Бизнес-наставничество по-югорски
История про наставничество – это не про пиар, рекламу или деньги. Это про институт, который у нас забрали и который стали возрождать. Проекту «Бизнес-наставничество» Фонда поддержки предпринимательства Югры ещё нет и года, но первые результаты есть. В январе были набраны группы смельчаков – 12 человек стали наставниками, 12 – наставляемыми, им предстояло прожить вместе 12 месяцев и стать вместе сильнее, профессиональнее, богаче. Но как в любом виде спорта, в любом кругосветном путешествии, в любой истории – не все дошли до пункта назначения. Кто-то стал успешнее в команде, а кто-то решил, что самостоятельный путь развития для него выгодней. Давайте разбираться во всей этой интересной и новой для Югры истории. Институт наставничества В 2008 году благодаря запуску программы «Молодежный бизнес России» появилась мода на менторство, однако, слово было заграничным и многим пришлось не по вкусу. Спустя несколько лет параллельно программе в Москве действовал уже комплекс традиционных мероприятий и несколько менторских некоммерческих организаций, однако, их деятельность не давала обнадёживающего результата. Причина состояла в несистематическом подходе к вопросу и если в международном опыте сходились воедино четыре компонента – обучение, консультирование, доступ к финансам и наставничество, как таковое, то на российской территории несколько из них обычно игнорировалось. Система просила перезапуска и, как кстати, для управления московским департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства пришёл новый руководитель, которой стукнул кулаком и обязал переименовать менторство в наставничество, наполнив имеющиеся наработки нашими историческими и культурными смыслами. Что называется сделать бизнес «с русским лицом». К тому моменту у генерального директора АНО «Международный форум лидеров бизнеса» и ООО «Институт наставничества», руководителя программы «Молодежный бизнес России» и председателя Наблюдательного совета YBI Бориса Ткаченко уже созрело понимание эффективного взаимодействия между «человеком опыта» и «человеком постигающим науку». Проект «Бизнес наставничество» вскоре запустили в 8 регионах России, и под наблюдением экспертов началось выстраивание связей. Не смотря на то, что первопроходцем в этом деле был Воронеж, Югра стала одним из первых регионов, который активно поддержал проект, став своего рода экспериментальной площадкой. Исполняющий обязанности генерального директора Фонда поддержки предпринимательства Югры Андрей Панчетовский рассказал нам, что потребность в проекте «Бизнес-наставничество в Югре возникла при реализации мер поддержки молодёжного предпринимательства. «Когда только институт бизнес-наставничества зарождался в России, мы уже начинали организовывать эту работу самостоятельно — привлекали состоявшихся бизнесменов со всего округа, создавали пар, запускали сервис, на котором публиковали ответы на часто задаваемые вопросы. В таком режиме работали около пяти лет с 2008 года. Многое получалось, но мы постоянно сталкивались с неразрешимыми вопросами. В конечном итоге пришли к мысли, что в проекте можно ещё больше усовершенствовать систему и тогда обратились к опыту федеральных экспертов. На сегодняшний день «Бизнес-наставничество в Югре» активно встраивается в общероссийские и международные стандарты института наставничества». Приглашённый в Сургут прошлой осенью Борис Ткаченко сразу обратил внимание на масштабную работу, проведённую Фондом поддержки предпринимательства Югры по созданию предпринимательской экосреды в регионе. Первым предложением стало заменить единовременное консультирование всех желающих открыть свой бизнес на систематическую работу с ними, потому что начинающий предприниматель далеко не один раз сталкивается с важными для него вопросами и решить их за один разговор с представителем Фонда видится проблематичным. Дело сдвинулось. Кто такой наставник? Наставникам не платят. Внутри проекта действует понимание, что публично претендовать на этот статус не слишком-то и престижно. Наставник – он как родитель: направляет воспитуемого на путь истинный путём передачи собственного опыта и здесь узнаваемость и почёт – не первостепенны. Первый год в бизнесе – самый сложный и для многих преодолеть его становится эмоционально тяжело. Не успевшее завертеться дело закрывается, человек