«А вдруг ты придешь и взорвешь нас?» Как мусульманки в хиджабах живут в Москве
Лейла Прокофьева, 28 лет, библиотекарь в школе «Родная сестра увидела меня в хиджабе и закрыла перед носом дверь: „А вдруг ты придешь и взорвешь нас“»? — вспоминает Лейла, которая до принятия ислама была Машей. Она родилась в Москве, в обычной православной семье. «Мои родители не были особо набожными, но на полках у нас всегда стояли иконы», — рассказывает Лейла. В 20 лет она вышла замуж за русского мужчину, родила сына. Но с мужем быстро развелись. Ислам приняла три с половиной года назад, а после влюбилась в мусульманина родом из Дагестана и родила ему еще двух мальчиков. В этом году муж погиб. «Когда я укрылась, то почувствовала себя сильной и защищенной, — аккуратно поправляет свой хиджаб Лейла. — Сейчас мне кажется, что раньше я ходила голой». Отец с девушкой не общается, мать стала помогать только после смерти зятя. Но проблемы начались не только в семье. «Директор строго и нервно спросила: «Это что за вид?!" Я сказала: „Это не вид, это хиджаб“. На что она ответила: немедленно сними с себя мешок и завтра приходи в нормальной одежде! Ты работаешь в школе!» — вспоминает Лейла. Так начался ее день, когда она впервые пришла на работу в хиджабе. В кабинете директора на нее удивленно смотрели десятки глаз: завуч, учителя, классные руководители. Обычное совещание в конце смены. Библиотекаря на такие планерки раньше никогда не приглашали. Девушка работает в школе четыре года. Она выдает в начале года учебники школьникам. Все это время ее знали как Машу, которая носила джинсы и модные юбки. И вот еще вчера Маша была Машей, а на следующий день вдруг приходит в голубом хиджабе и просит называть себя Лейлой. После принятия ислама объяснительные приходилось писать каждый день, ссылаясь на Конституцию РФ: каждый имеет право на свободу вероисповедания. Директор в ответ якобы грозила увольнением и называла Лейлу террористкой. Вот только уволить ее не могли: девушка была беременна. Нападки продолжались два месяца, утверждает девушка. В итоге Лейла не выдержала и ушла на больничный, а потом в декрет. После смерти мужа девушка хотела снова выйти на работу, но возвращаться в школу из-за директора побоялась. Работу удалось найти лишь на складе интернет-товаров : там она проработала месяц, в ночную смену. «У нас нет законов, запрещающих в образовательных учреждениях носить хиджаб, — объясняет юрист Евгений Орлов. — Но дискриминации по трудовому кодексу тут тоже я не вижу, зарплату ведь платят во время. Это очень сложный вопрос, каждое учреждение делает свой выбор». Увольнять за ношение хиджаба тоже незаконно, уверен юрист. Скорее всего, к директору с жалобами обратились родители учеников, которые могли посчитать это пропагандой экстремизма. «Поймите, сейчас такое непростое время — повсюду говорят про ИГ (террористическая организация, запрещена на территории РФ — прим. „360“), про Сирию, про террористов, общество не совсем готово видеть покрытых мусульманок в общественных местах, тем более в обычной русской школе», — считает Евгений Орлов. Он советует Лейле снять на видео унижения, и с этими материалами обращаться в суд на основании статьи «Оскорбление чувств верующих». Марьям Сулайманова, 25 лет, технолог пищевого производства Фото: Диана Сирази Мы договорились встретиться с Марьям в центре зала в метро. Среди суетящейся толпы я не сразу ее замечаю: хрупкую и маленького роста. Голубое пальто и бордовый хиджаб. Выглядит стильно, почти как модель на показе мод у Айшат Кадыровой. Вот только на лице ни грамма косметики. Она родилась и выросла в Таджикистане. В Москву переехала в 2013 году, после того, как окончила политехнический университет в родном городе Худжанд. Все студенчество девушка носила юбки выше колен, топики и открытые блузки. На улице часто подходили знакомиться стандартными фразами: «Маме зять не нужен?». Мировоззрение поменяла мусульманская литература. К Марьям в руки попала книга о великих женщинах ислама. Сейчас под широким платьем тонкие изгибы фигуры уже не разглядишь. В первый день покрытия девушка поехала в мечеть на Проспекте мира. Зайдя в метро, боязливо оглядывалась по сторонам, высматривая реакцию прохожих. «Я села на свободное место, а женщина рядом смерила меня недовольным взглядом и отошла от меня в другой конец вагона, — вспоминает Марьям. — Мне хотелось подбежать и сказать, что я такая же, как все! Просто имею право на свою веру». Первые дни Марьям возвращалась домой вся в слезах, когда ловила на себе косые взгляды. Сейчас обо всем рассказывает с улыбкой. «Главное, я чувствую гармонию. И поддержку родителей. Негативную реакцию уже не замечаю, даже есть плюсы», — Марьям рассказывает обо всем взахлеб. В общественном транспорте стали чаще уступать место, а в магазинах и банках начали вежливей общаться. Я заметила, что молодежь почти не обращает на меня внимания. В основном только пожилые бабушки иногда подходят и говорят: «Живешь в России — оденься нормально!» Но какое им дело? Разве у нас в России единая форма одежды? — Марьям Сулайманова. Единственной проблемой Марьям называет паспортный контроль. Девушка часто летает в родной город Худжанд, и перед полетом заграницу ее просят снять хиджаб. На фотографии в паспорте девушка с распущенными волосами. «Если передо мной сотрудник-мужчина , я прошу позвать женщину, и мы уединяемся в отельной кабине, там я могу показаться