Когда же привезут деньги? Калмыкия ищет свое место на экономической и туристической картах

Двухдневный экономический форум «Территория развития» удивил даже организаторов крайне высоким интересом – площадки посетили около 1,5 тыс. человек, причем значительная часть выступила не просто слушателями, но и активными участниками – жители республики работали в фокус-группах на секциях, спорили на дискуссионных площадках. Временами форум напоминал учебу – в рамках мероприятия прошло несколько тренингов и других обучающих мероприятий. Как подчеркнул один из спикеров, «уже это уникальная возможность. Когда мы начали (бизнес), то послушать такие мастер-классы было просто негде, а вам Минэк устроил это дома и бесплатно». На площадках «Территории развития» состоялось и главное – диалог, причем не столько калмыцких коммерсантов и властей с приглашенными экспертами, сколько друг с другом. На форуме завязывались и новые региональные бизнес-контакты и вырабатывалось общее совместное видение перспектив республики. Чтобы воплотить в жизнь хотя бы самые очевидные из амбициозных идей, озвученных на форуме, региональное предпринимательское сообщество не может себе позволить быть разобщенным, а также не быть в контакте с властью. Например, существенное развитие въездного туризма, который, по мнению руководителя Центра территориального маркетинга (в прошлом один из руководителей маркетинга проекта «Роза Хутор») Константина Гаранина, может сделать рывок уже в следующем году, нужны совместные проекты целого рядка компаний, адаптация и раскрутка удобных маршрутов посещения, а также действия властей по созданию инфраструктуры и подготовки кадров. В поисках уникальности О том, что Калмыкия регион пока не использованного экономического потенциала, говорят не первый год. И дело не только в упомянутом туризме. В разное время даже предлагались всевозможные, казалось бы, очевидные проекты – вроде строительства ветряных электростанций (в очень ветряной республике самая дорогая электроэнергия в ЮФО и одна из самых дорогих в России, – прим. «ФедералПресс»), но эти начинания были разрозненными, несистемными и часто приводили к скандалам в связи с нечистоплотностью исполнителей. Новая команда регионального экономического блока во главе с министром Зоей Санджиевой с конца прошлого года выстраивает работу по интенсивным принципам. Собственно, министерский пост Санджиева получила вскоре после организованной ей бизнес-миссии в Калмыкию делегации итальянских предпринимателей. Спустя год один проект дошел до реализации – в Городовиковском районе республики итальянские предприниматели начали строить сыроварню. Есть и другие наработки, близкие к воплощению. Однако, именно встреча с итальянцами показала, в чем главная проблема республиканского бизнеса. «Были получены неплохие контакты, через несколько месяцев спрашивают у меня: а когда привезут деньги? Мы уточняем, мол, вы хотя бы звонили после договоренностей. Нет, это же им надо, отвечают. Надо не им, надо нам. Нам всем вместе», – рассказала Санджиева. Константин Гаранин заявил, что верит в особые данные республики и ее будущий успех. По мнению известного маркетолога, основных ресурсов в республике два – это природа и люди, не утратившие связей, которых давно нет в других регионах. По его словам, в калмыцкую степь «можно влюбить», причем «калмыцкая степь – это уже бренд, а волгоградская или оренбургская – звучит непонятно. Калмыцкая степь – это уже романтика». Кроме того, в силу сильных родственных и дружественных связей представители калмыцкой диаспоры и в Москве, и даже в США помнят о Родине, готовы ей действительно помогать, в том числе, привлекать связи и вкладывать собственные средства. Они же, по выражению Гаранина, могут стать лучшим «внешним аудитором» для проектов в республике. Для того, чтобы республике достичь успеха, нужно определиться с видением будущего и целями, которые она перед собой ставит. Кстати, во время «мозгового штурма» секции «Степная экономика и новый бред Востока», модерировал которую тот же Гаранин, обсуждали идею позиционирования республики как «посольства Азии в Европе» и, например, подвергли сомнению ставку