СМИ Польши: Россия — пространство абсурда и безысходности
Аналитический центр Warsaw Institute однозначно констатирует: в ходе масштабных учений, элементами которых стали как российско-белорусские маневры, так и сопутствующие им мероприятия в разных военных округах, Москва отрабатывала сценарий полномасштабного вооруженного конфликта с Западом, сообщает Defence.24 (24.10). В докладе организации говорится, что учения по своему географическому охвату и численности войск заметно вышли за рамки официально обнародованных планов, а кроме того, носили отчетливо наступательный характер. Самым ярким свидетельством этого, как считают авторы документа, служат события 20 сентября, которые разворачивались на широком фронте от Баренцева до Черного моря и включали в себя проверку всех элементов ядерной триады. С космодрома в Плесецке была запущена баллистическая ракета РС-24 «Ярс», атомная подводная лодка «Дмитрий Донской» провела электронный пуск межконтинентальной баллистической ракеты, а два бомбардировщика Ту-22М3 пролетели над Балтийским и Норвежским морем. России, констатируют аналитики, удалось добиться сильного психологического эффекта на внутри- и внешнеполитической арене и одновременно подать ясный сигнал Белоруссии, которая предстала в ходе учений не самостоятельным государством, а сателлитом Москвы и полигоном, с которого можно нанести удар по ее соседям. Тема безопасности Восточной и Центральной Европы в контексте российской угрозы звучала также в связи с визитом президента Польши Анджея Дуды в Финляндию. Rzeczpospolita (24.10) цитирует главу польского государства, который с оптимизмом отреагировал на стремление Хельсинки к укреплению сотрудничества с НАТО и выразил надежду, что обе страны сходно понимают проблемы безопасности своего региона. «Мы хотим добиться того, чтобы существующие военные конфликты ушли в прошлое, а одновременно — предотвратить будущие конфликты. В этой сфере особое значение имеет политика санкций в отношении России. Наша цель — склонить Москву выйти из спровоцированного ей конфликта, продолжающегося в Луганской и Донецкой областях», — заявил Дуда, добавив, что Кремль должен отказаться от имперской политики. Как рассказал прессе президент, среди тем, которые он обсуждал со своим финским коллегой, были последствия передислокации российских войск после учений «Запад–2017», перспективы восстановления мира в захваченных Россией регионах Украины и в оккупированном Крыму, а также проект «Северный поток – 2», против реализации которого выступает Варшава. Плодотворное сотрудничество Хельсинки и Варшавы в сфере восточной политики будет возможно лишь в том случае, если оно не приведет к ухудшению контактов с Москвой или их излишней политизации, делает оговорку сотрудник Финского института международных отношений Марко Сидди, высказывание которого приводит Interia.pl (22.10). Хотя в Финляндии после эскалации украинского конфликта возникли опасения, связанные с политикой Кремля, она старается поддерживать с Россией регулярные дипломатические контакты, видит в ней относительно надежного экспортера энергоресурсов и не считает, что поставки российского газа угрожают ее безопасности, отмечает эксперт. Он добавляет, что в этом контексте тема так называемых общих угроз, например, исходящих от России, выглядит не самой удачной платформой для эффективного взаимодействия. В последний раз президент Германии посещал Россию семь лет назад, когда западным политикам казалось, что они помогут ей провести модернизацию и превратиться в современное европейское государство. Этого, однако, не произошло, а отношения между двумя странами начали ухудшаться и достигли самой низкой точки, когда Путин решил напасть на Украину и отобрать у нее Крым, вспоминает Gazeta Wyborcza (25.10), комментируя визит в Москву Франка-Вальтера Штайнмайера. Германия продолжает придавать России большое значение, а немецкий президент, который знаком со всеми влиятельными российскими политиками, решил, что переговоры принесут больше пользы, чем холодная война, предполагает автор комментария. Между тем он высказывает сомнение в том, что они могли дать какие-то реальные результаты. Москва хочет, чтобы ЕС отменил антироссийские санкции, но его члены пока единодушно выступают