без платка, — объясняет Марьям. — Но они всегда ворчат из-за этого. Приходится воевать». В будущем Марьям планирует поменять паспорт. По правилам в головных уборах фотографироваться запрещено, но еще в 2003 году министр внутренних дел России сделал исключение для верующих. «Если религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними без головного убора, то в хиджабе фотографироваться можно. Главное, чтобы был виден овал лица, — рассказывает заместитель начальника управления по организации паспортной работы ФМС России Валерий Каруцкий. — В случае с Марьям поступают правильно, ведь в паспорте она без хиджаба». По специальности Марьям технолог пищевого производства, но сейчас не работает, занимается любимым делом — шьет одежду. «Раньше с работой мне помогали знакомые, — рассказывает девушка. — Я была продавцом восточных сладостей и продавцом в магазине мусульманской одежды, а скоро, может, буду продавать ту одежду, которую сама шью». Перед тем как проститься, я с трудом уговариваю Марьям сфотографироваться: «Вы что? Если уже закрылся, по законам Шариата нельзя выставлять себя напоказ нигде!» Девушка согласилась на снимки, лишь закрыв лицо руками. Мадина Ибрагимова, 28 лет, визажист Публикация от Madina Ibragimova (@murmadina) Окт 10 2017 в 5:46 PDT Мы встречаемся в студии визажа Мадины Ибрагимовой в Таганском районе Москвы. Девушка выбегает ко мне в бежевом хиджабе и широком бирюзовом платье. Накрашенные ресницы, светлая помада, на щеках розовый румянец. Восточная красавица, которая рушит стереотипы о том, что мусульманки не красятся. «Извините, у меня всего 15 минут, чтобы с вами поговорить», — объясняет девушка, поглядывая на часы. К Мадине на мейк-ап и укладку должна прийти Виктория Романец — звезда «Дом-2» , у нее в Instagram два миллиона подписчиков. У Мадины чуть поменьше — «всего» 310 тысяч. Визажист работает с Тиной Канделаки, Анфисой Чеховой, Ксенией Бородиной и Верой Брежневой. Девушка — мусульманка с детства, но хиджаб одела в студенческие годы: на третьем курсе. Мадина получила образование экономиста-менеджера в системе управления предприятием. С проблемой поиска работы Мадина столкнулась сразу после окончания Уральского университета в Екатеринбурге. Я хорошо знаю английский, в дипломе почти одни пятерки, приходила устраиваться менеджером, экономистом. Но везде на собеседованиях на меня смотрели как на дикарку: «Вы в офисе тоже будете ходить в платке? У нас так не принято — Мадина Ибрагимова. После безуспешных поисков работы Мадина просто решила заняться тем, что нравится: макияжем. — А как знаменитости относятся к тому, что вы в хиджабе? — задаю я свой главный вопрос. — Прекрасно! На это никто не обращает внимания. По словам Мадины, Егор Крид и Тимати делают ей комплименты по поводу женственности. К визажисту часто обращаются и мужчины — для макияжа перед съемками клипов. Девушка сама их не красит: других мужчин, кроме мужа, по законам шариата касаться запрещено. На такие случаи у нее есть помощницы, которых она сама обучила чудесам визажа. «Я нигде не училась, все постигала сама. Потом вышла замуж за мусульманина и переехала к нему в Москву. В столице я уже больше двух лет, Москва меня приняла как своего друга», — улыбается Мадина. Сейчас Мадина главный гость на многих светских тусовках, одна из последних — показ платьев от Айшат Кадыровой. Два миллиона мусульман РИА «Новости» / Владимир Астапкович В рейтинге стран по численности мусульман первое место занимает Индонезия, затем идут Индия и Пакистан. Россия сейчас на 21 месте. Численность мусульман в Москве колеблется. На это влияет внутренняя миграция: регулярно приезжают на заработки. Есть еще неучтенные трудовые мигранты. По разным источникам, всего мусульман сейчас около двух миллионов — ведущий научный сотрудник центра постсоветских исследований ИМЭМО Марат Муртазин. Историк и публицист Марат Сафаров согласен, что некоторые москвичи относятся к мусульманам с опасением, но, тем не менее, город развивает мусульманскую инфраструктуру и делает все, чтобы верующие чувствовали себя здесь комфортно. «Халяльные продукты можно купить не только при мечетях, но и в обычных супермаркетах, для женщин в Москве появляются мусульманские салоны красоты, спа-салоны и клиники», — объясняет эксперт. Что касается личной жизни, то тем, кто вырос в мусульманской семье выйти замуж проще. Родственники могут сосватать своих знакомых. Еще один способ найти мужа — интернет. Помогут в этом группы религиозных знакомств в социальных сетях или отдельные сайты. «Если парень подойдет к девушке на улице и скажет: „Привет, ты мне понравилась“, то она просто не будет продолжать общение. Такой способ знакомства не приветствуется в исламе. Поэтому в большом городе молодым мусульманам трудно встретить любовь», — рассказывает бывший редактор журнала «Мусульманка» Насима Бокова, которая и сама носит платок. Журналистка считает, что в мегаполисе для мусульманской молодежи не хватает специализированных спортивных центров и бассейнов, так же недостаточно исламских школ и детских садов. «Главное, что москвичи в большинстве лояльно относятся к тому, что, например, на Курбан-Байрам перекрывают движение, что мужчины молятся прямо на асфальте. Надеюсь, когда-нибудь и женщина в хиджабе перестанет вызывать удивление. Думаю, мы все-таки умеем жить вместе, ведь Россия — страна многонациональная», — говорит историк Марат Сафаров.