перегорает и больше не пытается восстановиться в статусе успешного. Конечно, это самый пессимистический вариант, однако, готовиться нужно ко всему – как к ошеломляющему денежному успеху, так и доставанию из своего кейса второго, менее весёлого сценария. С эмоциональными перегрузками, профессиональным выгоранием и юридическими вопросами и помогает справиться наставник вместе с сотрудниками Фонда поддержки предпринимательства Югры, всегда готовые проконсультировать по любым вопросам. В предпринимательской среде до сих пор бытует миф, что наставник должен быть похож на начальника или директора: он указывает, заставляет прислушиваться к своему мнению, принуждает повторять его путь… На самом деле всё не так. В отношениях пары очень важно найти баланс между передачей решения и его воплощением в неокрепшем бизнесе. Отчасти эту задачу помогают решить специалисты, которые приезжают вместе с Борисом Ткаченко на своеобразный «кастинг» наставников и наставляемых в начале проекта. «2014-15 года были сложным периодом для понимания наставничества. Многие открыто заявляли, что являются наставниками для 30-40 человек. На мой вопрос как им это удавалось, они отвечали, что выступали перед аудиторией и делились с ней своим опытом. Так вот это называется проведением мастер-классов, семинаров и лекций, но никак не наставничество», — поясняет Борис. Здесь стоит напомнить, что Фонд поддержки предпринимательства Югры постоянно приглашает в округ успешных предпринимателей как федерального, так и международного уровней. А для тех, кто живёт в отдалённых регионах есть возможность обучаться с помощью вебинаров. Методика подбора пар Ткаченко окутана тайной. В СМИ её часто называют уникальной, стараясь привести в пример задаваемые вопросы на двухстороннем собеседовании, иногда ставят случайное стечение обстоятельств во главе угла. Сам Борис Николаевич признаётся, что чтобы найти коннект между одним и другим человеком, достаточно уметь услышать обоих. И наставник, и наставляемый могут обладать отличным друг от друга темпераментом и подходом к вещам. Если соединить таких людей вместе, далеко не всегда может выйти эффективное со-трудничество. Поэтому при подборе пары помимо двух специалистов, владеющих «секретной методикой», учитываются мнения и двух представителей Фонда поддержки предпринимательства, которые знают региональную специфику и могут подсказать, какие человеческие ресурсы обеих сторон окажутся друг другу полезными. Однако история с анкетированием и тестированием здесь тоже имеет место быть, но она находится на периферии, потому что в проекте главное всё же люди, их психологическая и профессиональная совместимость, а не статистические данные. «Признаюсь, у нас были попытки включения в проект психологов и длинных тестов. Это не сработал, — поделился Борис Ткаченко. — Мы предпочитаем знакомиться с участниками проекта всё же через первоначальные анкеты, но свои решения по соединению пар применять после проведения четырёхчасового семинара и собеседования каждого. Тогда у нас в блокнотах формируются записи по каждому человеку и проще подобрать ему наиболее полезного партнёра на год. Нужно понимать, что иногда наставляемому нужен именно коуч с навыками психотерапевта, а иногда – именно технолог». Мотивация мотивации рознь И вот пары соединены. Участникам проекта даётся некоторый период, чтобы разработать свои правила игры – договориться о времени и частоте встреч для обсуждения бизнес-вопросов, создать внутренние регламенты, по которым можно звонить, писать, читать друг друга. Первые встречи – для того, чтобы понять «тот» человек перед тобой или «не тот». Если кто-то из пары сомневается в удачности союза, есть возможность выбрать другого наставника и наставляемого. Интересно то, что среди наставников есть не только владельцы заводов и пароходов. Напротив, как говорит Ткаченко, топ-менеджмент не часто встретишь в подобных социальных проектах – уж слишком много требуется человеческого ресурса – сил, времени и желания передавать знания. Можно оказаться в паре и с молодым предпринимателем, который, тем не менее, уже на протяжении многих лет имеет устойчивый и процветающий бизнес. Бояться «молодости» здесь не нужно, а вот пассивности – стоит. Борис объясняет это так — «консультанты крупных компаний вполне могут выступать консультантами, бизнес-тренерами, но