региона на традиционные восточные бренды вроде тибетской медицины. Кто-то в полемике предлагал развивать и единоборства, призывая строить свой Шаолинь, но его раскритиковали. «Чужую культуру предлагаете продвигать руками чужих специалистов, учившимися на чужбине, еще и, возможно, за бюджетный счет. Сомнительно, не находите?», – подытожил Гаранин. Когда Land Cruiser'а мало К слову, вопрос бюджетного финансирования возможных проектов, да и самого форума, всплывал не раз. Зоя Санджиева пояснила, что форум полностью оплачен региональным Центром поддержки предпринимательства, 96 % финансирования которого идет из федеральной казны. «Лучше чем пиариться и проводить форум, лучше бы строили заводы, говорят критики, – отметила Зоя Санджиева. – Лучше бы. Но я не госплан, как было в СССР, где в одном лице был и бизнес, и власть, я не могу построить завод сама, это может сделать только инвестор. Нам теперь как-то договариваться надо и коммуницировать. Инвестор о нас не знает, а наш бизнес пока не обладает такими компетенциями. Потому нам необходимы такие активности (как форум – прим. «ФедералПресс»)». Именно преодолеть безвестность Калмыкии бизнес и власть должны в кратчайшие сроки. При этом, как отмечали на форуме, мировой опыт дает множество образцов как это сделать. Но общий смысл везде один – все заинтересованные должны определить направление, образ будущего и следовать преобразованиям именно в этом русле. При этом важно, что это должны быть скоординированные общие усилия – не только лидеров-активистов, властей или отдельных представителей бизнеса, а всех. Европейский опыт показывает важность того, что город или регион не может быть открытым для туристов, но недоброжелательным к своим жителям. Такие модели живут недолго и приводят к печальным результатам. В регионе о туристическом потенциале республики говорят давно, но, как отметил известнейший бизнес-тренер Глеб Архангельский, у среднего московского потребителя Калмыкии нет проблем с выбором отдыха. «Есть не только Сочи, но и Крым, Карелия, есть Латвия, о том, что есть такая Калмыкия, что тут есть, что посмотреть, недорого и всего два часа на самолет из Москвы – это неизвестно», – пояснил он. При этом Архангельский отметил, что Калмыкия может радикально поправить свою экономику не только за счет туризма, а в первую очередь за счет развития перспективных направлений. Он рассказал, что видит большой потенциал у калмыцкой продукции на китайском рынке. В КНР вырос огромный платежеспособный рынок со спросом на экологически чистую пищу, однако сейчас замещают ее только Австралия и Новая Зеландия. Отметил он и отсутствие переработки в республике. «В Москве на заправке какое-то сушеное мясо в пакетике, наверное, 50 граммов продается за 300 рублей, вы продаете за 3 тыс. целого барана, вот над чем надо работать. Нужны технологии, упаковка. Маркетинг, чтобы попасть на эти полки», – отметил бизнес-тренер. Он также весьма образно рассказал про черту, которая не дает многим калмыцким предпринимателям развивать свой бизнес, делать его инновационным. «Вот, фермер стадо вырастил, продал, на Land Cruiser заработал, а второй вроде и не нужен. Но надо помнить, что нет гарантии того, что завтра в республику не придет условный «Мираторг» и эти барашки будут вообще никому не нужны. Не будет и Land Cruiser'а. Надо работать, придумывать, не стоять на месте. Того же туриста, хорошо, мы заманим, а разговаривает ли девушка на ресепшене в гостинице хотя бы на английском? Нужно готовиться», – пояснил Архангельский. «Полный зал в Элисте говорит о том, что желание изменений здесь велико. Есть и лидеры перемен, это команда Минэка республики. Республика поражает, в том числе, и гостеприимством. У нее есть шанс даже несмотря на высокую конкуренцию регионов», – подчеркнул Константин Гаранин. В обсуждении и модераторы и участники сошлись, во мнении, что Калмыкии остро необходимо начать, пусть с малого. Уже в следующем году реализовать хотя бы несколько конкретных ярких проектов. Власти уже пообещали, что форум будет традиционным.

Когда же привезут деньги? Калмыкия ищет свое место на экономической и туристической картах
© РИА "ФедералПресс"