Чтобы не портили воздух: предприятия хотят выселить из Астаны
АСТАНА, 31 окт — Sputnik, Дмитрий Покидаев. К 2030 году крупные предприятия столицы предполагается вынести в столичные пригороды, которые за счет этого станут "магнитом" для мигрантов, ищущих в столице работу, сообщил во вторник министр по инвестициям и развитию (МИР) Женис Касымбек. Такие планы содержатся в межрегиональной схеме территориального развития Астанинской агломерации, которую глава МИР представлял на заседании правительства — и которую кабмин одобрил. Касымбек пояснил, что вынос производства за пределы столичной черты обусловлены целым рядом факторов — от испорченного воздуха до неконтролируемых миграционных и транспортных потоков. Которые чреваты "стихийным разрастанием пригородной зоны" главного города страны. "В целях развития управляемой урбанизации и диверсификации экономики с учетом имеющихся ресурсов требуется государственное градостроительное регулирование, решение указанных процессов и этим вызвана необходимость разработки проекта, предоставленного на ваше рассмотрение", — обратился министр к коллегам по кабмину. Аршалы и Шортанды сделают контрмагнитами Астанинскую агломерацию разработчики распространили на собственно Астану, на три района Акмолинской области (Аршалынский, Целиноградский и Шортандинский), а также на четыре южных округа Аккольского района Акмолинской области. Всего в агломерацию вошли 124 населенных пункта с общей численностью населения в 1,2 миллиона человек (на конец 2016 года) — и с потенциалом увеличения до 1,6 миллиона человек к 2030 году. На территории, охватывающей эти 124 населенных пункта, МИР выделил зону интенсивного развития — 7,5 тысячи квадратных километров, где будут создаваться индустриальные зоны. Остальная территория исторически может быть использована для создания продовольственного столичного пояса, а также для развития туристической деятельности. При этом в пределах 7,5 тысячи "индустриальных" квадратов, способных принимать те миграционные потоки, которые сейчас устремляются в Астану для поиска работы. "По основным транспортным коридорам определены русла расселения и города — контрмагниты на базе поселка Аршалы, поселка Шортанды и станции Жайнак. Потенциальными контрмагнитами определены города Акколь и поселок Акмол. Они расположены на удаленном расстоянии от города-ядра и имеют достаточные ресурсы, чтобы оттянуть миграционные потоки, — заявил Касымбек. — Свободное передвижение населения, связь ядра с перспективными точками роста должно обеспечиваться посредством основных магистральных дорог", — пояснил он этот выбор. По его планам, концентрация производства в контрмагнитах и спутниках позволит сформировать территории опережающего роста, которыми должны стать индустриальные зоны "Аршалы" (Аршалынский район), "Тонкерис" (Шортандинский район) и "Жайнак". При этом в МИР ожидают рост производства промышленной продукции в пристоличной территории на 144%, а также планируют осуществить "вынос крупных промышленных объектов из Астаны на территорию агломерации посредством создания 3 индустриальных зон". Тут остается пока один непроясненный вопрос: с новыми предприятиями, которые изначально будут строиться за пределами Астаны, все ясно, а вот как к переселению фактически на 101 километр отнесутся собственники уже действующих предприятий? Тем более крупных: шиномонтажку передислоцировать можно за один день и с минимальными финансовыми затратами, а вот (условно говоря) передислокация производства шин — это другие сроки и другие деньги. Поэтому хотелось бы услышать мнение потенциальных "переселенцев" до того, как их начнут выселять. С логистикой проблем нет Но, видимо, межрегиональная схема пока конкретных переселенцев пока не называет, а потому и за комментариями обращаться пока не к кому. Известно только, что "для улучшения экологического состояния агломерации предлагается перенос из Астаны предприятий-загрязнителей I-II классов". В число таких предприятий в настоящий момент входят асфальтобетонные заводы, завод по производству мясокостной муки, а также комплекс по переработке твердых бытовых отходов и собственно полигон захоронения отходов. При этом в МИР достаточно мягко стелят относительно логистической составляющей такого переселения производства в пригороды: так, поселок Аршалы находится на оси развития Астана-Темиртау-Караганда — и в непосредственной близости от этой трассы. Село Тонкерис (Шортандинский район) расположено на высокоскоростной международной магистрали между Алматы и российским Челябинском транзитом через Балхаш, Караганду, Костанай. "Выбор данного населенного пункта обусловлен уже имеющейся налаженной инфраструктурой, в частности действующей электроподстанцией, транспортной инфраструктурой. На сегодняшний день уже выделен земельный участок площадью 100 га для производственного назначения", — прокомментировал министр выбор третьей индустриальной зоны в селе Жайнак. Что касается оставшейся территории, то на ней за счет диверсификации посевов и поголовья, в также за счет интенсификации деятельности производство сельскохозяйственной продукции по прогнозу МИР увеличится на 170 %. Основным рынком сбыта этого продовольствия будет Астана и разросшиеся "контрмагниты". Также предполагается, что разрастающаяся столичная агломерация будет обеспечивать себя сама строительными материалами, которые при росте населения будут востребованы не меньше, чем продовольствие. Ну, а туристическую составляющую предлагается развивать за счет "более полного использования природно-ландшафтных и историко-культурных ресурсов", а также за счет "улучшения материально-технической базы объектов туризма и развития национальных видов спектра рекреационных услуг". Последнее означает, что на территории пристоличной агломерации будут активно развиваться этноаулы, которые имеют особую привлекательность для иностранцев. По мнению Касымбека, это позволит создать около 2300 дополнительных рабочих мест, что обеспечит рост внутреннего туризма на уровне не менее 5% ежегодно. Ну, а помимо прочего, схема не забывает о создании зеленого коридора "Астана-Бурабай", который должен сомкнуться с естественными лесными массивами Борового, а также о строительстве газопровода "Сарыарка", который позволит газифицировать Астану и еще 30 населенных пунктов агломерации. Правда, как известно, с источником финансирования строительства этого газопровода правительство и акимат Астаны пока не определились — но до 2030 года времени еще — вагон и маленькая тележка щебня…