за их продление, поскольку россияне не выполняют пункт минских соглашений о прекращении огня в Донбассе. На прошлой неделе Франк-Вальтер Штайнмайер звонил президенту Анджею Дуде, чтобы обсудить, какие вопросы считает необходимым обсудить с Владимиром Путиным польская сторона, рассказывает Rzeczpospolita (26.10). Газета приветствует эту инициативу, указывая, что сама Варшава после начала украинского кризиса практически прервала отношения с Кремлем. По словам главы канцелярии польского президента Кшиштофа Щерского, Дуда попросил своего немецкого коллегу выяснить, как представляет себе Москва миротворческую миссию в Донбассе, а также выразил сожаление, что россияне не передают Польше вещественные доказательства, связанные со смоленской катастрофой, в частности, обломки президентского самолета. В свою очередь Штайнмайер пообещал затронуть эту важную для поляков тему, если ему представится такая возможность. В недавнем прошлом Берлин не раз занимал позицию, которая соответствовала интересам Москвы. По мнению экономиста Ежи Белевич (Interia.pl, 20.10), это можно было наблюдать в ходе войны в Ираке, при появлении планов США по созданию элементов системы ПРО в Польше и Румынии, и даже во время размещения войск альянса вдоль границ его восточного фланга. Стремление удовлетворить свои амбиции и извлечь экономическую выгоду заставляет немецких политиков соглашаться на строительство второй ветки газопровода «Северный поток», попирая европейские ценности и закрывая глаза на продолжающийся в Донбассе кровавый конфликт. Тем временем Кремль превратил газопроводы в орудие для шантажа Восточной и Центральной Европы, а Германии в его игре отводится роль защитницы российских имперских интересов внутри ЕС. Если бы, размышляет эксперт, стратегическое сотрудничество Москвы и Берлина ограничивалось производством пива или шоколада, это бы не вызывало у Польши опасений. Однако от общности интересов России и Германии в сфере энергетики всего один шаг к совместным политическим шагам, которые могут привести к конфликту внутри Европейского союза и разрушению солидарности в рамках НАТО, предупреждает он. Эмоциональный отклик польской прессы вызвал выходящий на польские экраны фильм «Кроткая» Сергея Лозницы. Публицист Gazeta Wyborcza (25.10) называет картину «созданной из элементов реальности фантасмагорией», превращающейся в ловушку для зрителя, который погружается в безысходный кошмар и заглядывает на самое дно жизни. Следуя за главной героиней, оказывающейся в городке, где единственным «градообразующим предприятием» служит тюрьма, он проходит очередные круги ада, а когда фильм заканчивается, чувствует, будто за ним захлопнулись двери «черного воронка», — описывает свои ощущения от просмотра автор комментария. Лозница, подчеркивает он, снял ленту, антисоветское послание которой превосходит по своей силе, все, что предлагал раньше российский кинематограф. Фильм не оставляет надежд на человека, общественное братство и разрушает легенду, которую создавали трагические картины Шукшина или комедии Рязанова и Данелии, говорившие: «все мы обречены общаться с бездушными чиновниками и высокомерными продавщицами (читай: неэффективным государством), поэтому мы должны помогать друг другу». Путинский авторитаризм породил новую поэтику российского кинематографа, полную метафор, символики и мощных образов, пишет кинокритик Лукаш Адамский, рецензию которого публикует wPolityce.pl (24.10). Россия предстает в новом фильме Лозницы большой тюрьмой, пространством абсурда и «надушенным дешевым одеколоном колосом на глиняных ногах», который не способен осознать свою слабость. Это страна, пропитанная ностальгией по временам Великой Отечественной войны и величию сталинской эпохи, но лишившаяся в современности морального стержня и уже даже не бесцельно куда-то бегущая, как в новой картине Андрея Звягинцева «Нелюбовь», а бессильно кружащаяся вокруг собственной оси. У живущих бок о бок в этом микрокосме палачей и убийц нет никаких шансов на спасение, а каждый, кто попадает в их мир, рискует сам превратиться в пособника дьявола. Режиссер, соединяя в своей ленте жестокий реализм и поэтику Феллини, производит вивисекцию России и вскрывает ее бесчеловечное нутро, выносит свой вердикт критик.