Hoversurf: создать транспорт будущего (и взлететь на хайпе)
Петербуржец Александр Атаманов запустил несколько удачных бизнесов и решил воплотить мечту — создать летающий мотоцикл. Собрав его из деталей, которые привёз из-за границы буквально «в чемодане» (а затем представив ещё несколько прототипов), он продемонстрировал работающую модель и создал хайп вокруг своего проекта, собрал 1,2 тыс. предзаказов со всего мира, получил предложения о сотрудничестве от Сбербанка и ВЭБа и медаль от ДОСААФ. Московская мэрия обещает поддержать его проект летающего такси, а власти Дубая уже готовы помочь с запуском производственной линии. Атаманов рассказал Inc., как привлек миллионные инвестиции с помощью хайпа и роликов в YouTube, что делает, чтобы стать аналогом Apple на рынке летающих устройств, и как скоро человечество пересядет на летающие мотоциклы. Когда в июне 2016 года несколько десятков участников конференции Startup Village в Сколково столпились у баскетбольной площадки, где проходила первая публичная демонстрация летающего мотоцикла Scorpion 1 от Hoversurf, зрелище нельзя было назвать захватывающим: ховербайк с пилотом под сдержанные аплодисменты несколько раз поднялся в воздух на высоту не более метра, — но новость об этом имела самый большой охват за всю историю иннограда. Спустя год и $2 млн более совершенный Scorpion 3 пролетел по трассе Moscow Raceway, а затем поставил мировой рекорд высоты и скорости подъёма на испытаниях в Дубае. Его создатель Александр Атаманов всю жизнь занимается наукоемким бизнесом (с 2008 года разрабатывал и продавал установки для бережной струйной очистки, делал стартапы в IT). Добившись успеха (бизнес приносил около $1 млн в год), предприниматель рискнул реализовать мечту — сделать удобный и доступный летающий мотоцикл. В 2014 году он одновременно зарегистрировал компанию «ОКБ «АТМ Грузовые дроны» в России и Hoversurf — в США. Ховербайк (от англ. hover — парить) — электрический летательный аппарат, нечто среднее между квадрокоптером и мотоциклом, управляемый как в ручном, так и в автоматическом режиме. Проект изначально был некоммерческим. Однако в октябре 2016 года концерн Airbus представил концепт беспилотного аэротакси, заявив, что полноразмерный прототип будет готов к концу 2017 года. О заинтересованности в пассажирских перевозках летательными аппаратами на базе дронов заявила и компания Uber. Атаманов оценил перспективы рынка и понял, что на летающих мотоциклах можно делать бизнес. Но чтобы продавать летающие мотоциклы, нужно решить юридические и инфраструктурные вопросы, запустить производственную линию — а для этого накопить экспертизу и привлечь инвестиции. Фото: Андрей Стекачев/Inc. «Этот процесс не закончится никогда» По расчётам Атаманова, на запуск массового производства ховербайков уйдет примерно $12 млн. Для таких инвестиций нужны прототипы. Первую модель (2015) — Scorpion 1 — проектировали больше года. Детали Атаманов привёз из США, где их помогли изготовить местные инженеры — специалист по композитным материалам из Tesla Motors и электронщик. Помещения под производство арендовал в Технопарке «Сколково», Алексей Гирин управляющий партнер Starta Capital — Атаманов — один из немногих в России технологических предпринимателей, который умеет доводить свои проекты до реализации. Но наши инвесторы, видя такой железный проект, хотят получить контрольный пакет акций — и проект часто сразу умирает. Александр и текущие инвесторы сейчас ищут новых. Нужно привлечь таких людей, которые понимают, что контрольный пакет должен быть у создателя, чтобы сохранить энергетику и запал проекта. Сергей Солонин основатель и генеральный директор Qiwi — Мне понравилось, что молодые ребята из России хотят поднять в воздух человека. Звучит фантастически, но очень интересно и амбициозно. Я вложился одним из первых и сейчас помогаю искать для проекта новые инвестиции на российском рынке, потому что хочу, чтобы проект остался в России, не уехал на Запад. резидентом которого стал за несколько лет до этого ещё со своим первым бизнесом (аренда минимальной площади, по данным Технопарка, обойдётся резиденту почти в 1 млн рублей в год). Себестоимость первого прототипа, по данным газеты «Ведомости», составила более $53 тыс.; по словам Атаманова, в создание вложено $500 тыс. Scorpion 1 принёс компании грант в 10 млн рублей от Фонда содействия инновациям (ранее Фонд дважды поддерживал стартапы Атаманова) и предпосевные инвестиции. У Атаманова уже был пул знакомых, которые