Тассовцы рассказали о секретах и стандартах работы старейшего информагентства России
МОСКВА, 8 ноября. /ТАСС/. Гости выставки "Главные кадры", проходящей в Манеже, в среду узнали о некоторых секретах старейшей новостной и фотослужбы страны - агентства ТАСС. На каверзные вопросы аудитории в рамках программы "ТАССовcкий день" отвечали первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман, руководитель редакции фотоинформации агентства Константин Лейфер и заместитель руководителя пресс-службы правительства РФ Ксения Каминская, проработавшая в ТАСС десять лет. Дискуссия проходила при полном аншлаге. Всем желающим не хватило места, поэтому гости стояли по периметру, расспрашивая о внутренней кухне агентства два часа без перерыва. Передача информации в Facebook - не профессия Участники дискуссии обратили внимание, что и журналисты, и фотографы сегодня сталкиваются с серьезным вызовом в виде доступных технологий, всевозможных девайсов с моментальным выходом в интернет и возможностью молниеносной передачи материалов в информационное пространство. "Сегодня любой человек с телефоном ощущает себя корреспондентом, в этом есть определенные плюсы и серьезные минусы, - заметил Гусман. - Сейчас все увлечены социальными сетями, живут в них, ощущают себя корреспондентами, однако журналистика была и останется еще на долгие годы профессией, которой следует учиться". "Я спорю, когда говорят, что современные технологии поставили любого в строй профессии, потому что анонимность, безответственность в социальных сетях, ставит под вопрос безопасность информационного продукта", - подчеркнул известный журналист. С первым заместителем гендиректора ТАСС согласилась Ксения Каминская, отметив, что любой современный журналист, безусловно, должен быть на ты с digital-форматами, должен использовать все методы коммуникации со своей аудиторией, однако стоит помнить, что точность и преданность фактам - залог профессии информационщика. В зале возник вопрос, способен ли компьютер справиться с подачей новостей. Ксения Каминская заметила, что компьютеры могут делать заметки быстро и лаконично, но "подавать материал под определенным углом зрения, вызывать сопереживание, побуждать к действиям может только журналист". "Если машина и сможет такое сделать, это произойдет совсем нескоро", - сказала она. В свою очередь Михаил Гусман отметил, что роботы не способны производить искусные эксклюзивные тексты. "У нас есть такие журналисты в ТАСС, каждое сообщение которых - самостоятельные эссе", - сказал Гусман. Именно такие тексты, сказал он, готовит журналист агентства Ольга Свистунова. С точки зрения фотографии, по словам Константина Лейфера, технологии дают возможность работать с внештатными авторами по всей стране, которые могут присылать снимки за считанные минуты с места событий. "Мы будем развивать это направление", - сказал он. Однако бывают случаи, когда в агентство от внештатников поступали подозрительные снимки, над которыми приходилось работать аналитикам. "Мы работаем с порядочными и проверенными авторами, на которых полагаемся, если к нам и попадают фейки, что случается крайне редко, до публикации они все равно не доходят", - добавил он. Гусман заметил, что новостная лента ТАСС и фотохроника - единое целое. "Если наша новостная лента - это кровеносные сосуды агентства, то наша фотохроника - это его дыхание", - сказал он. О цензуре Гости дискуссии расспросили тассовцев о цензуре. На вопрос существует ли в ТАСС цензура, Гусман ответил отрицательно. "У нас нет цензуры в стране, у нас нет цензуры по Конституции", - сказал он. При этом добавил, что, конечно, есть редактирование, а кроме того, есть некоторый самоконтроль. По его словам, нечасто, но бывает необходимость в редактуре текстов, в особенности, если дело касается новостей из горячих точек. Так было с материалами из Чечни в 1990-х, из Южной Осетии - в 2008 году, из Донбасса в 2014 году. "Такие случаи редки, но бывают, когда на карту поставлена жизнь людей", - сказал он. Вопрос о цензуре достался и Константину Лейферу. Руководитель редакции фотоинформации отметил, что ТАСС, в частности, не публикует "кровавые" фотографии. По его словам, трагедию можно отразить другим