наставники в России – это, скорее, тот, кто проходил всё на собственном опыте и может предостеречь от ошибок». Одной из самых наиболее частых причин распада пар по итогам первого года реализации проекта Фондом поддержки предпринимательства Югры является неимение времени на встречу у одного из её членов. Наставничество – это не про пять минут в неделю и не все наставники готовы к объёмным обязательствам и далеко не все наставляемые на самом деле горят желанием делать свой бизнес прибыльным и успешным. Отсутствие мотивации у одного мгновенно отражается на мотивации другого, отсюда напрашивается вывод – участников проекта стоит подбирать с особой тщательностью, ведь второго шанса никто не даст. По каким критериям можно распознать человека, жаждущего впитывать знания, и человека готового забыть про конкуренцию, желание обогатиться на чужих идеях и рекламировании себя – вопрос большой. Любой проект «с человеком» — это как уравнение с неизвестными. Здесь должен каждый понимать всю серьёзность и ответственности занимаемой его роли. А деньги где? «Наставники не зарабатывают деньги на стартапах и не пиарятся, они их поддерживают, — уверен Борис Ткаченко. – Они очень похожи на волонтёров, потому что их социальная ответственность перед развитием молодого предпринимательства никем не оплачивается». Конечно, для многих действующих предпринимателей рано или поздно возникает соблазн увидеть в своём наставляемом не только партнёра, но и человека, в дело которого можно вложить средства и получить прибыль. С этим соблазном Борис предлагает бороться, потому что инвестирование – это уже не про партнёрство и не про равенство, ведь инвестор не всегда работает в интересах человека и его развития. Бывают случаи, когда наставляемый получает деньги от наставника и начинает его шантажировать – раз ты вложился, то ты и крутись. А бывает, что во время наставничаства обе стороны столько всего узнают друг о друге, что уже не хотят больше взаимодействовать. Так что вопрос инвестирования в наставляемого полон подводных камней. Руководитель и автор проекта www.detkin-club.ru Игорь Зайцев ведёт не одного, а сразу трёх наставляемых, которые живут в разных городах — два из них «пришли» к нему из совместной программы «Сбербанка» и Google. Он уверен, что проекты по наставничеству невероятно востребованы в России и всегда должны эволюционировать. С наставляемым от Фонда поддержки предпринимательства Югры повезло – его проект полностью связан с деятельностью наставника, отличие – в теме, что не позволяет конкурировать. А вот бизнесы других ребят не совсем знакомы и некоторые вопросы Игоря могли бы поставить в тупик. В таких моментах важно сказать «давай разберёмся вместе» или направить наставляемого туда, где может быть оказана ему помощь – в соответствующее учреждение или информационный ресурс. Отзывы участников На данный момент подходит к концу первый год реализации проекта Фонда поддержки предпринимательства Югры «Бизнес-наставничество» в Сургуте. Второй набор планируется в декабре 2017 года. Примерно в это же время проект запустят в Нижневартовске. Будет ли он отличаться по формату – пока ответить сложно, но то, что он нужен и актуален – уверены все. Чтобы оказаться в проекте, достаточно зайти на сайт sb-ugra.ru и оставить заявку. Один из участников проекта руководитель языкового центра «HomeLand» Аскар Даулетов сравнил предпринимателей первого года со слепыми котятами, рассказав, что мог запутаться в вопросах ведения бизнеса, если бы не его наставник. С ним он выстроил бизнес-процессы и наладил приток клиентов. Ещё один наставляемый – предоставляющая юридические услуги Татьяна Солодова, которая проект Фонда поддержки предпринимательства охарактеризовала так: «возможность уверенно идти вперед с поддержкой опытного наставника воодушевляющего на действия и предостерегающего от критичных ошибок». Тренер по постановке голоса и ораторскому мастерству Марина Гаева признаётся, что накануне написания данной статьи она поставила личный рекорд по заработанным средствам, притом раньше эту сумму зарабатывала целая команда, а сейчас она сделала это одна. Катализатором раскрытия её способностей и возможностей стал именно наставник, который посоветовал ей переориентировать бизнес, сохраняя собственную личность и своих клиентов. Большую роль сыграла именно психологическая поддержка.