вкладывались в его предыдущие проекты — бизнес-ангелы Николай Белых и Сергей Солонин (Qiwi), а также нью-йоркский венчурный фонд Starta Capital. Пять инвесторов вложили около полумиллиона долларов, у всех разные доли и условия (подробности не разглашаются). Такую же сумму вложил сам Атаманов. На деньги инвесторов компания за год создала Scorpion 2 и Scorpion 3. Видео полёта Scorpion 3, выложенное на YouTube в феврале 2017, за неделю набрало 46 млн просмотров, потенциальные покупатели начали оставлять предзаказы на сайте, а компания Атаманова снова привлекла инвестиции. На сегодняшний день в проект вложено около $2 млн — и это не считая «нескольких миллионов долларов», которые готов вложить в проект ВЭБ. Подробности предприниматель не сообщает, ВЭБ на момент публикации не ответил на запрос редакции. Сейчас Атаманов работает над более безопасным Scorpion 5 и дроном-такси, но дату релиза не называет, о вложениях сообщил лишь, что «деньги — только инвестиционные». Работу над прототипами комментирует так: «Сделали один — делаем следующий, учитывая все недостатки предыдущего: это эволюция, развитие технологии. Этот процесс не закончится никогда». Об обязательствах перед инвесторами говорит: «У компании обязательства — наращивать технологии, компетенции, портфель патентов и свою стоимость». Ценные знания По словам Атаманова, для него серийное производство — не главное: «Основная цель технологической компании — развитие технологий и усиление компетенций, по ним и надо оценивать успехи. Более 80% стоимости технологических компаний составляет интеллектуальная собственность». «Грузовые дроны» уже запатентовали в России раму мультикоптера, систему для увеличения продолжительности и дальности полета и способ аварийной посадки; компания поставила два мировых рекорда — высоты полёта дрона (28,5 м) и скорости подъёма (5 м/с). Оценку стоимости патентов бизнесмен не проводил, но уверяет, что инновационные разработки повысили капитализацию компании более чем в 20 раз только за 2017 год. Фото: Андрей Стекачев/Inc. Фактором успеха Атаманов считает команду: «Я самостоятельно подобрал и нанял сильных сотрудников — собственной компетенции на всё не хватит». Сейчас с ним работают 15 человек: десять — в «Сколково», пять — удалённо, из них трое — в Калифорнии. С американскими инженерами Атаманов познакомился во время поездки в Кремниевую долину, в центр прототипирования Techshop. Российских коллег нашёл в СПБГУТ, ОКБ Миля, ОКБ Сухой, Московском физико-техническом институте и Московском инновационном университете. Многие выходят на него сами: «Мы ведем себя очень открыто — используем технологии open source, рассказываем об успехах в соцсетях и на YouTube (начали ещё в Штатах в 2014 году). У нас сформировалось огромное количество фолловеров — изобретателей, инженеров, ученых со всего мира. Лучшие из лучших могут попасть в команду». Сотрудникам платят примерно в два раза больше, чем в государственных ОКБ (средняя зарплата инженера в государственном ОКБ — от 45 тыс. рублей). Сейчас команда работает над революционной турбиной, которая позволит избавиться от пропеллеров. Компании также предстоит решить проблему дальности полётов. Нынешних полимерных и литиевых батарей хватает максимум на 10-20 минут, но Hoversurf разрабатывает гибридную систему, где будет использоваться и обычный бензин с АЗС. Это, по расчетам Атаманова, позволит летать на 300 км (на нынешних моделях — 7-12 км). Эксперты о перспективах рынка дронов Илья Родин партнер венчурного фонда FPI (инвестирует в дроны) — Hoversurf — достаточно интересный проект. Технически их летающий мотоцикл вобрал в себя лучшие технологии и приблизился к пределу возможностей электрических мультикоптеров, которые можно реализовать в рамках современных технологий. Основная сложность подобных мультироторных проектов — малое время полёта (малый запас хода) из-за малой удельной плотности энергии (Втч/кг) доступных аккумуляторов. Для экстремальных видов спорта или силовых ведомств этого может быть достаточно, для массового рынка вряд ли. Отдельный вопрос — безопасность и тесно связанное с ней регулирование. Поэтому беспилотные версии подобных аппаратов могут иметь больше шансов на массовое внедрение, особенно если получится решить проблему с малым временем полёта. Дмитрий Кравцов принципал венчурного фонда Quantum Wave Fund (отвечает за технологическую оценку проектов) — В 2016-2017 мы видели в Кремниевой долине 4 компании с подобным продуктами в стадии