художественными средствами. Кроме того, рассказал он, для фотографов ТАСС существует некий свод правил, этический кодекс. Например, фотографы, работающие в Госдуме или Кремле, не выкладывают свои работы в социальных сетях. Также, по его словам, существует определенная этика отношений с органами государственной власти. Например, ТАСС не будет печатать фотографию, на которой депутат что-то ест, широко открыв рот, хотя такой снимок будет востребован желтой прессой. Менять судьбы Важным аккордом дискуссии стал вопрос о фотографиях или новостных сюжетах, которые изменили чью-то жизнь. Михаил Гусман привел страшные события в Аммане в 2005 году, когда там должен был проходить Всемирный совет информационных агентств. Он рассказал, как прибыл в составе российской делегации в Иорданию для подготовки заседания. В тот день, 9 ноября 2005 года, российские гости собирались ужинать, но мест в выбранном ресторане не оказалось, там проходила свадьба и все было зарезервировано. Все отправились в другое место - за два квартала. Через некоторое время прогремел мощный взрыв, который стер ресторан с гостями свадебной церемонии с лица земли. Гусман рассказал, что приглашенные иностранные участники тогда принялись отказываться от визита, но благодаря личным звонкам партнерам почти всех удалось убедить приехать в сложный и важный момент в истории королевства. Позднее, поделился Гусман, состоялась аудиенция у короля Иордании Абдаллы II. Тогда его величество отметил, как важно было провести международное заседание для поднятия духа народа Иордании и как важно, что в тот тяжелый для народа страны момент оно не сорвалось. Ксения Каминская вспомнила историю во время работы в ТАСС, связанную с одной из поездок российского президента по регионам во время наводнения. "Были страшные моменты, было наводнение, я была в поездке с президентом. Это были разговоры с жителями пострадавших районов, которые остались без крыши над головой, оказались ни с чем, это были разговоры со слезами, эмоциональные разговоры, - поделилась она. - Я поняла тогда, что надо максимально упомянуть всех, детально и тщательно описать увиденное, чтобы это не забылось и не ушло". "Позднее я следила за развитием ситуации, власти региона помогли тем людям. Быть может, в этом была толика усилий журналистов", - добавила она. Советы начинающим Гости попросили тассовцев дать советы начинающим журналистам. Среди главных напутствий молодым журналистам Михаил Гусман выделил умение анализировать и тщательно обдумывать информацию. При этом он заметил, что в профессии кроме внимательного отношения к фактам, ответственности, также приветствуется изобретательность. Ксения Каминская посоветовала начинающим и новостникам, и фотографам следить за развитием тенденций, изучать контекст разрабатываемых тем, копать глубже. По ее словам, всегда довольно легко отличить снимки фотографов, которые вникают в происходящее, пребывают в курсе разворачивающихся драм за столом политических переговоров. О выставке Выставка "Главные кадры: ТАСС открывает архивы" работает в Манеже до 24 ноября. За три года ТАСС провел кропотливую работу по оцифровке и описанию почти 860 тыс. бумажных снимков фотокорреспондентов ТАСС - части фотоархива агентства. На карточках, которые представлены в Манеже - политические лидеры СССР и других стран, актеры и актрисы, писатели, поэты, врачи, строители, учителя - все те, кто жил и творил историю в XX веке. Здесь можно увидеть приметы эпохи в виде игрушек "Луноход" или пистолета для лепки пельменей производства саранского завода "Электровыпрямитель". Посетителям также рекомендуется скачать бесплатное мобильное приложение с технологией дополненной реальности "ТАССнимки" для iOS и Android. Приложение распознает определенные фотографии и покажет информацию о них на экране смартфона. Фотовыставка "Главные кадры" проходит при поддержке Министерства культуры РФ. Генеральный спонсор - Банк ВТБ. Генеральные информационные партнеры: "Известия", телеканалы РЕН ТВ и "Пятый канал". Официальные информационные партнеры: "Российская газета" и "Комсомольская правда". Информационные партнеры: газета Metro, издательство "Семь Дней" и сайт "Ваш досуг". Вход на выставку бесплатный.