, он и снял ряд ограничений — теперь букмекерам отдано чуть меньше двух минут в прямых спортивных трансляциях (20% от разрешенных девяти минут всей рекламы в часе). В то же время БК обязаны делать отчисления на спорт и во втором квартале уже заплатили 168,3 млн руб. на финансирование профессионального и детско-юношеского спорта, следует из отчета Федеральной налоговой службы. Букмекеры резко увеличили бюджеты на телевидение: по оценке аналитического центра НСК (бывший Vi), доля букмекерских услуг на ТВ в общих бюджетах на телерекламу в первые три квартала текущего года составила 0,24% против 0,13% за весь прошлый год. Аналитическая компания Etat Control International подсчитала: за прошлый год букмекеры потратили на телевидение, включая национальное и региональное размещение, 285 млн руб., а за январь—октябрь нынешнего года — 402 млн руб. Лидируют по закупкам телерекламы «Фонбет», «Лига ставок» и Winline. Но главным результатом закона стало повальное заключение спонсорских контрактов с клубами Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ). Сейчас с букмекерами сотрудничает больше половины команд премьер-лиги, включая «Спартак», ЦСКА, «Зенит», «Локомотив» и «Краснодар». Те конторы, которые уже имели спонсорские соглашения с клубами и лигами, расширили спектр используемых маркетинговых опций — например, начали брендировать форму спортсменов. Более крупные соглашения с лигами последовали быстро: БК «Лига ставок» стала эксклюзивным букмекером—спонсором РФПЛ и разместила свою рекламу на всех матчах лиги. Сумму контракта источники “Ъ” оценивали в 500 млн руб. БК «Фонбет» заключила эксклюзивный контракт с Континентальной хоккейной лигой. В то же время ужесточение законодательства существенно усложнило вход на рынок маленьким игрокам — теперь для этого требуются большие ресурсы. Для получения лицензии нужны банковская гарантия 500 млн руб. и взнос для входа в СРО — 100 млн руб. Кроме того, правительство планирует повысить налог для букмекеров и тотализаторов с 1 января 2018 года — платежи за каждый пункт приема ставок (ППС) удвоятся. Борьба с офшорами Параллельно с легализацией онлайн-рынка началась борьба с букмекерами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях, но работающими в России. Количество таких веб-ресурсов, оказавшихся в реестре запрещенных сайтов Роскомнадзора, растет. За второе полугодие 2016 года в реестр попали больше 15 тыс. веб-ресурсов, предлагающих азартные игры, большинство из них оказались зеркалами сайтов букмекерских контор: с июля по декабрь Роскомнадзор заблокировал доступ к 8031 такому ресурсу. Хотя разрешенные БК работают стабильно, сложность идентификации и менее конкурентные продукты российских участников рынка пока не склонили чашу весов в пользу отечественных букмекеров, сетует руководитель одной из контор. В БК «Леон», в частности, называют алогичной необходимость по требованию законодательства проходить клиентам двойную идентификацию при регистрации в БК: подтвердить личность надо как у букмекера, так и в ЦУПИСе. «В последнее время законодательные шаги по отношению к легальной индустрии беттинга в нашей стране можно назвать несколько странными для тех, кто непосредственно работает внутри сектора,— критикует представитель БК “Леон”.— Особенно удивляет постоянное желание законодателей ужесточить налоговое давление на букмекерство. Причем законодательные инициативы чаще всего рождаются и затем доводятся до стадии принятия правок в законы без каких-либо предварительных консультаций с представителями бизнеса». Подготовка к соревнованию Одним из ключевых событий для индустрии, как ожидается, будет проведение в России чемпионата мира по футболу 2018 года. Объем ставок всегда возрастает в дни топовых футбольных матчей и турниров, а ЧМ — «это самое релевантное мероприятие в мире спорта для букмекеров», предвкушает Дмитрий Павловский. В случае российского рынка эффект от турнира будет жить гораздо дольше 30 дней, а объем ставок непосредственно на ЧМ-2018 будет на 75–100% больше, чем в самый удачный месяц текущего года, оценивают в «Рейтинге букмекеров». Букмекеры готовятся к событию: обновляют оборудование пунктов приема ставок, расширяют площади, улучшают интерьер, переобучают сотрудников, рассказывает президент «Бинго-Бум» Константин Макаров: «В период ЧМ-2018 произойдет достаточно резкий наплыв клиентов, включая иностранцев, поэтому нужно постараться настроить работу БК и наладить бизнес-процессы таким образом, чтобы ППС, особенно находящиеся в городах, которые будут принимать матчи турнира, были полностью готовы к ажиотажу». Некоторые букмекеры до сих пор не запустили прием интерактивных ставок, «что, несомненно, нужно сделать к началу чемпионата», добавляет он. Российским БК предстоит серьезная конкурентная борьба в преддверии ЧМ-2018, констатирует представитель БК «Леон». «Имеется огромное поле для отработки различных маркетинговых стратегий и привлечения новых лояльных клиентов. Для многих компаний эффективность работы во время столь крупного турнира станет своего рода лакмусовой бумажкой для определения реального уровня их амбиций»,— считают в компании. Анна Афанасьева, Елизавета Макарова

Ставка из офшора
© Коммерсант