фандрайзинга. Применения пока очень нишевые, у таких стартапов проблемы с регулированием полетов, безопасностью пассажира, дальностью и длительностью. Хотя Hoversurf и похожие воздушные транспортные средства дронами не являются, появление таких новых продуктов связано с развитием коптерных технологий. По сравнению с другими индивидуальными летательными аппаратами (аэропланы, автожиры, мини-вертолеты) они привлекательны простотой управления (за авионику отвечает полетный контроллер) и невысокими требованиями к пространству для взлета и посадки. Hoversurf и подобные системы могут найти спрос в нишевых применениях для специальных задач, где необходима компактность аппарата и устойчивость полета. Uber для дронов Ховербайки Атаманова — это СЛА (сверхлегкие летательные аппараты до 115 кг), регистрации и сертификации не подлежат. Полеты на них разрешены в зоне G (ниже 3050 м вне городов, без эшелонирования). Разрешение на полеты не нужно, но перед взлетом необходимо по электронной почте уведомлять диспетчерскую, которая контролирует воздушное пространство. Hoversurf пока не производит массовый продукт, и потому Атаманов не занимался сертифицированием, но в будущем планирует сертифицировать «скорпионы» во всех мировых агентствах авиации — кроме того, следующие модели будут тяжелее. «Для нас безопасность прежде всего. В небе персональный дрон может мешать аппаратам других классов. Поэтому нужен отдельный эшелон, — говорит предприниматель. — Есть идея предложить властям определенные маршруты (городские, областные — любые) и эшелон для персональных дронов, внести поправки в законодательство, дополнить компьютерную систему диспетчеризации. Чтобы можно было сделать Uber, но для персональных дронов». Фото: Андрей Стекачев/Inc. Кто хочет ховербайк? Первый «скорпион» привёл первых клиентов — но большинству были интересны не летающие мотоциклы, а грузовые дроны. Например, для ДОСААФ компания Атаманова разработала беспилотную платформу для химобработки полей (её стоимость и результаты переговоров предприниматель разглашать не может — «Зато уже дали медаль ДОСААФ»). По просьбе Сбербанка делает инкассаторский дрон, — проведены успешные испытания, команда работает над увеличением дальности полёта (сейчас — 12 км), но информация об условиях заказа, объеме и сумме сделки также подпадает под NDA. Что говорят чиновники Сергей Извольский, советник руководителя Росавиации, рассказал Inc., что для свободного использования летательного аппарата типа Hoverbike нужна сертифицикация агентства, причём инициировать её должен производитель. «Для пилотируемых аппаратов не разработан регламент учета и регистрации. Законодательство движется в эту сторону, но невозможно оценить, сколько это займет времени», — уточняет он. Летающие мотоциклы опережают время, считает Олег Пантелеев, глава Аналитической службы Агентства «АвиаПорт». Он уверен, что в большей степени именно от настойчивости разработчика зависит, как скоро любой желающий сможет полетать на ховербайке: «На мой взгляд, главной проблемой является запрет на полеты на таких аппаратах над городами, поэтому уделом их владельцев будут либо покатушки за городом, вдали от аэродромов, либо нелегальная эксплуатация». Scorpion 3 привлёк покупателей, которых интересуют именно ховербайки. После лётных испытаний на сайте компании открылся приём заказов, их количество — Hoversurf не занимается маркетингом, интерес подогревают публичные полёты — уже превышает возможности производства (по словам Атаманова, хватит на два года вперед). Предполагается, что Scorpion 3 будет стоить $70–80 тыс. (грузовая версия — $40–70 тыс.), прибыльность каждого ховербайка предприниматель оценивает в 20%, а срок изготовления — в два месяца. Но продажи начнутся только после запуска производства. Пока что компания продолжает принимать заказы (их уже 1,2 тыс.) и формирует очередь на отгрузку. По словам Атаманова, ему пишут люди со всего мира, от Австралии до Перу, но продавать свои ховербайки всем подряд он не готов — если продукция Hoversurf засветится в аферах, это может ударить по репутации компании: «Не хочу, чтобы наш дрон использовался, например, для контрабанды. Мы хотим приносить людям только пользу, поэтому работаем в основном не с частными клиентами, а с государственными службами, которые занимаются спасением жизней». Так, в октябре 2017 года компания заключила партнёрство с Департаментом полиции Дубая — его представители сами обратились к Атаманову, пригласили на совместные