Быстрее, выше, короче
В честь отбытия нового поезда на Киевском вокзале собралась толпа репортеров, официальные лица и даже оркестр. Для первых пассажиров поезда это был сюрприз: билет на двухэтажный аэроэкспресс ничем не отличается от обычного: цена та же (и снижаться не будет), количество этажей не указано. Новый аэроэкспресс — это первый в России двухэтажный электропоезд с распределенной тягой. Сами по себе двухэтажные поезда уже не новинка, например между Москвой и Петербургом ходит подобный состав, однако он устроен по-другому: локомотив тянет за собой остальные вагоны. А у электричек или поездов метро привод помасштабнее — в составе есть несколько моторных вагонов, которые тоже толкают состав вперёд по рельсам. Но у них до сих пор не было вторых этажей. «Сложность в том, что двухэтажный поезд получается слишком тяжелым и дает большую нагрузку на ось. Поэтому мы использовали легкий алюминиевый сплав для кузова. Вообще, все конструктивные решения здесь направлены на снижение веса», — говорит Синицын. Новый аэроэкспресс в шесть вагонов длиной может перевезти столько же пассажиров, сколько и обычный, но за счет того, что он короче, обслуживание и инфраструктура для него обходятся дешевле. Среди поездов, которые планируются к запуску, есть и еще более короткий вариант с четырьмя вагонами и, соответственно, еще меньшим количеством мест для пассажиров. Хоть поезд и двухэтажный, он не намного выше привычных составов за счет того, что первый этаж — ниже, чем обычно, так что окна оказываются примерно вровень с перроном. Особая радость — в том, что теперь, входя с улицы, сразу попадаешь в вагон. В поезде нет тамбура, а значит, и нет стигмы электричек — тяжелых раздвижных дверей, которые надо открывать одной рукой, а другой пытаться стремительно пропихнуть в них чемодан, пока двери не захлопнулись. Но есть и нюанс — между вагонами появились ступеньки. Интересно, как скажется эта мелочь на выживании такого традиционного вида обитателей вагонов железнодорожного транспорта, как буфетчиц, продающих в вагоне чай-кофе? Тестовая поездка на новом аэроэкспрессе их не выявила. Неужели прогресс оказался к ним безжалостен? Кроме вышеупомянутого, новый поезд отличается от прежних множеством и других деталей. Описание преимуществ нового поезда (кроме очевидного второго этажа), Синицын начал с количества туалетов: их больше, чем в старых моделях, по одному на вагон. Также появились розетки, пеленальные столики, подогрев порога, предотвращающий его обледенение зимой, и — взамен исчезнувшему тамбуру — тепловые завесы, которые в салоне не падала температура, когда зимой открыты двери. Аэроэкспресс также стал удобнее для инвалидов: помимо упразднения раздвижных дверей, зазор между перроном и порогом вагона стал меньше, а значит, в поезд легче въехать на коляске. Среди других новшеств инженер отмечает улучшенную климатическую систему. «При проектировании были сделаны несколько макетов в натуральную величину, где изучались потоки воздуха в поездах, чтобы проработать климатическую систему. В частности, воздух, который в нее поступает, дезинфицируется», — рассказал он. Заявленная максимальная скорость поезда — 160 км/ч. Эту цифру можно было услышать в официальных выступлениях на открытии и увидеть в промо-роликах на экранах внутри поезда. Теоретически он может доехать до Внуково за 20 минут. Однако не спешите слепо доверяться этим расчетам! Ограничения на скорость состава накладывает инфраструктура: а её, в отличие от экспрессов, ещё не обновили. Более того, если её поменять, она станет непригодна для других поездов более старых моделей. А значит, аэроэкспрессы нового типа будут ехать до аэропорта или обратно обычные 35 минут, пока все поезда, следующие этим маршрутом, не поменяют на новые. А когда это произойдет — неизвестно. Первый заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Гамид Булатов в своем выступлении отметил, что «с 2010 года парк подвижного состава на пригородном железнодорожном сообщении будет обновлен на 30% до конца текущего года». «На первых порах скорость двухэтажного аэроэкспресса не будет отличаться от обычного. Но срок службы поезда — 40 лет. Поэтому мы надеемся, что за это время что-нибудь поменяется», — резюмирует Синицын. Итак, теперь, купив билет на аэроэкспресс с Киевского вокзала, вполне возможно отправиться в аэропорт в двухэтажном поезде. Хотя не факт, что удастся прокатиться на втором этаже: при посадке все стремятся занять именно его. В ноябре такие поезда появятся и на Павелецком вокзале, где для их запуска потребовалась реконструкция перрона.