На Рождественских чтениях говорили о патриотизме

Более 80 процентов 15-летних юношей, принявших участие в анонимном опросе екатеринбургских старшеклассников, заявили о своём желании служить в Российской армии. Среди 16-летних таковых оказалось уже около 65 процентов, а среди 17-летних — менее 60 процентов. Эти данные привёл в своём выступлении на круглом столе, прошедшем 3 ноября в рамках «Рождественских чтений» в Екатеринбургском кадетском корпусе, Вячеслав Лобанов, научный сотрудник музея Воздушно-десантных войск «Крылатая гвардия». Объяснить это можно, конечно, и тем, что при приближении к призывному возрасту у многих ребят появляется страх перед грядущей необходимостью сменить привычную домашнюю обстановку на неведомую ещё им солдатскую жизнь вдали от родных и близких. Но результаты опроса показали также рост по мере взросления ребят количества желающих жить и работать после школы за рубежами России: среди 17-летних таковых оказалось больше, чем среди 16-летних, и ещё больше, чем среди 15-летних. Получается, что «показатели патриотизма» у современных российских школьников с возрастом снижаются? Такое возможно, считает принявший участие в дискуссии клирик храма Рождества Христова отец Андрей. Процитировав библейское «Будьте как дети», священник пояснил, что юные души и сердца изначально полны чистой любовью. Любовью к родителям, семье, окружающим людям, которая с годами перерастает в любовь к Отечеству. Важно, чтобы добрые нравственные начала и патриотические чувства в душах подрастающего поколения не притуплялись с возрастом, а развивались. О том, что необходимо для этого делать, и рассуждали собравшиеся за круглым столом руководители областных учреждений среднего образования, в которых есть кадетские классы, а также представители органов государственной власти и силовых структур, активисты казачьих, ветеранских, детских и подростковых общественных организаций. Модератор дискуссии — завкафедрой Уральского государственного педагогического университета Ирина Мурзина — акцентировала внимание собравшихся на том, что школы сегодня выступают в роли просителей перед руководителями воинских частей и правоохранительных органов, которые, казалось бы, в первую очередь заинтересованы в том, с каким настроем и насколько подготовленными к службе придут к ним сегодняшние кадеты и школьники. Её поддержал и заместитель директора Екатеринбургского кадетского корпуса Александр Казанцев, отметивший, что в последние годы командиры, ссылаясь на свою занятость более важными делами, всё чаще отказываются помогать даже тем школам, которые приказом командующего войсками Центрального военного округа закреплены за их воинскими частями в качестве подшефных. Косвенно это подтвердил и представитель отдела военного образования штаба ЦВО Игорь Сергеев. По его словам, командирам сегодня сложнее, чем раньше, выкраивать время на шефскую работу, поскольку за последние четыре года в Российской армии десятикратно возросло количество проводимых учений, полевых выходов, полётов, стрельб и пусков ракет. И посоветовал директорам школ обращаться в военкоматы, которые, по его словам, должны выступать посредниками между командованием воинских частей и их подшефными учебными заведениями. Но педагог-организатор военно-патриотической работы Красноуфимского педагогического колледжа Ольга Дворникова заявила, что «военкоматы вспоминают о нас только когда нашим выпускникам приходит время призыва в армию». И посетовала на полное отсутствие координации в работе учебных заведений, военкомата, организаций ДОСААФ, органов МВД и МЧС, военно-патриотических клубов и общественных организаций. «У нас в Красноуфимске детские и юношеские клубы уже не просто конкурируют, но порой даже враждуют между собой», — заявила она и рассказала о случаях, когда учащиеся отказывались участвовать в военно-патриотических акциях, организуемых в колледже. Потому что занимаются в организованном ветеранами войны в Афганистане военно-спортивном клубе «Каскад», руководство которого не рекомендует своим членам контактировать с казачьими организациями. «А в результате получается то, о чём говорится в пословице про семь нянек, у которых дитя без глазу», — подчеркнула Ольга Дворникова. О необходимости координации работы разных структур и организаций, занимающихся военно-патриотическим воспитанием молодёжи, говорили и другие участники круглого стола. Но к единому мнению о том, кто должен взять на себя такую координацию, так и не пришли. Правда, советник главы областного министерства образования Клавдия Лузина спросила собравшихся: «А где же у нас департамент по делам молодёжи?» Но этот вопрос остался без ответа. Опубликовано в №212 от 10.11.2017

На Рождественских чтениях говорили о патриотизме
© Областная газета