Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

«Выбираем «бегущую» команду». На форуме OpenBio объяснили стартаперам, как получить инвестиции

IPO не для России На выступлении Павла Охонина, заместителя директора новосибирского офиса консалтинговой компании Ernst&Young, прозвучало несколько любопытных цифр. В общемировых показателях по инвестициям в биотехнологии, Россия имеет скромные 2%. Это немного, по сравнению с 60% у США и 20% у Китая. Хотя в нашей стране есть отдельные инвестиционные фонды, которым интересны биофармтехнологии. Однако при вложении средств, они подходят к выбору объекта с невероятной скрупулезностью. Например, инвестиционный фонд Primer Capital из 4 тысяч проектов смог отобрать в результате скрининга только 8, со слов своего менеджера Юрия Чиргадзе. Такая тщательность объясняется выявленными недостатками на разных стадиях экспертизы, что давало повод инвесторам сомневаться в необходимости выбора конкретной компании. С другой стороны, зачастую до такого придирчивого рассмотрения проекта дело не доходит. «На нашем венчурном рынке есть общая проблема: недостаток ликвидности. Вкладываться, покупать проекты, перепродавать, выводить на IPO – это все не про Россию. Нашему инвестору неинтересно заработать через некоторое время, ему надо сразу», – рассказал Охонин. Вышесказанное относится к небольшим, частным инвесторам. Крупные фонды вроде ФРИИ действуют по другой схеме. Фонд развития интернет-инициатив обладает бюджетом в несколько миллиардов рублей, потому может потратить на акселерацию – т.е. выбор проектов и доведение их компетенций с попутным вложением средств до приемлемого уровня коммерциализации. При этом, на сам продукт, качество научных исследований могут и не смотреть, больше волнует понимание компании, что у нее за рынок и кто будет конечным потребителем. «Самый характерный пример – это новосибирский проект Memessenger – мессенджера, где общаются посредством передачи интернет-мемов. Да, выглядит все несколько необычно, но команда «бежала», если так можно выразиться. Они четко знали, что, как и для кого разрабатывают и быстро смогли собрать многотысячную аудиторию подписчиков. Потому и выбрали их для вложения средств», – заметил инвестиционный менеджер ФРИИ Алексей Гриненко. На вопрос корреспондента «ФедералПресс», почему фонд, с бюджетом в районе 6 миллиардов рублей, не может выделить миллиард, чтобы вложиться в тысячу компаний по миллиону рублей в каждую, Гриненко ответил, что в таком случае прогнозируется большее количество провалов. «Даже на стадии акселератора, когда мы выбираем три раза в год по 25 компаний и вкладываемся в них – не все доживают до окончания. Кому-то сложно выйти на другой уровень, для кого-то конкуренция с крупными игроками – подобно смерти. Зачастую, не хватает ни навыков, ни терпения – и это при тщательном отборе. Нам не хочется сеять эти деньги в никуда», – объяснил представитель ФРИИ. «Дайте немного пиара» Поразительно, что слова Гриненко о нежелании стартапов выходить на другой уровень развития, увеличивать масштабы производства совпали с мнением Андрея Линюшина, директора «Инновационного центра Кольцово», одного из организаторов форума OpenBio. «Мнение, что всем стартапам и компаниям в сфере биофармтехнологии нужны инвесторы, по сути, большое заблуждение. Представляю их всех в виде перевернутой пирамиды. На самом низком уровне – очень мало компаний, конкуренция невелика. Можно спокойно заниматься своим делом и иметь доход на хлеб с маслом. Выход на уровень выше подразумевает большие возможности, но и большее соперничество с другими игроками. Больше рисков, затрат. Еще выше ставки непременно увеличатся. Не все средние компании хотят становиться крупными, потому что понимают, к чему это ведет. А крупные инвестиции толкают на подъем, который не всегда желателен», - рассуждал Линюшин. Выставка компаний на форуме OpenBio только утвердила корреспондента «ФедералПресс» в доводе, высказанном Линюшиным. Из половины представленных проектов, тех, кто относился к Новосибирской области, большая часть высказалась за традиционные меры поддержки вроде займов и кредитов с невысокой процентной ставкой. Так, торгово-производственная компания «Веста», специализирующаяся на продуктах здорового питания, живет за счет упомянутых кредитов и отдельных контрактах, например с ВМФ РФ. «Когда Анатолий Квашнин был полпредом в Сибири, то он на одной выставке заметил, что в нашей линейке не хватает питательных батончиков для солдат. Это был хороший сигнал – мы смогли на выставке «Армия-2015» представить нужный прототип. Позже был заключен контракт с ВМФ, сейчас пытаемся выйти в целом на весь наш ВПК», – рассказала директор компании Светлана Хомичева. «Инвестиции? Зачем? Нам скорее нужна помощь государства в выходы на зарубежные рынки. Недавно смогли установить контакты с Китаем, отправили некоторые наши образцы удобрений, так на их опытных участках картофель дал в среднем на 300 граммов больше веса клубней, чем до этого. Если бы нас приглашали на крупные международные выставки и форумы в составе российской делегации это будет полезнее, чем миллионы инвестиций. Мы раскрутимся, нам бы чуть-чуть государственного PR», – такую тираду выдали у стенда компании ООО «НПК «Агрофармика». Подобные настроения, по мнению Линюшина, связаны с ростом конкуренции, продолжающимся экономическим кризисом и снижением государственной поддержки в виде дотаций. «Компании задумались, как рациональнее использовать имеющиеся ресурсы, чтобы продолжать движение хотя бы на своем уровне. Мало кто хочет ждать инвестиций», – заключил Андрей Линюшин. Фото: Светлана Албаут