испытания. По словам предпринимателя, похожие предложения о сотрудничестве поступали от полиции США и министерства транспорта Сингапура, где на базе летающих мотоциклов хотят развивать службу такси. Поддержать подобный проект готова и московская мэрия — денег, правда, пока не дали. Закрытая презентация дрон-такси состоялась на днях, публичная запланирована на 2018 год. Андрей Тихонов заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы — Уже год мы реализуем программу «Сделано в Москве», когда столичные производители при финансовой поддержке города представляют свою продукцию под брендом Made in Moscow на отраслевых выставках и мероприятиях, в том числе за пределами России. Hoversurf был представлен в июле на выставке МАКС 2017 на стенде Правительства Москвы в рамках экспозиции Made in Moscow. Он вызвал огромный интерес у гостей выставки и прессы. Всего в технопарках Москвы более 20 проектов по беспилотникам (от грузовых дронов-инкассаторов до беспилотных автобусов), а в технопарке «Калибр» недавно открылась первая экспериментальная трасса для тестирования беспилотных транспортных средств. Фото: Андрей Стекачев/Inc. В ожидании рынка Как резидент Сколково, Атаманов использует 3D-принтеры, токарные и слесарные станки от технопарка, но для массового выпуска ховербайков их не хватает. Предприниматель хотел бы открыть производственную линию в России, но все зависит от того, в какой стране он найдет инвесторов: «Я не готов к переезду, могу уехать на время ради развития проекта. Но если не найду инвестиции в нашей стране, то, к сожалению, Hoversurf не будет развиваться как российский проект». Ехать, возможно, придётся в Дубай, власти которого готовы содействовать в поиске производственного помещения, оборудовании и найме рабочей силы. «В какой-то момент рынок персональных дронов сформируется — об этом говорят и корпорации, и ученые; в эту сторону двигаются Uber, Boeing, Airbus, Intel, Google, — размышляет Атаманов. — Сейчас все проекты в этой области находятся на очень ранней стадии, пока летать опасно, мы опережаем время. Но прогресс неумолим. Мы видим, что формирование этого рынка не за горами, — Дубай это подтвердил, там уже разрешили полеты дронов-такси». Hoverserf, по планам создателя, должен стать аналогом Apple на рынке дронов — первым внедрить все самые передовые технологии. Сейчас Атаманов готовится к очередному раунду инвестиций; вопрос о сделке будет решен в течение ближайших четырех месяцев. Если сделка сорвётся, Атаманов готов на краудфандинг. Другие ховербайки В 2014 году несколько компаний представили проекты «хелибайков» — мотоциклов-вертолётов (голландский PAL-V) на традиционном топливе, а калифорнийский стартап Aerofex и изобретатель из Новой Зеландии Крис Маллой — концепты ховербайков на базе дрона. В 2015 году на выставке Middle East Extreme Sports Expo в Дубае был представлен летающий мотоцикл Flike Tricopter венгерской компании Bay Zoltan Nonprofit. В 2016-2017 гг. повестку перехватил Hoversurf. Сейчас основные конкуренты Hoversurf в мире — Malloy Aeronautics, Aerofex, Ehang, e-volo. Aerofex в 2015 году провела испытания прототипа двухместного ховербайка Aero-X, зарегистрировала несколько патентов в США, Китае и Японии, однако дальше дело не пошло — последние новости на сайте Aerofex датированы 31 декабря 2015 года. Основанная Крисом Маллоем Malloy Aeronautics заключила соглашение о совместных разработках с Исследовательской лабораторией Армии США и стратегический альянс с компанией SURVICE (оборонные и космические технологии). Чтобы наладить серийное производство ховербайков, Malloy Aeronautics ищет инвесторов, принимает пожертвования и продаёт дроны собственного производства. Немецкая компания e-volo в 2016 году сообщила о планах к 2020 году вывести на рынок двухместные пассажирские мультикоптеры, а к 2022 — четырёхместные и разработать стандарты их сертификации для полётов в городском воздушном пространстве. Китайская Ehang представила свой квадрокоптер с одноместной кабиной в 2016 году на выставке CES, а в феврале 2017 сообщила о партнёрстве с дубайским Управлением дорог и транспорта. Власти Дубая давно и активно интересуются инновациями в области транспорта и автономных полётов. В 2015 году появились сообщения о том, что местных пожарных планируют обеспечить реактивными ранцами, а в 2017 году полиция начала использовать для патрулирования улиц самоуправляемый автомобиль со встроенным дроном. При участии Марии Михантьевой и Анны Богомоловой