Войти в почту

Отменить нельзя оставить. К чему приведёт закручивание налоговых гаек?

Проблема обезлюдения территорий Сибири и Дальнего Востока, остро стоящая в масштабах всей страны, может усугубиться – бизнес не скрывает своих намерений перевести активы в регионы, где ставка «налога на модернизацию» останется нулевой. Впрочем, обо всём по порядку. Скоро всё подорожает До конца этого года в России действует льгота по налогу на движимое имущество, поставленное на баланс после 2013 года. Ставка по этому налогу равнялась нулю. Таким образом, государство стимулировало модернизацию производств, покупку нового оборудования. Однако с января 2018 года вступает в силу ФЗ-401, который передаёт право отменить или оставить льготу субъектам Российской Федерации. О том, что ставка останется нулевой, уже объявила Московская область. Намерены сохранить льготу в Свердловской области. Из сибирских регионов в раздумьях – отменить или оставить – Бурятия. Остальные субъекты СФО заявили об отмене льготы. Представители транспортного бизнеса уже объявили о своих намерениях перерегистрировать вагоны и тягачи в Московской области и таким образом уйти от налогов. «Один новый импортный тягач стоит 10 миллионов. Максимальная ставка налога на модернизацию – 2,2%. То есть за покупку такого тягача владелец транспортной компании должен заплатить налог 220 тыс. руб., – приводит цифры президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев. – Но сейчас владелец этого тягача платит в региональный бюджет транспортный налог, акцизы на бензин, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. В случае перерегистрации машины в Московской области все эти налоги уйдут туда». Президент Транспортного союза Сибири Валерий Новосёлов опасается, что в случае введения налога на модернизацию в сибирских городах придётся повышать стоимость проезда в общественном транспорте. Но если транспортные компании могут при желании увести от налогов своё движимое имущество, то у промышленников такого выхода нет. По словам pr-директора «Обуви России» Натальи Паули, в случае отмены льготы объём платежей производственной компании по налогу на движимое имущество вырастет более чем в два раза. Это существенно повлияет на себестоимость изготовления пары обуви. В конечном итоге налоговое бремя ляжет на потребителей, то есть на простых сибиряков. Модернизировать не станут «Полагали, что льгота просуществует порядка десяти лет. В этом случае приобретённое компаниями новое оборудование успело бы окупиться», – говорит вице-президент МАРП (Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий) Сергей Карпекин. Те, кто уже провёл модернизацию, теперь понесут масштабные потери. Другие просто не станут вкладываться. Но худшее, по мнению Карпекина, даже не это: «Ещё больше потерь мы получим от утраты инвестпривлекательности сибирских регионов. Сейчас все регионы борются за то, чтобы раскрыть свои двери перед инвесторами. Но ведь инвесторы первым делом спрашивают про налоговый климат на территории, куда они хотят прийти. Все масштабные инвестпрорывы в истории предпринимательства совершались там, где не было никаких налогов вообще». Уже сегодня многие компании из Сибири перебираются в соседний Казахстан и дружественную Белоруссию. А те, что остались, экономят на зарплатах сотрудников, запчастях и ремонте. Об этом говорит руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по СФО Игорь Сафрошкин. Впрочем, у представителей власти свой резон. Наступающий 2018 год – контрольный срок исполнения майских указов президента, в соответствии с которыми зарплата бюджетников должна сравняться со средней по экономике. Но неужели нет иных источников пополнения бюджета, кроме выжимания последних соков из малого бизнеса? Сиюминутная политика Управляющий партнёр компании DSO Consulting Сергей Дьячков: – Я бы назвал политику по отмене налоговых льгот сиюминутной. Да, правительству нужны деньги сейчас. Но что будет через 2–3 года, 10 лет? Бизнес уйдёт в другие регионы, другие страны, и получится, что мы своими законодательными инициативами душим свою экономику и развиваем экономику конкурентов? И ещё. Когда мы говорим о радикализации общества – она происходит именно так.